Первые успехи повстанцев. Провозглашение тайпинского государства

В декабре 1850 г. повстанцы одержали победу в большом сра­жении с правительственными войсками. 11 января 1851 г., в день рождения Хун Сюцюаня, в деревне Цзиньтянь было офи­циально объявлено о начале всеобщего восстания с целью свер­жения маньчжурской династии и провозглашено создание «Тай-пин тяньго» — «Небесного государства великого благоден­ствия». С этого времени повстанцев стали называть тайпинами. В сентябре 1851 г. тайпины захватили г. Юнъань (пров. Гуанси), где их армия пробыла полгода. Здесь были заложены основы тайпинского государства. Хун Сюцюань был провозгла­шен императором нового государства с титулом «небесный князь». Его соратники получили титулы князей — ванов и со­ставили правительство Тайпин тяньго. Фактическим главой пра­вительства с титулом «князь Востока» стал Ян Сюцин. Высо­кое положение Ян Сюцина в тайпинском государстве имело свое религиозно-мистическое обоснование. Считалось, что время от времени бог сходит на землю и воплощается в Ян Сюцине. В некотором отношении это ставило его даже выше Хун Сю-цюаня, который считался лишь младшим сыном бога (старшим сыном бога считался Иисус Христос).

В апреле 1852 г. тайпины прорвали заслон правительствен­ных войск под Юнъанем и развернули наступление на север. Используя свое превосходство в огнестрельном оружии, мань­чжурские войска смогли удержать лишь главный город Гуан-си — Гуйлинь и центр Хунани — Чанша. В декабре 1852 г. повстанцы вышли к р. Янцзы и захватили порт Иочжоу. Здесь находились арсеналы правительственных войск. В руки повстан­цев попало большое количество пушек и другого огнестрель­ного оружия. В конце декабря 1852—в январе 1853 г. тайпинская армия после ожесточенных боев заняла города Ханькоу, Ханьян и Учан, составляющие трёхградье Ухань — крупней­ший центр долины Янцзы. Эта большая победа способствова­ла укреплению армии тайпинов, в ее ряды вступили десятки ты­сяч новых бойцов.

Важнейшими достижениями восставших крестьян было со­здание относительно сильной и боеспособной революционной армии. Согласно тайпинским документам (на практике это редко соблюдалось), низовой единицей тайпинской армии яв­лялся пяток — четыре рядовых и один командир; каждый пя­ток имел свое название — «сильный», «храбрый» и т. п. Пять пятков составляли взвод, четыре взвода — роту, пять рот — полк. Полки объединялись в корпуса и армии. После выхода нь Янцзы тайпины создали большой военный флот. Кроме того, в тайпинской армии были отряды саперов, кузнецов, плотников и др. Из рабочих-угольщиков был сформирован особый отряд, специально предназначенный для осуществления подкопов под стены осаждаемых городов. Воинские части сопровождали барабанщики, трубачи, музыканты с дудками, рожками, гон­гами. С их помощью передавалась команда и осуществлялась сигнализация.

С выходом на Янцзы и занятием крупных городов к кресть­янам, составлявшим основной костяк армии, присоединились тысячи лодочников, кули, полукрепостных горнорабочих, ре­месленников крупных городов. Многие из них стали офицера­ми тайпинской армии. Среди тайнинских солдат преобладала молодежь. «Армия повстанцев,— писал один из англичан, насовершим грех. Направляя же эти вещи в желудок, мы думаем, что это угодно отцу небесному"».

В феврале 1853 г. тайпинская армия двинулась вниз по Ян­цзы. По реке плыл флот тайпинов, насчитывавший тысячи джо­нок. Пехота шла походным порядком по обоим берегам реки. В руки тайпинов один за другим переходили новые города. 19 марта они овладели Нанкином — одним из самых больших городов Китая, бывшим в свое время столицей государства. Нанкин (букв. «Южная столица») был провозглашен столи­цей Китая и стал именоваться «Небесной столицей».

«Земельная система Небесной династии»

После взятия Нанкина был обнародован один из интересней­ших документов тайпинского государства — «Земельная система Небесной династии». Он был призван стать основным законом, своеобразной конституцией тайпинского государства. Этот важнейший документ определял порядок распределения земли, организацию тайпинской армии, систему управления и другие стороны жизни Тайпин тяньго.

«Вся земля Поднебесной,— провозглашал земельный закон тайпинов,— обрабатывается жителями совместно... Необходимо, чтобы все жители Поднебесной в равной степени и совместно наслаждались великим счастьем, дарованным небесным отцом, господом богом: имея поля, обрабатывали бы их сообща, имея пищу, вкушали бы ее вместе, имея одежду, делили бы ее ме­жду собой поровну, имея деньги, тратили бы их совместно, чтобы.,, не было неравенства, чтобы все были сыты и одеты».

Земельный закон призывал к отмене собственности на зем­лю и разделу земли по едокам. Женщины должны были полу­чить такой же надел, как мужчины. Детям, не достигшим 16 лет, предоставлялось полнадела взрослого.

Этот документ предусматривал, что основной хозяйствен­ной, политической и военной единицей станет крестьянская об­щина. Каждая семья должна была выделить одного человека в армию. Солдат обязан был три четверти года заниматься по­левыми работами и одну четверть — военной службой. Коман­дир воинской единицы являлся одновременно руководителем гражданской власти на соответствующей территории.

О распределении производимого общиной продукта в «Зе­мельной системе» говорилось: «После уборки урожая каждая община, состоящая из 25 семей, оставляет себе ровно столько зерна, сколько необходимо для того, чтобы ее члены могли кормиться до нового урожая, а излишки сдает в государствен­ные хранилища... Этот принцип распространяется также на бо­бы, коноплю, ткани, кур, собак и на серебряные деньги».

Предусматривалось создание государственных складов: «свя­щенных хранилищ» (в которых хранилось серебре) и «священ­ных запасов продовольствия» (в которых хранился рис).

Тайпинские законы отличались крайней суровостью. В ос­нове земельного закона лежала идея военизации всей обще­ственной жизни. Это был призыв заменить феодальный строй патриархальным обществом, способным удовлетворять на ос­нове равенства лишь крайне ограниченные, самые минималь­ные потребности своих членов. «Земельная система Небесной династии» отражала идеи примитивно-уравнительного комму­низма.

Примитивными были также представления тайпинских вож­дей об окружавшем Китай мире и их внешнеполитические воз­зрения. Как «младший брат Христа», Хун Сюцюань номиналь­но считался повелителем не только Китая, но и других стран и народов. Титулы «князь Востока», «князь Запада» и т. п. под­разумевали, что их обладатели имеют полномочия управлять всеми государствами соответствующих частей света. Англича­не, посетившие дворец Хун Сюцюаня в Нанкине, сообщали: «Мы заметили висящую у входа карту. На ней изображалась „вся тайпинская империя, которая будет существовать 10 тысяч раз по 10 тысяч лет". Англия, Франция, Россия, Испания и Голландия были представлены как многие мелкие острова, об­разующие в левом углу карты весь западный мир». Тайпины остались верны традиционным китайским концепциям «Средин­ного государства». Но в отличие от Цинов они не были сто­ронниками самоизоляции Китая от внешнего мира. Считая ев­ропейцев своими собратьями по христианской вере, они готовы были установить дружественные отношения с западными дер­жавами.

Взгляды и планы тайпинов были утопическими. Большин­ство положений «Земельной системы» уже поэтому не могло быть осуществлено на практике. К тому же в условиях много­летней войны и частых изменений линии фронта оказалось не­возможным перераспределение земли. На территории, контро­лируемой повстанцами, сохранилась помещичья собственность на землю, хотя были значительно снижены налоги с крестьян и арендная плата за землю. В местных органах, создаваемых тайпинами, зачастую находились помещики и шэныпи.

Пожалуй, в большей степени уравнительные идеалы тайпи­нов осуществлялись в городах, особенно в столице их государ­ства Нанкине. Все ремесленно-кустарные мастерские, магази­ны, лавки, постройки, запасы продовольствия и т. п. были объявлены собственностью тайпинского государства. Трудоспо­собные мужчины были распределены по специальностям в трудо­вые лагеря. Произведенная там продукция поступала в «свя­щенные» склады.

В тайпинском государстве было провозглашено равнопра­вие женщин. Отменялась феодальная система брака, при ко­торой невест с детства отдавали в дом женихов. В «Земель­ной системе Небесной династии» говорилось, что при заключении браков не должны приниматься в расчет деньги или иму­щество. Каралась продажа женщин и девушек в наложницы. Запрещалось бинтование ног у девочек, уродовавшее женщин.

В занятых тайпинами районах открывались школы, воспи­тание в которых носило религиозный характер. Каждую суб­боту все дети ходили в храмы, где священник учил их запове­дям тайпинской религии.

Для того чтобы «пресечь возникновение разврата», в Нан­кине было запрещено всякое общение между мужчинами и жен­щинами. Все женское население города (кроме жен, наложниц и дочерей тайпинской знати) было вместе с детьми поселено в казармы женских трудовых лагерей, а в армии существовали специальные женские подразделения.

Обитатели мужских и женских трудовых лагерей получали продовольствие и одежду из «священных» складов. Им выда­вались небольшие суммы «воскресных денег».

При всей своей утопичности «Земельная система» тайпинов имела огромное агитационное значение, поднимала на борьбу миллионы крестьян. Это была программа антифеодальной вой­ны китайского крестьянства.

Наши рекомендации