В виде ограничения свободы
Сущность ограничения свободы как вида уголовного наказания определяется его содержанием, которое, в свою очередь, зависит от воли законодателя, определяемой совокупностью факторов экономического, политического, социального и духовного характера.
Ограничение свободы было закреплено в первоначальной редакции УК 1996 г. Оно предусматривало содержание осужденного, достигшего к моменту вынесения судом 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. В соответствии со ст. 47 УИК специальным учреждением должен быть исправительный центр, расположенный, как правило, в пределах субъекта РФ, где проживали или были осуждены лица, к которым применялось бы данное наказание.
Отсутствие материальных ресурсов для строительства исправительных центров привело к тому, что дважды законодатель откладывал введение наказания в виде ограничения свободы, сначала до 2001 г., а затем до 2005 г. По истечении последней отсрочки Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 377-Ф3 в ограничение свободы было заложено иное содержание.
Согласно ч. 1 ст. 53 УК ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, жилища) в определенное время суток; не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования; не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования; не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях; не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы.
При этом суд возлагает на осужденного к ограничению свободы обязанность являться в специализированный государственный орган (уголовно-исполнительную инспекцию) от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление регистрации, как и возложение обязанностей не менять место жительства (пребывания) без согласия инспекции и не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, является обязательным. Иные обязанности могут назначаться судом, а могут и не назначаться, все зависит от характера и обстоятельств совершенного преступления, личности виновного.
Таким образом, сущность ограничения свободы выражается в ограничениях прав осужденных на свободу выбора места жительства (пребывания), свободу передвижения и личную свободу.
В отличие от ранее установленного содержания ограничение свободы в существующей редакции не предполагает обязательности труда осужденных. Осужденный к ограничению свободы может работать, а может и не работать, например, получать пособие по безработице. Соответственно, ограничение свободы может назначаться нетрудоспособным гражданам: инвалидам, беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, пенсионерам и др. Уголовный закон установил, что ограничение свободы не может назначаться военнослужащим независимо от оснований их военной службы (контракт, призыв), иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Ограничение свободы может назначаться как основное и как дополнительное наказание. В качестве основного оно назначается от двух месяцев до четырех лет за преступления небольшой и средней тяжести. Для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, этот срок составляет от двух месяцев до двух лет.
В качестве дополнительного наказания ограничение свободы может назначаться за совершение преступлений любой категории тяжести, включая тяжкие и особо тяжкие преступления. Главное — необходимо, чтобы ограничение свободы было указано в санкциях статей Особенной части УК именно в качестве дополнительного наказания. Срок ограничения свободы в качестве дополнительного наказания составляет от шести месяцев до двух лет.
Ограничение свободы может быть назначено в порядке замены оставшейся неотбытой части наказания более мягким по основаниям, установленным в ст. 80 УК. Такая замена возможна при отбывании наказания в виде лишения свободы. Не исключена такая замена при отбывании наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части в случае, если осужденный военнослужащий заболел болезнью, делающей его негодным к воинской службе (ч. 1 ст. 174 УИК), либо в случае возникновения иных предусмотренных законодательством оснований для увольнения с военной службы (ч. 2 ст. 174 УИК).
Кроме того, ограничение может быть назначено в порядке замены неотбытой части наказания более мягким актом амнистии (ст. 84 УК) или актом помилования (ст. 85 УК).
Различий в порядке и условиях исполнения (отбывания) наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного или дополнительного наказания, либо в виде замены неотбытой части наказания более мягким, закон не устанавливает. Единственное отличие — в мерах уголовно-правового обеспечения отбывания данного наказания.
Так, в случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.
Аналогичная уголовно-правовая ответственность наступает и в случаях злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в порядке замены оставшейся неотбытой части наказания более мягким по основаниям, указанным в ст. 80 УК, либо по акту амнистии или акту помилования.
Если же ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания, то за злостное уклонение предусмотрена уголовная ответственность. В соответствии с ч. 1 ст. 314 УК злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания наказывается лишением свободы на срок до одного года. Осуждение лица к лишению свободы за злостное уклонение от дополнительного наказания в виде ограничения свободы не исключает отбытие данного наказания в полном объеме, если не истекли сроки давности обвинительного приговора суда.
Уголовным законом не предусмотрены условно-досрочное освобождение от ограничения свободы (ст. 79 УК), а также замена ограничения свободы более мягким наказанием в соответствии со ст. 80 УК. В то же время ограничение свободы может быть предусмотрено в актах амнистии или помилования, в соответствии с которыми осужденный к ограничению свободы может быть досрочно освобожден от отбывания наказания, либо неотбытая часть ограничения свободы может быть ему заменена другим, более мягким наказанием, либо осужденный может быть освобожден от отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
Аналогично осужденный к ограничению свободы согласно УК может быть освобожден от наказания или его отбывания в связи с изменением обстановки (ст. 80'); болезнью (ст. 81); отсрочкой отбывания наказания беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся его единственным родителем (ст. 82); истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83).
Копия приговора (определения, постановления) суда об осуждении к ограничению свободы в качестве основного наказания направляется судом в уголовно-исполнительную инспекцию по месту постоянного проживания (пребывания) осужденного.
Уголовно-исполнительная инспекция в течение 15 суток со дня получения копии приговора вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в инспекцию для постановки на учет. Осужденный в течение трех суток после получения уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет.
При постановке на учет на осужденного оформляется личное дело, в котором содержатся документы, характеризующие основания постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции, анкетные данные на осужденного, его поведение и отношение к выполнению возложенных на него обязанностей и др.
Одновременно с постановкой на учет осужденный фотографируется и у него снимают отпечатки пальцев. Фотографии и дактилоскопическая карта хранятся в личном деле, а данные дактилоскопии направляются в информационные центры органов внутренних дел в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».
Важное значение при постановке на учет имеет беседа с осужденным, в процессе которой начальник инспекции или его заместитель разъясняет осужденному его права и обязанности, предупреждает об ответственности за неисполнение обязанностей и злостное уклонение от отбывания наказания, выясняет условия его проживания, работы, социального окружения и т.д. На основе этих и других данных определяется периодичность явки осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Такая периодичность регистрации составляет от одного до четырех раз в месяц.
В ходе постановки на учет может быть решен вопрос о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля за поведением осужденного. Также решение принимается на основании сведений, характеризующих личность осужденного, обстоятельств совершенного преступления, семейного положения, а также технической возможности установки средств надзора и контроля. Если такое решение не принято, то осужденному в любом случае должно быть объяснено право уголовно-исполнительной инспекции принять решение о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля позднее в процессе отбывания ограничения свободы.
Аналогичный порядок постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции действует и в отношении тех лиц, которым ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания, либо в порядке замены неотбытой части наказания более мягким. Однако для этих категорий имеются особенности в их следовании к месту постоянного жительства или пребывания, так как они освобождаются, как правило, из мест лишения свободы. Законом установлено, что указанные категории осужденных после освобождения из исправительного учреждения следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета. Администрация учреждения, откуда освободился осужденный, вручает ему предписание о выезде к месту жительства с указанием маршрута следования и времени явки в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. О направлении такого осужденного исправительное учреждение незамедлительно уведомляет уголовно-исполнительную инспекцию в письменной форме. В этом же порядке должны быть направлены в уголовно-исполнительную инспекцию осужденные, которым содержание в дисциплинарной воинской части заменено более мягким видом наказания по основаниям установленным в ст. 174 УИК.
Важным элементом порядка и условий исполнения (отбывания) ограничения свободы является исчисление срока данного наказания. В качестве общего правила установлено, что срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. Если осужденный содержался под стражей до приговора суда, то в срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей из расчета один день содержания под стражей за два дня ограничения свободы. Содержание под стражей осужденного по иным основаниям или иным уголовным делам не является законным поводом для такого льготного зачета содержания под стражей в срок ограничения свободы.
При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. Время следования осужденного из исправительного учреждения к месту постоянного жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день.
Уголовно-исполнительным законодательством предусмотрена дополнительная гарантия соблюдения осужденным порядка отбывания ограничения свободы. В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин. Уважительность причин определяет начальник уголовно-исполнительной инспекции на основании письменного объяснения осужденного и других материалов проверки. По итогам проверки он выносит постановление о незачете в срок наказания определенного периода. Постановление объявляется осужденному под роспись, оно может быть обжаловано осужденным в прокуратуру, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы или в суд.
Ограничение свободы считается отбытым, если истек срок наказания, в том числе с учетом его незачета по указанным выше основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 173 УИК отбывание наказания в виде ограничения свободы прекращается в последний день срока наказания. Уголовно-исполнительная инспекция снимает осужденного с персонального учета, надзор за его поведением прекращается.
Осужденный к ограничению свободы может быть снят с учета: при применении к осужденному акта амнистии; при помиловании осужденного; в случае отмены приговора и прекращения дела; при осуждении за совершение преступления; при переезде на новое место жительства, находящееся в компетенции другой уголовно - исполнительной инспекции; в связи со смертью осужденного и др.
Основным специализированным органом, исполняющим ограничение свободы, являются уголовно-исполнительные инспекции, входящие в уголовно-исполнительную систему и управляемые территориальными органами ФСИН России. Функции уголовно-исполнительных инспекций вытекают из норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а порядок их реализации урегулирован нормативными правовыми актами Минюста России.
К числу основных функций инспекций ч. 1 ст. 54 УИК РФ от-1 носит: ведение учета осужденных к ограничению свободы; разъяснение порядка и условий отбывания наказания; осуществление надзора за осужденными; предупреждение с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания; оказание помощи в трудоустройстве осужденных; проведение с ними воспитательной работы; применение установленных законом мер поощрения и взыскания; внесение в суд представлений об отмене не частично или о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений; внесение представлений в суд о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.
Иные функции инспекции предусмотрены в других нормах уголовно-исполнительного законодательства. В числе таких функций — взаимодействие с органами внутренних дел, органами Федеральной миграционной службы, Министерства обороны РФ; Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и др. Важное значение в этом взаимодействии придается информационному обмену о поведении осужденного к ограничению свободы.
Так, уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел (ч. 5 ст. 47' УИК), а затем взаимодействует с его сотрудниками в надзоре за поведением осужденного, в установлении фактов привлечения осужденных к административной или уголовной ответственности, в обеспечении принудительного привода осужденных, уклоняющихся от явки в уголовно-исполнительную инспекцию, в розыске скрывшихся от надзора осужденных. В системе органов внутренних дел указанные функции возложены на полицию, поэтому они базируются на положениях Федерального закона «О полиции». Согласно п. 13 названного Закона полиция обязана оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержания уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания, либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный срок. В соответствии с п. 26 названного Закона полиция должна участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы.
Наказание в виде ограничения свободы включает ограничение личной свободы, в первую очередь свободы выбора места жительства и пребывания и свободы передвижения. Именно поэтому в ч. 1 ст. 50 УИК установлено, что наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства. При этом местом жительства является место, где осужденный постоянно или преимущественно проживает. Это может быть жилой дом, квартира, приют, дом-интернат, общежитие, центр социальной реабилитации и другие жилые помещения. Принадлежит ли жилое помещение осужденному на праве собственности или он проживает там на условиях аренды, социального найма либо на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правового значения для отбывания ограничения свободы не имеет.
Осужденный обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также исполнять обязанности, предусмотренные уголовно- исполнительным законодательством. В частности, в соответствии с ч. 5 ст. 11 и ч. 2 ст. 50 УИК осужденный обязан являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания. В случае неявки осужденный может быть подвергнут приводу.
Осужденный обязан не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования. При этом законодательством Российской Федерации предусматривается пять видов муниципальных образований: 1) сельское поселение (поселок, село, станица, аул, деревня, кишлак и т. д.); 2) городское поселение (город, поселок); 3) муниципальный район; 4) городской округ; 5) внутригородская территория города федерального значения. Какой конкретно вид муниципального образования запрещено покидать осужденному, должно быть указано в приговоре суда.
Осужденный обязан не изменять место жительства или место пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции. Такое согласие может даваться только в письменном виде и оформляться решением начальника инспекции. При этом в отличие от места жительства место пребывания — это место, где осужденный находится временно: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, иное подобное заведение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства осужденного. По общему правилу осужденный должен отбывать наказаний по месту постоянного жительства, но иногда возникают ситуации, когда осужденный может находиться не по месту жительства, а по месту временного пребывания. В этом случае для изменения им места пребывания необходимо согласие уголовно-исполнительной инспекции.
Осужденный обязан не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, если такое ограничение в соответствии с ч. 1 ст. 53 УК на него возложено приговором суда. Такая обязанность может предусматривать обязательное нахождений осужденного дома, например, в ночное время, с 22 часов вечерадо6 часов утра.
Осужденный обязан не посещать определенные места, расположенные в пределах соответствующего территориального образования (магазины, казино, рестораны и т. д.), если такое ограничение возложено на него приговором суда в соответствии с ч. 1 ст. 53 УК. При этом должна быть обеспечена жизнедеятельность осужденного, поскольку для приобретения продуктов питания он должен бывать в продуктовых магазинах.
Осужденный обязан не посещать места проведения массовых и иных (культурно-спортивных, презентационных и др.) мероприятий. Такая обязанность возлагается на осужденного, если в приговоре суда предусмотрено соответствующее ограничение.
Осужденный обязан не изменять место работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции. Если такое ограничение не предусмотрено в приговоре суда, то осужденный может самостоятельно изменить место работы и (или) учебы, но он обязан не позднее семи дней со дня такого изменения уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию.
Осужденный обязан допускать сотрудников уголовно-исполнительной инспекции в свое жилище (за исключением ночного времени) для контроля соблюдения им возложенных судом ограничений, а также для осуществления надзора за поведением осужденного.
Осужденный обязан соблюдать правила эксплуатации технических средств надзора и контроля, если решение об установлении таких средств принято уголовно-исполнительной инспекцией.
На осужденного возлагаются обязанности, предусмотренные в ст. 11 УИК, а именно: исполнять установленные законодательством обязанности граждан РФ; соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования федеральных законов, определяющие порядок и условия отбывания наказания; вежливо относиться к сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций и др.
Права и законные интересы осужденных к ограничению свободы закреплены в УИК (ст. 12) и других нормативных правовых актах, регулирующих порядок исполнения данного наказания.
Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций. Он заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и в принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора сотрудникам уголовно- исполнительных инспекций предоставлены полномочия по установке аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля; посещению в любое время суток (за исключением ночного) жилища осужденного; истребованию по месту жительства, работы или учебы сведений о его поведении и т. д.
Дополнительной гарантией соблюдения осужденными порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы является применение к ним мер поощрения и взыскания.
За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и учебе уголовно-исполнительная инспекция может применять к осужденным следующие меры поощрения:
а) благодарность;
б) досрочное снятие ранее наложенного взыскания, которое может иметь место не ранее трех месяцев со дня наложения предупреждения и не ранее шести месяцев со дня наложения официального предостережения;
в) разрешение на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней;
г) разрешение на проведение отпуска с выездом за предел^ территории соответствующего муниципального образования.
Использование в деятельности уголовно-исполнительных инспекций мер поощрения является одним из способов стимулирования законопослушного поведения осужденных, положительных изменений в их личности. Применение мер поощрения не зависит от срока отбытого наказания, хотя при решении вопроса о целесообразности поощрения должны учитываться различные факторы, в том числе отбытый срок наказания. Руководитель уголовно-исполнительной инспекции может выбрать любой вид поощрения осужденного при соблюдении двух условий.
Первое: к осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, инспекция может применить поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания.
Второе: следует учитывать принцип индивидуализации оказываемого на осужденного воспитательного воздействия. Было бы нарушением указанного принципа применение поощрения в виде разрешения выезда в отпуск, если у осужденного нет средств для проведения отпуска вне места своего жительства.
Уголовно-исполнительным законодательством детально регламентируется ответственность осужденных за нарушение порядка и условий отбывания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания.
Нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы заключаются: в неявке без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет; несоблюдении без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений; неявке осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; неявке без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации; нарушении общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности; невыполнении осужденным требования об уведомлении уголовно-исполнительной инспекции об изменении места работы и (или) учебы.
В случае совершения указанных нарушений уголовно-исполнительная инспекция объявляет осужденному предупреждение, а в случае повторного совершения нарушения в течение года после вынесения предупреждения — официальное предостережение о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.
Кроме того, нарушение осужденным порядка и условий отбывания ограничения свободы является одним из оснований для внесения в суд представления о дополнении ранее установленных судом ограничений.
Злостное уклонение от отбывания ограничения свободы выражается как в системе нарушений порядка и условий отбывания наказания, так и в ряде единичных действий, свидетельствующих о злостном уклонении.
В качестве первых закон выделяет нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к осужденному взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.
В качестве вторых предусмотрены отказ осужденного от использования в отношении него технических средств надзора и контроля, сокрытие места жительства при условии, что местонахождение осужденного не установлено в течение более 30 дней, а также неприбытие в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, выданным осужденному при освобождении из мест лишения свободы.
В случае злостного уклонения от отбывания ограничения свободы инспекция вносит в суд представление о замене неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.
Для обеспечения ответственности осужденных законом предусмотрено задержание осужденного, скрывшегося с места жительства или не прибывшего из мест лишения свободы, на срок до 48 часов с последующим продлением судом до 30 суток. Впоследствии это лицо может быть направлено судом для отбывания лишения свободы либо, если ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания, для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 314 УК.
Важное значение для соблюдения прав и законных интересов осужденного, с одной стороны, и реализации принципа неотвратимости ответственности – с другой, имеет процедура применения мер взыскания. Решение о применении к осужденному мер взыскания выносится в письменной форме в виде постановления начальника уголовно-исполнительной инспекции, либо замещающего его лица. Только эти должностные лица пользуются в полном объеме правом применения мер взыскания.
Установленные материальные и формальные процедуры для применения мер взыскания.
Материальные заключаются в том, что взыскание должно соответствовать тяжести и характеру совершенного правонарушения.
Формальные подразумевают, что взыскание налагает не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка – со дня ее окончания, но не позднее 30 суток со дня обнаружения нарушения, допущенного осужденным.
Если в течение одного года со дня наложения взыскания не будет применено новое взыскание, осужденный считается не имеющим взыскания.