Правовое регулирование налоговой системы

Основными принципами формирования налоговой системы государства являются:

- принцип законности налогообложения лежит в основе построения налоговой системы, если налоги и сборы не предусмотрены Налоговым законодательством или введены с нарушением установленного порядка, то такие платежи и взносы не отвечают вышеуказанному принципу и не могут считаться законными;

- принцип определенности, ясности норм законодательства о налогах и сборах, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;

- принцип всеобщности налогообложения каждое заключается в том, что все без исключения юридические и физические лица должны участвовать в финансировании общегосударственных расходов посредством уплаты установленных законом налогов и сборов, данный принцип закреплен Конституцией РФ в соответствии со ст. 57 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы;

- принцип равного налогообложения, устанавливающий общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом, согласно п. 2 ст. 3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; [8, c.13].

- принцип соразмерности налогов, устанавливающий реальную возможность налогоплательщика уплатить налог, при установлении налога должны учитываться последствия, как для экономики страны, так и для налогоплательщика;

- принцип единого экономического пространства, не допускающий установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица и места происхождения капитала;

- принцип экономической обоснованности налогообложения, суммы, взимаемые государством по каждому отдельному налогу, должны превышать затраты на его сбор, обслуживание и контроль;

- принцип удобного налогообложения, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах для него должны быть понятны.

Налоговую систему государства формирует совокупность налогов, взимаемых по определенным правилам. В научной литературе существует множество подходов к определению сущности понятия «налог». В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [8,c.10].Общие правила установления налогов определены ст. 17 НК РФ. Для установления налога в обязательном порядке должны быть определены:

- налогоплательщики;

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, однако это условие обязательным не является.

Реализация стратегических задач, стоящих перед страной, требует значительных финансовых ресурсов, в том числе бюджетных инвестиций. Состояние доходной части бюджета, являющейся основой финансовой стабилизации, зависит от влияющих друг на друга критериев. Главный из них – состояние и развитие налоговой базы, т.е. общая ситуация в экономике, особенно в ее базовых отраслях. А второй критерий – это эффективность функционирования налоговой системы страны. Есть и немаловажный третий критерий - организация налогового администрирования, от которого во многом зависит отношение населения к налогам.

Основополагающим документом законодательства о налогах и сборах является Налоговый кодекс РФ. Он определяет принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, а также основы установления региональных и местных налогов. В НК РФ прописано правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, сборщиков налогов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Кодекс устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учета финансовых ресурсов и налогового учета, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения, по обжалованию действий налоговых органов и их должностных лиц. Практически речь идет о формировании новой отрасли права – налогового права с глубокой проработкой всех элементов, с учетом мирового и накопленного российского опыта, а также специфических особенностей развития национальной экономики.

Налоговым кодексом РФ создана единая комплексная система налогов, определены функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики [7, c.30].

Рассмотрим структуру общей части НК РФ. Она включает семь разделов.

Раздел I состоит из общих положений, характеризующих законодательство о налогах и сборах, и устанавливающих систему налогов и сборов России.

В разделе II речь идет о налогоплательщиках и налоговых агентах, об их правах и обязанностях, о представительстве в налоговых правоотношениях.

Следует отметить, что в этот раздел Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. № 321-Φ3 введено понятие консолидированной группы налогоплательщиков.

Раздел III говорит о налоговых органах и близких к ним органах государственной власти, а именно таможенных органах, финансовых органах, органах внутренних дел, следственных органах.

Разделом IV устанавливаются общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, в частности, установлены объекты налогообложения.

Раздел V определяет порядок сдачи налогоплательщиком налоговой декларации, а также формы и методы проведения налогового контроля.

Раздел V.1 – самый молодой в НК РФ, он вступил в действие лишь в 2012 г. Раздел говорит о взаимозависимых лицах. Определяет общее положение о ценах и налогообложении, о налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, о соглашениях в области ценообразования.

Особое место занимает раздел VI, где классифицируются налоговые правонарушения и определяется ответственность за их совершение. Ответственность налогоплательщика дифференцирована в зависимости от тяжести проступка и его последствий, умышленности или случайности его совершения, повторности и других факторов. Что особенно важно, выделены виды налоговых правонарушений, за которые прямую ответственность несут коммерческие банки и иные кредитные учреждения. До введения НК РФ ответственность банков и их руководителей за своевременное и полное поступление налоговых платежей в бюджет была чисто номинальной.

Раздел VII устанавливает порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

Правовое регулирование налоговой системы – это форма регулирования налоговых отношений, посредством которой поведение участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах налогового права. [12] http://www.worklib.ru При этом предполагается выполнение субъектами налогового права своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований – обязанностей и дозволений – прав.

Правовое регулирование налоговых отношений включает такие составные элементы, как нормы права, правовые отношения, юридическая ответственность, правовое сознание и т.д. Субъекты налогового права реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. [12] http://www.worklib.ru Отрицательная реакция субъектов налогового права образует неправомерное поведение, т.е. правонарушения.

В Российской Федерации в условиях становления рыночной экономики правовое регулирование налоговых отношений совершенствуется путем подготовки к проведению кодификации налогового законодательства [13, c.233].

Юридической базой налогового законодательства служит ст. 57 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует значительное число законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих налогообложение. В частности, Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятый Верховным Советом Российской Федерации (ред. от 1 января 2004 г)., Закон «Об акцизах», принятый Верховным Советом (ред. от 2 января 2000 г.), Закон «О налоге на добавленную стоимость», принятый Верховным Советом Российской Федерации (ред 28 ноября 2011 г)., Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций», принятый Верховным Советом Российской Федерации (ред. от 6 августа 2001 г.), Закон «О налоге на имущество предприятий», принятый Верховным Советом (ред. от 6 июнь 2003 г)., Закон «О плате за землю», принятый Верховным Советом (ред. от 26 июнь 2007 г.), Закон «О подоходном налоге с физических лиц», принятый Верховным Советом (ред. от 24 марта 2001 г.), Указ Президента Российской Федерации (ред. от 16 мая 1997) г. «О транспортном налоге», Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №11. Ст. 527.[13] http://www.consultant.ru/

Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» от 22 марта 1992 г. и другие законы и подзаконные нормативные акты.

Все эти и другие нормативные акты составляют правовую систему налогообложения.

Налоговое законодательство обладает особенностью, которая проявляется в том, что состоит из императивных правовых норм.[14] http://www.neuch.ru А это означает, что налогоплательщики и налоговые инспекции не могут своим соглашением изменить требования правовых норм налогового законодательства.

Среди вышеперечисленных и других нормативных актов, регулирующих налогообложение, особое место занимает Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», поскольку в нем определены принципы построения, структура и общий механизм функционирования налоговой системы, установлен перечень федеральных, республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований и местных налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

В Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» приведен перечень вводимых налогов (сборов) и их разграничение по уровням: федеральные налоги, налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов, местные налоги, которые вводятся или могут вводиться местными органами государственной власти.

В этом нормативном акте четко разграничена компетенция органов государственной власти по вопросам введения и определения ставок взимания соответствующего налога, а также его зачисления в тот или иной бюджет.

К компетенции республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, а так­же местных органов отнесены налоги и сборы, которые имеют местный (локальный) характер. Соответственно эти налоги зачисляются в бюджеты республик, краев, областей, автономных образований и местные в полном объеме.

В данном законе определен перечень налоговых льгот и единый порядок их предоставления, в частности налогооблагаемый минимум, освобождение от налога отдельных категорий налогоплательщиков, понижение ставок, целевые налоговые льготы. Стало быть, законом определена система применяемых льгот для всех видов налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Таким образом, Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в известной мере создает определенную четкость налоговой системы.

Как известно, важнейшим элементом налоговой политики является стабильность действующего законодательства. В то же время, как свидетельствует практика, в сфере налогообложения законодательство часто изменяется и дополняется, причем не всегда оправданно, что, естественно, ухудшает положение налогоплательщиков [6, c.7].

Однако ряд предложений по изменению налогового законодательства, высказанных учеными и практиками, следует, на наш взгляд, принять. В частности, заслуживает внимания предложение об изменении следующих законов: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; «О налоге на прибыль предприятий и организаций»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О страховой деятельности». Все эти предложения сводятся к расширению перечня льгот, к урегулированию вопросов с валютой, к изменению порядка расчетов по налогам для совместных предприятий, к раскрытию сущности некоторых понятий в законах, в частности термина «перепродажа» и др. Все это позволит создать условия стабильности законов по налогообложению, т.е. не придется часто их изменять в худшую сторону.

Кривая Лаффера (Laffer curve) показывает зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.

Была разработана американским экономистом Артуром Лаффером.

Правовое регулирование налоговой системы - student2.ru

Рисунок 2 – Кривая Лаффера.

Точки касания кривой Лаффера (Рис.2) показывают, что если, например, уровень налогообложения равен нулю, то государство лишается доходов. Если же оно намерено отобрать все доходы (t = 100%), то экономический процесс останавливается и государственный бюджет останется без доходов. При ставке tmax общая сумма доходов государства достигнет максимума Тmax. Попытки повысить налоговую ставку, например до величины t1, приведут к снижению доходов государства. Лаффер на примере кривой показывает, что повышение налоговых ставок до определенного уровня приводит к росту бюджетных доходов. Такое положительное воздействие возможно только до определенного предела, а за ним начинается так называемая "запретная зона" шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые на основании высоких ставок, приводят к значительному сокращению бюджетных доходов. Это объясняется тем, что высокие налоги подавляют частную инициативу, подрывают стремление к новым инвестициям. А. Лаффер сделал вывод, что налоговые ставки достигли уровня, который сдерживает темпы экономического развития и предлагает снизить налоговые ставки, и прежде всего на прибыль. Найти оптимальную величину налоговой ставки теоретически невозможно, и многие экономисты пытаются вычислить ее эмпирическим путем. Но здесь существуют значительные различия: одни, в том числе и Лаффер, считают, что США уже в конце 70-х годов перешли рубеж tmax, другие не согласны и доказывают возможность повышения ставки налога. Безусловно, что реальный мир является очень несовершенной площадкой для проверки результатов столь гигантского эксперимента. Налоговая реформа вместе с другими мерами позволили США увеличить деловую активность, повысить темпы экономического роста (5,5% в 1999 году): "удлинить" деловой цикл и добиться бездефицитного бюджета.[16]wikipedia

В Российской Федерации налоговое право играет важнейшею роль финансово-правовой системы государства и тесно взаимодействует с другими отраслями права.

Далее мы рассмотрим налоговую систему на определенном государстве, пусть это будет Россия.


Наши рекомендации