Вопрос 47. Понятие и виды систематизации законодательства
От системы права и правовой системы следует отличать систему законодательства.
Правовая система – широкое понятие, которое включает практически все юридические явления данного общества.
Система праваявляется лишь элементом правовой системы.
Систематизация законодательства – это упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования.
Отличия:
§ По первичному элементу: в системе права – норма, в системе законодательства – акт;
§ Система законодательства шире по объему материалов;
§ Несовпадение внутренней структуры
§ Система права носит более объективный характер, а система законодательства подвержена влиянию субъективных факторов
§ Отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования, а отрасли законодательства только по предмету
Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве. Систематизация законодательства нужна также как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующей правовой системы. Кроме того, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов.
Функции систематизации:
· позволяет обозреть весь массив действующего законодательства;
· выявляет и устраняет несогласованности, противоречия, пробелы правового регулирования (дефекты законодательства);
· повышает эффективность законодательства;
· делает законодательство информационно более доступным (более удобным для пользования, облегчает поиск необходимой нормы);
· способствует изучению, исследованию законодательства;
· способствует правовому воспитанию граждан (улучшает познавательный процесс формирования их правосознания).
Виды систематизации:
1. а) внутренняя систематизация - внутренняя обработка нормативных актов, способствующая достижению внутреннего единства норм права, устранению коллизий, пробелов в праве.
б) внешняя систематизация - внешняя обработка нормативных актов, их классификация.
2. Учет нормативных актов - сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам.
Основными принципами организации учета законодательства являются:
- полнота информационного обеспечения;
- достоверность информации;
- удобство пользования.
Инкорпорация — форма систематизации, при которой нормативные акты определенного уровня объединяются в издаваемые для широкого пользования сборники, т.е. инкорпорация является постоянной деятельностью, направленной на поддержание законодательства в действующем («контрольном», «рабочем») состоянии.
Отличительной особенностью инкорпорации является то обстоятельство, что изменения в содержание помещаемых в сборники актов, как правило, не вносятся, таким образом, содержание правового регулирования, по существу, не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации.
Консолидация — это форма систематизации, в процессе которой десятки нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу.
Консолидация представляет собой своеобразный вид правотворчества, особенность которого заключается в том, что новый укрупненный акт не меняет содержания правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.
В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью.
Кодификация законодательства — это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений.
Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм. Кодификация представляет собой особую форму правотворчества.
Основными видами кодификации в настоящее время являются:
- всеобщая кодификация — понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства;
- отраслевая кодификация — охватывает законодательство той или иной отрасли;
- специальная (комплексная) кодификация — издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт.
Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах:
- основы законодательства - акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов;
- кодекс — существенный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению.
Важно подчеркнуть, что в правовой системе возможно существование и иных видов кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.
Вопрос 48 . Романо-германская правовая семья
сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в XII-XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе.
Особенности:
1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон);
2) существует единая иерархическая система источников права;
3) система признает деление на публичное и частное право, а также на отрасли права;
4) законодательство носит кодицифированный характер;
5) существует общий понятийный фонд, т.е. сходство основных понятий и категорий;
6) относительно единая система правовых принципов;
7) в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юридическим авторитетом. Существует система кодексов. Среди источников права большое место отводится подзаконным актам, обычаям и судебной практике. Однако прецедент не характерен для этой семьи, а судебная практика скорее служит вспомогательным источником, чем самостоятельным, и следование решению кассационной инстанции не обязательно для других судов, хотя и может восприниматься судами в качестве образца для решения аналогичных дел. Правовая доктрина играет основную роль в процессе правотворчества. При правоприменении она используется лишь при толковании норм права, но судьи не могут ссылаться на мнения известных ученых-юристов в обоснование принимаемых решений.
Серьезное значение придается международному праву, нередко провозглашается его приоритет перед внутригосударственным правом. Рассматриваемой семье присущ и конституционный контроль в виде специальных конституционных судов или аналогичны органов. Что касается обычая, то он имеет, как правило, ограниченное действие. Но его применение допускается в сфере частного права и нередко не только в дополнение к закону, но и кроме закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию.