Социальные последствия реформ. Чеченкая война. Внешняя политика России на рубеже веков

Социальные последствия экономической политики обеспечили популярность и успех лозунгам оппозиции, стимулировали поиски новых, более умеренных вариантов проведения реформ. Важнейшими тенденциями в развитии экономики России в 1994-1997 гг. оставались попытки стабилизации уровня неуклонно падавшего промышленного производства, ликвидации бюджетного дефицита и окончательного обуздания инфляции, а также выравнивание доходов россиян. Приоритетной задачей Правительства являлось проведение жесткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов. Одной из сложнейших проблем стали хронические невыплаты заработной платы и пенсий, задолженности государства по которым достигли в большинстве российских регионов огромных размеров.

Важнейшим источником государственных доходов было признано привлечение средств от реализации программы приватизации. Осенью 1996 г. была развернута кампания по проведению залоговых аукционов - продажа государственного пакета акций крупнейших промышленных предприятий страны во временное управление частным кампаниям, обладающим финансовыми ресурсами, на конкурсной основе. Наибольший резонанс, в том числе и политический, имел аукцион по передаче в доверительное управление государственного пакета акций РАО "Норильский никель

По мнению большинства экспертов экономика России к концу 1997 г. прошла стадию затяжного структурного кризиса. Большинство показателей свидетельствует о тенденции к некоторой стабилизации промышленного производства. Впервые за последние семь лет в нашей стране объем произведенного ВВП, по сравнению с 1996 г., не сократился, а вырос на 0,2%. В 1997 г. был отмечен значительным снижением темпов инфляции, которая ограничилась 12,5%. Таким образом, Россия входит в полосу относительно стабильных, хотя и весьма высоких по мировым стандартам, цен. Одним из важнейших инструментов Правительства в достижении финансовой стабилизации является жестокое регулирование обменного курса российской валюты, установление так называемого "валютного коридора" - твердых рамок колебаний соотношения рубль - доллар США.

Фиксированный обменный курс рубля обеспечивается значительными валютными запасами Центрального банка России, составившими в середине 1997 г. около 25 млрд. долл., а также золотым государственным запасом (около 380 т). Признанием стабильности рубля явилось заявление Правительства в августе 1997 г. о предстоящей с января 1998 г. деноминации денежных знаков в соотношении 1000:1. Результатом ее стало возвращение в денежное обращение традиционной денежной единицы - копейки. В 1997 г. впервые за много лет начало набирать обороты отечественное промышленное производство, объем которого к концу года составил уже около 1,5% - в среднем по добывающим и обрабатывающим отраслям.

Задачи экономической политики страны на 1998 г. определены среднесрочной правительственной программой до 2000 г. В основе установленных ориентиров структурной перестройки и экономического роста лежат параметры, определенные, прежде всего, денежно-кредитной политикой. Одним из условий успешного развития российской экономики является создание благоприятного инвестиционного климата, который может быть обеспечен путем последовательного осуществления налоговой реформы и реструктуризации так называемых естественных монополий.

Внешнеполитические изменения в мире

С развалом СССР и ликвидацией мировой системы социализма международная обстановка изменилась кардинально.

Во-первых, произошла коренная перегруппировка соотношения сил в мире. Отныне США стали единственной «сверхдержавой», а её руководство приступило к установлению «демократического» мирового порядка на всём земном шаре. Одновременно, существенно укрепились позиции ФРГ, Китая и Японии, заметно повысилась роль в мировой политике Венесуэлы, Бразилии, Аргентины.

Во-вторых, существенной трансформации подверглась система международной безопасности созданная после окончания Второй мировой войны. Важные решения, касающиеся судьбы народов мира, стали приниматься не только в рамках ООН, но и в Вашингтоне, штаб-квартирах «семёрки-восьмёрки», НАТО и ОБСЕ.

В-третьих, в международных отношениях, по инициативе США всё большую роль стал играть фактор военной силы (Афганистан, Ирак, Югославия). Военный блок НАТО, несмотря на самороспуск Организации Варшавского Договора, не только существует, но и увеличивается в количественном и качественном отношении. Растут также военные расходы главной империалистической державы — США. Если, в 1998 г. они составляли 260 млрд., в 2003 г. — 400 млрд., то на 2010 г. запланировано уже 626 млрд. долларов.[724] Кроме того, в 2002 г. на уровне государственной доктрины («Стратегия национальной безопасности США») был закреплён отказ Вашингтона от стратегии сдерживания агрессии и обоснован переход к стратегии превентивной войны.[725]

В-четвёртых, изменилась геополитическая ситуация на евразийском континенте. Политическая и этническая карта Евразии усложнилась, на месте бывших СССР, двух германских государств, Чехословакии, Югославии появились новые государства. В-пятых, активизировался процесс поляризации стран и народов планеты. Уже в первой половине 1990 г. по среднедушевому доходу четко выявилась трёхслойная картина мира: а) группа стран т. н. «золотого миллиарда»; б) среднеразвитые страны; в) отсталые страны. Причем разрыв между миром развитых и миром бедных стран значительно увеличился. По расчётам английского экономиста Э.Меддисона, соотношение подушевого дохода в богатых и бедных странах составляло: в 1960 г. — 30:1, в 1990 г. — 60:1, а концу 1990 г. — 74:1.[726] Усиливающееся социальное расслоение народов мира порождает условия для возникновения новых социальных, этнических, религиозных и др. конфликтов на планете.

Положение РФ в мире. Цели и задачи внешней политики России.

Положение Российской Федерации в мире на рубеже XX–XXI в. обуславливалось рядом факторов позитивного и негативного характера. К числу позитивных факторов следует отнести прекращение «холодной войны», высокие мировые цены на энергоресурсы, положение РФ как правопреемницы СССР, в т. ч. занятие Россией ключевых мест в международных организациях (Совет безопасности ООН и др.).

В ряду негативных факторов необходимо выделить разнообразные явления, появившиеся вследствие развала Советского Союза и ликвидации социалистической системы в европейских странах, многие из которых несли на себе в т. ч. и отпечаток деятельности руководства России. При этом необходимо заметить, что для России подобные следствия не были явлениями исключительно негативного характера. Так, в «наследство» РФ от СССР досталось обустройство и расквартирование на территории РФ группировки войск с боевой техникой и боеприпасами, выведенных из стран Центральной и Восточной Европы (к осени 1991 г. было выведено свыше 1 млн. военнослужащих и 45 тыс. единиц боевой техники),[727] но за ликвидацию самой мощной группировки Советских Вооруженных Сил за границей — Группы советских войск в Германии (ГСВГ) ФРГ компенсировала СССР (России) стоимость советской недвижимости в ГДР, а также предоставила нашей стране кредит в размере 10 млрд. марок.[728] Российская Федерация как правопреемница СССР приняла на себя долг Советского Союза Парижскому клубу в размере 40 млрд. долл.,[729] но взамен получила всю бывшую советскую собственность за рубежом, а также право взимать долги со стран-должников СССР, причем размеры этого долга были выше, чем сумма, которую должен был Советский Союз. Следовательно, при определенных усилиях данные факторы могли быть использованы руководством РФ для укрепления внутреннего и международного положения страны, чего, однако, не произошло.

Цели, задачи внешней политики России и способы их достижения определялись Президентом РФ, а реализовывались, главным образом, Министерством иностранных дел во главе которого находились А.Козырев (1990–1996), Е.Примаков (1996–1998), И.Иванов (1998–2004), С.Лавров (с 2004 г.). Официально приоритетные задачи внешней политики нового российского руководства сводились к укреплению позиций России на международной арене, интеграции страны в мировое сообщество, под которым понимались, прежде всего, развитые западноевропейские страны и США, обеспечению благоприятных условий для развития рыночной экономики, а также урегулированию отношений внутри стран СНГ.

В 2000 г. были приняты концептуальные документы по обеспечению национальной безопасности страны, в т. ч. её внешней политики. В документах декларировались следующие принципы внешней политики России: прагматичность, экономическая эффективность, приоритет национальных интересов, партнеров, прежде всего по СНГ, защита интересов личности, общества, государства. В 2003 г. важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности правительства были определены пространство СНГ, как сфера стратегических интересов России, а также сближение и «реальная интеграция» России в Европу.[730]

В контексте этого важнейшими направлениями внешней политики российского правительства на рубеже XX–XXI вв. следует считать: а) отношения с США и странами Западной Европы («дальнее зарубежье»); б) развитие всесторонних связей со странами СНГ и т. н. «ближнего зарубежья»); в) выстраивание дипломатических отношений с остальным миром.

После распада СССР особенно напряженно сложились отношения Центрального правительства и Чечни. В конце 1991г. к власти в Чечне пришел генерал Джохар Дудаев. Выражая волю Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН), Дудаев распустил Верховный Совет Чечено-Ингушетии и объявил о создании независимой Чеченской республики Ичкерия.

В связи с реорганизацией бывшей Советской Армии Дудаеву удалось взять под свой контроль значительную часть имущества и вооружений советских войск в Чечне, вплоть до авиации. Россия заявила о незаконности «дудаевского режима».

Вскоре среди самих чеченцев началась борьба за сферы влияния, которая при вмешательстве федеральных властей и силовых структур вылилась в 1994 году в подобие гражданской войны. 11 декабря 1994 года началась операция федеральных войск по захвату Грозного. Штурм Грозного в новогоднюю ночь, в результате которого погибли сотни российских военнослужащих, стал катастрофой. Разработка и материальное обеспечение операции были крайне неудовлетворительны. 20% боевой техники федеральных войск в Чечне было полностью неисправно, 40% – частично неисправно. Неожиданностью для российских политиков и военных оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной армии. Но самое главное – Дудаев умело играл на национальных чувствах и изображал Россию врагом чеченского народа. Он сумел привлечь на свою сторону население Чечни. Дудаев превратился в национального героя. Большая часть чеченцев восприняли ввод федеральных войск как вторжение вражеской армии, стремящейся отнять у них свободу и независимость.

В итоге операция по восстановлению законности, сохранению целостности России, разоружению бандитов обернулась для российского общества затяжной кровопролитной войной. В чеченском вопросе правительство России не проявило государственной мудрости, терпения, дипломатического мастерства, понимания исторических и культурно-бытовых традиций горских народов.

1. Правительство России стремились ликвидировать «самостоятельность» генерала Дудаева, хотело сохранить территориальную целостность России.

2. С потерей Чечни терялась чеченская нефть и нарушилась подача нефти из Баку в Новороссийск. Сокращался экспорт нефти.

3. Развязыванию войны поспособствовали криминальные финансовые структуры, заинтересованные в этой войне для «отмывания денег».

Таким образом, нефть и деньги стали истинной причиной войны.

Первая чеченская война (декабрь 1994 – июнь 1996 гг.) не была поддержана российским обществом, считавшим ее ненужной, а основным ее виновником – кремлевскую власть. Негативное отношение резко поднялось после крупного поражения российских войск в новогоднюю ночь с 1994 на 1995 гг. В январе 1995 г. поддержали применение армии в Чечне лишь 23% опрошенных при 55% против. Большинство считали эту акцию недостойной великой державы. 43% выступали за немедленное прекращение боевых действий. Через год протест против войны достиг крайне большой величины: в начале 1996 г. 80-90% опрошенных россиян относились к ней сугубо негативно. Значительная часть СМИ впервые в истории России систематически выступала с антивоенных позиций, показывала чудовищные разрушения, бедствия и горе населения Чечни, критиковала власть и силовые ведомства. Против войны открыто выступали многие общественно-политические движения и партии. Настрой общества сыграл свою роль в прекращении войны.

Осознав бесперспективность военного пути решения чеченской проблемы, правительство России стало искать варианты политического урегулирования противоречий. В марте 1996 г. Б. Ельцин принял решение о создании рабочей группы по завершению боевых действий и по урегулированию ситуации в Чечне. В апреле 1996 г. начался вывод федеральных войск к административным границам Чечни. Считается, что Дудаев погиб в апреле 1996 г.

Начались переговоры между полномочным представителем президента РФ в Чеченской Республике А. Лебедем(он был секретарем Совета безопасности) и руководителем штаба вооруженных формирований А. Масхадовым. 31 августа в Хасавюрте (Дагестан) Лебедем и Масхадовым были подписаны совместное заявление «О прекращении военных действий в Чечне» и «Принципы определения основ взаимоотношений между РФ и Чеченской Республикой». Была достигнута договоренность о проведении в Чечне президентских выборов.Окончательное решение вопроса о политическом статусе Чечни было отложено на пять лет (до декабря 2001г.). В августе федеральные войска стали выводиться из Грозного, который сразу же захватили боевики.

В январе 1997 г. Президентом Чеченской Республики был избран полковник Аслан Масхадов – бывший начальник штаба чеченских вооруженных формирований. Он провозгласил курс на национальную независимость Чечни.

Россия проиграла первую чеченскую войну, понеся существенные людские потери и огромный материальный ущерб. Было разрушено полностью народное хозяйство Чечни. Появилась проблема беженцев. Среди уезжающих было очень много образованных, квалифицированных работников, в том числе и учителей.

После подписания Хасавюртовских соглашений и прихода к власти А. Масхадова в Чечне началась подлинная катастрофа. Во второй раз за короткий срок Чеченскую республику отдали на откуп криминальным элементам и экстремистам. Конституция РФ на территории Чечни прекратила свое действие, законное судопроизводство было ликвидировано и заменено шариатским правлением. Русское население Чечни подверглось дискриминации и преследованиям. Осенью 1996 г. большинство населения Чечни потеряло надежду на лучшее будущее и вместе с русскими из республики уехали сотни тысяч чеченцев.

После окончания войны в Чечне Россия столкнулась с проблемой терроризма на Северном Кавказе. С конца 1996 г. по 1999 г. криминальный террор сопровождался в Чечне террором политическим. Ичкерийский парламент спешно принял так называемый закон, на основании которого преследованию подвергались не только те, кто действительно сотрудничал с федеральными органами, но и кто был заподозрен в симпатиях к России. Все образовательные учреждения оказались под жестким контролем самозванных шариатских судов и всевозможных исламских движений, которые диктовали не только содержание образовательных программ, но и определяли кадровую политику. Под флагом исламизации было прекращено преподавание ряда дисциплин как в школах, так и в вузах, но были введены основы ислама, основы шариата и т. д. В школах вводилось раздельное обучение мальчиков и девочек, а в старших классах требовали ношение паранджи. Вводилось изучение арабского языка, причем это не было обеспечено кадрами, методическими пособиями и разработанными программами. Боевики считали светское образование вредным делом. Произошла заметная деградация целого поколения. Большая часть чеченских детей за годы войны не училась. Необразованная молодежь способна только пополнять криминальные группировки. Неграмотными всегда легко манипулировать, играя на их национальных и религиозных чувствах.

Чеченские бандформирования проводили политику устрашения российских властей: захват заложников, взрывы домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске, нападения на Дагестан. В качестве ответной меры российское правительство во главе с В.В. Путиным приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы.

Вторая чеченская война началась в сентябре 1999 г. Она явилась совершенно другой по всем главным показателям:

· по характеру и методу ведения;

· по отношению к ней населения, граждан РФ, в том числе мирного населения самой Чечни;

· по отношению граждан к армии;

· по количеству жертв с обеих сторон, в том числе, гражданского населения;

· поведения СМИ и т. д.

Война была вызвана необходимостью обеспечения безопасности и спокойствия на Кавказе. 60% населения России было за войну. Это была война во имя защиты целостности страны. Вторая чеченская война вызвала неоднозначную реакцию в мире. Общественное мнение западных стран по поводу второй чеченской войны расходилось с общероссийским мнением. Для западного обывателя характерно восприятие событий в Чечне как подавление Россией восстания маленького народа, а не как уничтожение террористов. Было распространено мнение, что Россия виновна в нарушении прав человека, что в Чечне «этнические чистки». При этом западные СМИ скрывали преступные действия чеченских экстремистов, похищение и торговлю людьми, культивирование рабства, средневековых нравов и законов. Правительство России дало понять мировому общественному мнению, что действия федеральных войск направлены, прежде всего, на осуществление контртеррористической операции на Северном Кавказе. Вступая во вторую чеченскую войну, Россия также учитывала тот факт, что в данном регионе собственные интересы преследуют Турция, США и НАТО.

Группировка федеральных сил в Чечне насчитывала 90 тыс. человек, из них около 70 тыс. проходили срочную службу, остальные служили по контракту. По данным печати численность боевиков составляла 20-25 тыс., основу которых составляли 10-15 тыс. профессионалов-наемников. На их стороне оказался А. Масхадов.

К марту 2000 г. активная фаза чеченской войны была завершена. Но теперь боевики активно проводили на территории Чечни теракты и диверсии, развернули партизанские действия. Федеральные силы особое внимание стали уделять разведке. Было налажено взаимодействие армии и МВД.

К середине 2000 г. федеральные войска разгромили большую часть организованных боевых формирований сепаратистов и взяли под свой контроль практически все города и села Чечни. Затем основная часть воинских подразделений была выведена с территории республики, и власть там перешла от военных комендатур к созданной по указу Президента РФ Администрации Чечни и ее органам на местах. Их возглавили чеченцы. Началась огромная работа по возрождению из руин и пепла экономики и культуры республики. Однако этому созидательному труду стали мешать остатки банд боевиков, которые укрылись в труднодоступных горных местах Чечни. Они взяли на вооружение тактику диверсионно-террористической борьбы, систематически устраивая из-за угла взрывы на дорогах, убийства работников Администрации Чечни и российских военнослужащих. Только в первом полугодии 2001г. было совершено более 230 терактов, повлекших гибель сотен людей.

В начале XXI века руководство России продолжило политику по налаживанию мирной жизни на чеченской земле. Была поставлена задача – в наименьшие сроки решить проблему восстановления социально-экономической жизни и конституционных органов власти в Чечне. И в целом эта задача успешно выполняется.

Наши рекомендации