Государственное устройство. По форме государственно-территориального устройства Венгрия унитарное государство
По форме государственно-территориального устройства Венгрия унитарное государство. В административно-территориальном отношении страна делится на 19 областей, столица имеет особый статус.
Ныне действующая в Венгрии Конституция 1949 г. является первой в ее истории формально-юридической конституцией. Причем к настоящему времени ее содержание изменено практически полностью, в результате чего чисто сталинский Основной Закон превратился в образцовый западно-демократический. Последняя редакция Конституции принималась в 1989-1990 гг. в связи с ликвидацией социалистического строя и соответствующей ему политической системы.
По форме правления Венгрия - парламентская республика. Политический режим - демократический.
Высший законодательный и верховный орган государственной власти однопалатное Государственное собрание, избираемое на 5 лет, в составе 386 депутатов по пропорционально-мажоритарной системе. Объем полномочий венгерского парламента один из самых широких в мире.
Государственное собрание разрабатывает Конституцию Венгерской Республики и принимает законы, утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении. Оно также принимает решение о программе Правительства. В его компетенцию входит назначение общенационального референдума.
В области внешней политики, обороны и безопасности оно заключает наиболее важные международные договоры. Кроме того, Государственное собрание решает вопросы об объявлении состояния войны и заключении мира, объявляет (в случае войны или ее угрозы) чрезвычайное положение и создает Совет обороны. В случае вооруженных действий, направленных на свержение конституционного строя или захват исключительной власти, а также массовой угрозы жизни и имуществу граждан вследствие насильственных вооруженных или связанных с использованием оружия деяний, в случаях стихийных бедствий и промышленных аварий (особая ситуация) Государственное собрание объявляет особое положение. Если оно лишено возможности объявить состояние войны, ввести чрезвычайное положение и создать Совет обороны, а также ввести особое положение, это вправе сделать Президент Республики. В компетенции парламента находится также принятие решений об использовании вооруженных сил за границей или внутри страны.
Государственное собрание избирает Президента Республики, министра-председателя (главу Правительства), членов Конституционного суда, уполномоченных Государственного собрания, председателя и заместителей председателя Государственной счетной палаты, председателя Верховного суда и Генерального прокурора. По предложению Правительства и заключению Конституционного суда распускает местный представительный орган, деятельность которого противоречит Конституции.
Государственное собрание может объявить о своем досрочном роспуске. Кроме того, Президент Республики вправе распустить Государственное собрание, назначив новые выборы, если оно в течение одного созыва за любые 12 месяцев подряд не менее 4 раз лишит Правительство доверия или в случае прекращения полномочий Правительства не изберет министром-председателем предложенное Президентом Республики лицо в течение 40 дней после первого предложения кандидатуры. Перед роспуском Президент обязан проконсультироваться с министром-председателем, председателем Государственного собрания и лидерами партийных депутатских групп. В то же время оно действует до учредительного заседания нового Государственного собрания, которое должно быть избрано в 3-месячный срок после истечения полномочий, роспуска или самороспуска прежнего Государственного собрания.
Депутатский мандат несовместим с любыми должностями в государстве (за исключением членства в Правительстве и должности политического государственного секретаря) и службой в армии и правоохранительных органах. Депутаты имеют право обращаться с интерпелляциями к Правительству, любому его члену и генеральному прокурору по делам, входящим в их компетенцию.
Для правомочности заседания парламента требуется присутствие более половины депутатов. Решения принимаются, как правило, большинством присутствующих. Исключения установлены самой Конституцией. Для изменения Конституции и принятия иных отдельных решений, предусмотренных Конституцией, необходимы голоса 2/3 всех депутатов. Принятие ряда законов (о предусмотренных Конституцией органах власти, армии, полиции, референдуме и т.д.) требует голосов 2/3 присутствующих. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, Правительству, каждому комитету и любому депутату Государственного собрания.
Председатель Государственного собрания подписывает принятый закон и направляет его Президенту. Последний обеспечивает опубликование закона в официальном печатном органе в течение 15 дней, а в случае просьбы председателя Государственного собрания о срочном рассмотрении - 5 дней. Направляя закон для опубликования, Президент подписывает его. Если же он не согласен с законом или каким-либо его предложением, то в указанный срок может вернуть закон со своими замечаниями. Собрание вновь обсуждает закон и снова постановляет о его принятии. Вновь принятый закон Президент Республики обязан подписать и в течение 5 дней опубликовать. После первого получения закона Президент может направить его в Конституционный суд, если считает неконституционным. Последний проверяет конституционность закона во внеочередном порядке. Если неконституционность будет установлена, Президент возвращает закон Государственному собранию, а в противном случае обязан его подписать и в течение 5 дней опубликовать.
Глава государства - Президент Республики, избираемый Государственным собранием на 5 лет. Переизбрание Президента допускается только один раз.
Президент олицетворяет единство нации и стоит на страже демократической деятельности государства. Он представляет Венгрию, заключает от имени Республики международные договоры (если предмет договора подлежит регулированию законом, требуется предварительное согласие Государственного собрания), назначает всеобщие выборы в Государственное собрание и органы местного самоуправления, может участвовать в заседаниях Государственного собрания и его комитетов и выступать, инициировать общенациональный референдум. Можем вспомнить и изложенные выше полномочия в законодательном процессе.
В отношениях с исполнительной властью Президент Республики назначает и освобождает от должности государственных секретарей и республиканских уполномоченных, по предложениям указанных в законе лиц или органов назначает и освобождает от должности председателя Венгерского национального банка и его заместителей и университетских профессоров, ректоров университетов, присваивает и повышает генеральские звания, утверждает в должности президента Венгерской академии наук.
Президент также присваивает определенные законом звания, производит награждение орденами и иными наградами, разрешает их принятие, осуществляет право индивидуального помилования, принимает решения по вопросам гражданства.
Президент является главнокомандующим вооруженными силами. При введении особого положения, если Государственное собрание не может действовать, Президент Республики принимает решение об использовании вооруженных сил. Он также постановляет о чрезвычайных мерах и незамедлительно информирует об этом председателя Государственного собрания. Эти меры действительны в течение 30 дней, если не продлены Государственным собранием или его Комитетом по вопросам обороны.
При этом только представительство венгерского государства, назначение выборов, участие в работе Государственного собрания, а также инициатива референдума осуществляются Президентом по собственному усмотрению, а все остальные полномочия - только при наличии контрасигнатуры (подписи) министра-председателя или соответствующего министра.
Высший орган государственного управления - Правительство во главе с министром-председателем (Премьер-министром). Министра-председателя избирает Государственное собрание по предложению Президента Республики большинством голосов депутатов. Одновременно оно одобряет и программу Правительства. Министров назначает и освобождает от должности Президент Республики по предложению министра-председателя. После сформирования Правительства его члены приносят присягу перед Государственным собранием.
В соответствии с Конституцией Правительство защищает конституционный строй, защищает и обеспечивает права граждан; обеспечивает исполнение законов; направляет работу министерств и иных непосредственно подчиненных ему органов, координирует их деятельность; обеспечивает разработку социально-экономических планов и их выполнение; руководит деятельностью вооруженных сил, полиции и органов охраны; во время особого положения, т.е. стихийных бедствий и ликвидации их последствий, принимает необходимые меры для сохранения жизни и имущества граждан, общественного порядка и безопасности; участвует в определении внешней политики, от своего имени заключает международные договоры.
Актами Правительства являются постановления и решения, подписываемые министром-председателем. В случае состояния угрозы Правительство по уполномочию Государственного собрания может принимать постановления и меры, отклоняющиеся от отдельных положений закона. Правительство вправе изменить или отменить любые решения или меры подчиненных органов (кроме правовых норм), которые противоречат закону.
Мандат Правительства прекращается в случае: а) сформирования нового Правительства новоизбранным Государственным собранием; б) отставки министра-председателя или всего Правительства; в) смерти министра-председателя; г) выражения Государственным собранием недоверия Правительству путем избрания нового министра-председателя.
Процедура выражения недоверия определена в _ 39-а Конституции. Не менее 1/5 общего числа депутатов Государственного собрания могут выступить с инициативой недоверия министру-председателю, однако при этом они должны предложить новую кандидатуру. Это считается инициативой недоверия всему Правительству. Если по такой инициативе большинство депутатов Государственного собрания выскажется за недоверие, это будет означать, что тем самым избран новый министр-председатель ("конструктивный" вотум недоверия).
В свою очередь Правительство через министра-председателя может само поставить перед Государственным собранием вопрос о доверии. Это может быть связано с каким-либо проектом, внесенным Правительством в Государственное собрание. Если Собрание не проголосует за доверие (соответственно не поддержит внесенный проект), Правительство уходит в отставку.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Венгрии относится к романо-германской правовой семье, тяготея в ней к германской группе.
Несмотря на то что Венгрия с XVI в. (полностью с 1686 г.) и до 1918 г. находилась под властью австрийских Габсбургов, ее правовая система всегда развивалась автономно. Заимствование (рецепция) римского, а затем и австро-германского права в основном происходило не непосредственно, а на доктринальном уровне и через судебную практику.
В 1498 г. представитель низшего дворянства, дипломированный юрист Иштван Вербечи составил свод средневекового венгерского обычного права под названием "Обработка правовых обычаев славного Венгерского королевства и присоединенных земель в трех частях" ("Трипартитум"), который в 1514 г. был утвержден Королем. В нем излагалось шляхетское право: публичное и частное, процессуальное и уголовное. Этот труд вобрал все достижения университетской науки того времени в области права, а также все распространенные тогда римско-правовые и канонические концепции и вспомогательную литературу.
Хотя "Трипартитум" формально так и не вступил в силу, он вскоре приобрел авторитет закона и до 1848 г. был основным источником права Венгерского королевства. Свое значение "Трипартитум" сохранил до конца XIX в. и даже позднее.
В то время как в австрийских и чешских землях старое обычное право было заменено писаным (XVIII в.), венгерское феодальное право осталось, по сути, в неприкосновенности, выражая интересы консервативных аристократических элементов. Если в австрийской части Габсбургской империи начиная с XVIIIв. право переживает процесс бурной кодификации, в Венгрии право остается некодифицированным. По сложившейся с конца XVI в. практике отдельные правоведы стали здесь издавать частные сборники королевских декретов под названием "Collectio decretorum". В XVII в. в этих сборниках стали публиковаться и "Трипартитум" Вербечи, и некоторые источники по городскому праву. В 1696 г. впервые такой сборник был издан под названием "Corpus iuris Hungarici". В XVIII в. важным вспомогательным источником права стал так называемый "Planum Tabulare", т.е. сборник постановлений высших судов.
После того как Венгрия в 1861 г. добилась определенной самостоятельности в рамках Австро-Венгерской империи и, как следствие этого, на ее территории было отменено действие введенного было Общего гражданского уложения Австрии 1811 г., судебная практика начинает опираться на старовенгерское обычное право, принципы австрийского права и во все большей степени - на германское право. Именно оно послужило источником для реципирования в области торгового права и гражданского процесса. Многочисленные проекты венгерских ГК хотя и не стали законами, но часто использовались судебной практикой в качестве таковых и также опирались на немецкое право.
Уголовное и уголовно-процессуальное право Венгрии были кодифицированы только в 1878 г. Гражданское право - лишь в 1959 г.
После прихода к власти коммунистов в 1948 г. правовая система Венгрии подверглась полной перестройке. За короткий период 1949-1961 гг. было заново создано законодательство в основных отраслях права. При этом преобразования во многих отношениях носили для Венгрии прогрессивный характер. Страна получила первую в истории Конституцию (1949) и первый Гражданский кодекс (1959). В 1953 г. принят Кодекс законов о браке, семье и опеке, покончивший с феодальными пережитками и церковным влиянием в семейном праве. В 1961 г. принят новый УК, в 1967 г. - Трудовой кодекс, в 1968 г. были кодифицированы законы, относящиеся к административным правонарушениям (Закон 1968 г. о правонарушениях). Новое законодательство основывалось не только на марксистских догмах и советских образцах, но и на традициях германского права, собственно венгерских правовых традициях, а также современных общедемократических идеях и принципах права.
После восстания 1956 г. венгерская компартия отказалась от откровенно сталинской политики периода 1949-1955 гг. и пошла на определенную либерализацию политической и экономической жизни. В Венгрии, особенно к концу социалистической эпохи, существовала многопартийность, был ослаблен тотальный контроль над словом и печатью (с середины 1960-х гг., например, здесь была упразднена предварительная цензура, вся ответственность за публикации перекладывалась на редакторов), большей свободой деятельности обладали профсоюзы, владельцы частных предприятий, которые могли нанимать до 100 рабочих, и т.д.
Это позволило в 1989-1990 гг. осуществить плавную смену общественного строя. Уже в октябре 1989 г. в Конституцию был внесен ряд существенных изменений, направленных на обеспечение мирного политического перехода к правовому государству, в котором реализуются многопартийная система, парламентская демократия и социально ориентированная рыночная экономика.
Хотя большинство "социалистических" кодексов пока остаются в силе, их содержание очищено от норм, непосредственно связанных с коммунистической идеологией. В результате уже в самом начале 1990-х гг. Венгрия вернулась в романо-германскую правовую семью.
В настоящее время основным источником права в Венгрии являются законы и другие нормативные акты. Во главе иерархии стоит Конституция, за ней следуют законы парламента, правительственные декреты, декреты Премьер-министра и членов Правительства, акты местных самоуправлений. Определенную роль в качестве источника права традиционно играет судебная практика.
Особенностью Венгрии является исключительная активность Конституционного суда в процессе нормотворчества. Он не только аннулирует множество законодательных норм, но и самостоятельно формулирует важнейшие правовые принципы, фактически создавая новые нормы права.