СССР в середине 60-80 гг. Экономические реформы Косыгина
Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало следующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. . Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Суть реформы 1965 г. можно свести условно к трем важнейшимнаправлениям:
1) перемены в структуре управления народным хозяйством. Сентябрьский
(1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение ликвидировать территориальные
советы народного хозяйства и осуществить переход на отраслевой принцип
управления промышленными предприятиями. Были воссозданы союзные и союзно-
республиканские министерства.
2) коррекция системы планирования. Поскольку прежняя плановая система
была сориентирована на достижение роста объемов производства предприятиями
на базе валовой продукции, то предполагалось нацелить планы на
реализованную продукцию.
3) совершенствование экономического стимулирования. Оно включало:
улучшение системы ценообразования, улучшение системы оплаты труда.
В русле этих направлений предусматривалось:
1. оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятий
по реализованной продукции, полученной прибыли по выполнению
заданий;
2. поставить оплату труда работников промышленности в
непосредственную зависимость не только от результатов их
индивидуального труда, но и от общих итогов работы
предприятий;
3. положить в основу экономических отношений между предприятиями
принцип взаимной материальной ответственности. Развивать
прямые связи между предприятиями-изготовителями и
потребителями продукции. Повысить роль хозяйственных
договоров.
Реформа дала неплохие результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось. В 70—80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню — ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.). Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие т разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой — модели роста неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США. Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, ибо отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.
Положение в сельском хозяйстве также не внушало оптимизма. Затраты государственных средств непрерывно росли (в 70-е гг. они достигли более 30% всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала.
Отсюда весьма серьезные деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди, «были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях были естественным и даже неизбежным явлением.
1966 год: в апреле 1966 г. на XXIII съезде КПСС Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Л. И. Брежнев. К власти пришла так называемая «Днепропетровская группировка» (Днепропетровск – горд, где еще до войны Л. Брежнев начал свою политическую карьеру). В нее входили К. У. Черненко, Д. А. Кунаев, В.В. Щербицкий и др. Наступил «золотой век» партийно-государственного аппарата.
Принятая 7 октября 1977 года Конституция СССР стала четвертым за 60 лет советской власти Основным Законом. В ст.6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе. В общественно-политической жизни страны властвовали консервативные тенденции. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.
Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобщий характер.
Партийная элита, чутко уловив перемены, тяготилась тем, что ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той доли общественной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70—80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым (1982—1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений.
О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения . Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм — неподвижностью, преемственность — кризисом.
Гонка вооружений была добровольно приостановлена к середине 60-х гг. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений. Таких, как например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и подводой (5.08.1963г.), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.), соглашения по ОСВ-1(ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972г.) и многих других.
С момента достижения стратегического паритета (начало шестидесятых годов) военная составляющая гонки вооружений постепенно отодвигается на второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего мира.
В политической жизни Чехословакии началась знаменитая «весна». В обращении 1968 г. «Две тысячи слов» было написано: «мы должны выполнить нашу цель – гуманизовать этот режим. В противном случае реванш старых сил будет жестоким. Эта весна, как время после войны, - великий шанс, который нам дан.» «Пражской весне» была противопоставлена «брежневская доктрина». Советские войска и войска союзников вторглись в Чехословакию якобы для оказания «братской помощи». Приказ: первыми огонь не открывать, действовать по обстановке. Танки в городе встречены лозунгами: «Брежнев одурел!», «Ленин, проснись!», «Иван, возвращайся домой!» Для советских солдат эта операция стала постыдным делом.
Заключение
Период застоя был по-своему сложен и противоречив. Общество не стояло
на месте. В нем происходили изменения, накапливались новые потребности. Но
исторически сложившаяся общественно- политическая система стала тормозить
его движение, порождала состояние стагнации.
История показывает, что с самого начала административную систему
отличал экономический утопизм, замешанный на экономической малограмотности.
В сознании людей глубоко укоренились сугубо административный взгляд
на экономические проблемы, мистическая вера в организацию, нежелание и
неумение видеть, что силой, давлением, призывами к сознательности ничего в
общественной жизни и экономике не достигнуть. Такая же вера стала
свойственной и партийным руководителям самого различного ранга.
В народе широкое хождение получили настроения апатии, безразличия к
общим целям и ценностям, недоверие к реформам. Часть народа деградировала
физически и духовно на почве пьянства и бездуховности, произошли упадок
этики и резкое снижение моральных критериев, развились массовые хищения и
агрессивная зависть к честному труду. Деформация массового сознания - самое
худшее в наследии, оставленном административно-командным порядком
организации жизни людей.
Революционное обновление нашего общества представляется гораздо более
сложным делом, чем демонтаж отживших, но все еще не сдающих свои позиции
бюрократических структур. Здесь не победить натиском, смелым почином. Нужна
долгая кропотливая работа.