Психосоциальная работа как теоретическая модель и практика
Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы. Объекты психосоциальной работы. Нормативно-правовые основы психосоциальной работы в социальных службах.
Проблема психосоциального вмешательства и диагностики в социальной работе. Психосоциальные технологии (тренинги, семейная психотерапия, индивидуальная и групповая психотерапия, игротерапия, социо- и психотерапия и т.д.). Содержание и методика психосоциальной работы в организациях и учреждениях социального обслуживания ,образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, с различными группами населения.Профилактическая и индивидуальная психосоциальная работа. Специфика психосоциальной работы в различных сферах жизни общества.
Ответ:
Психосоциальная работа – это работа, которая указывает на способы решения проблем.
Психосоциальная работа в практике СР занимает значительное место, т.к. СР-к должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание, также различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; уметь оказывать первичную социальную поддержку нуждающимся; постоянно общаться с людьми, обремененными психологическими проблемами. СР-к должен владеть принципами психологически правильного общения.
В практике СР одно из центральных мест принадлежит индивидуальной беседе с клиентом. Нередко в помощи СР-ка нуждаются люди, которые не могут решить свои проблемы из-за физического состояния, у них как правило наблюдаются тенденции в сфере психики (агрессия, депрессия, аутизм).
Объекты психосоциальной работы – это люди, находящиеся в измененном (но в границах нормы) душевном состоянии, где чаще всего ведущая роль принадлежит психологической составляющей.
В ПСР объект и субъект совпадают – это человек.
Теоретическим основанием ПСР является психодинамика, которая сформировалась на основе психоанализа в его различных интерпритациях, начиная с Фрейда. Разумеется, сегодня психодинамические интерпритации поведения людей являются составной частью современного психологического знания. Однако это знание и разработка на его основе психодинамической модели СР, характеризуемой чаще всего в качестве психосоциальной, обусловили возникновение и развитие специфической модели обоснования конкретных технологий СР, оказания психосоциальной помощи отдельному человеку, семье, группе людей, имеющих проблемы.
ПСР опирается на несколько оновополагающих постулатов (компонентов):
1) СР-к в контексте отношений с клиентом должен исходить из того, что клиент не только обладает определенной психологической структурой, но и способен к ее изменению.
2) Воздействие СР-ка на клиента должно учитывать его социально-экономическое положение и статус. Важным фактором психосоциальной работы является признание принципиально важной роли изучения и учета динамики отношений в конкретной группе, среде обитания клиента.
3) ПСР оказывается полезной в процессе осуществления конкретной помощи отдельному индивиду.
4) ПСР предполагает возможность изменения, коррекции поведения, взглядов, отношений клиента посредствам воздействия на его внутренний мир.
Особый акцент в ПСР делается на понимание того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также в чем уникальность человека. При этом СР-к должен учесть собственные психологические особенности и динамику развития отношений с клиентом, возможности контактов с людьми из его окружения.
Психосоциальное влияние в СР включает в себя несколько этапов:
1) Изучение проблемы клиента;
2) Анализ особенностей соц. положения и психологического склада, чувств клиента;
3) Сближение, установление контакта СР-ка и клиента;
4) Осмысление основных событий жизни клиента. Влияние последних на проблемы, которые переживает человек;
5) Планирование согласованных действий СР-ка и клиента на основе завоевания доверия;
6) Совместная деятельность социума и клиента по решению проблемы.
Истоки психологических теорий восходят к Фрейду, который впервые описал бессознательное в психике человека и его влияние на поведение и личность. Он утверждал, что все психическое вызывается и определяется предшествующими событиями, в негативном детстве. Сознание, подсознание и бессознательное – 3 уровня психического. Именно на бессознательном уровне находятся основные детерминанты личности, псих. энергии, побуждений (например: бессознательное чувство вины).
Адлер выстроил собственное понимание бессознательного содержания личности, сущность которого состоит в признании господства индивидуализма. Когда человек выполняет свою жизненную цель, он стремится быть «особым человеком», поднимаясь над своим комплексом неполноценности, от которого хочет избавиться с помощью цели. Индивидуальная психология Адлера кроме стремления личности к превосходству (приобретенное в жизни), признает и чувство общности (врожденное).
Юнг последователь Фрейда. Описал коллективное бессознательное – то, что накоплено человечеством, глубинные психологические образования, которые передаются от поколения к другому в виде архетипов (архетипы – это образования, существующие уже при рождении ребенка и содержащие опыт предшествующих поколений). Именно архетипы направляют и организуют психику. Архетипы – символы, мифы, традиции. Эту структуру можно назвать Сверх – Я.
Гуманистическое направление в психологии возникло и активно стало развиваться в последних десятилетиях. К этому направлению относят концепции Роджерса, Маслоу (гуманистический подход), Франкла (экзистенциональный подход), Перлса (гештальт – традиции).
Важность рассмотрения вкладов в СР этих психологических подходов трудно переоценить по 2м причинам:
1) в своей основе сущность, содержание и методы СР являются гуманными.
2) подходы позволяют понять человека как целостную систему (личность), находящуюся во взаимодействии со своим окружением.
Сущность гуманистической психологии Роджерса – акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решения. В основе такого подхода человек, его предназначение жить и действовать.
Маслоу разработал концепцию иерархии потребностей:
1 уровень – (низший) естественные биологические потребности человека;
2 уровень – потребность в безопасности, опеке, знании, самовыражении;
3 уровень – потребность в самоактуализации, становлении, росте личности.
Экзистенциональная психология дает возможность в СР с клиентами научить их планировать и развивать отношения с другими людьми, которые обеспечивают ему определенное существование.
Примером могут служить теоретические построения и практика Франкла. Важнейшим стремлением личности он считал – обретение смысла жизни.
Для человека важно не то, что с ним случилось, гораздо значительнее его отношение к случившемуся. ПСР с людьми автор назвал логотерапией – помочь найти смысл жизни и цель жизни индивида, понять как человек конструирует свой мир.
Гештальт – психология. Основоположник – Перлс. В основе его подхода прежде всего непосредственные чувства и переживания, актуальный опыт. Личность состоит из множества частей, что делает ее неповторимой. По мере развития человек испытывает ряд переживаний, которые разрушают единство личности. Многовариантность мира усиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единую личность. Гештальт – психологи полагают, что жизненная ситуация это и есть гештальт, поэтому теряет смысл фрагментарная работа с отдельными частями личности.
Черты ПСР:
1) приверженность традиционным знаниям и приемам.
2) готовность к переменам по мере появления новых знаний, приемов, идей и методов.
Бихевиористский подход – основной идеей данной разновидности теоретического видения СР является утверждение, что поведение человека определяется в его существующих чертах с взаимодействием окружающей среды, которые контролируют его посредством различного рода стимулов – «Психология поведения».
Психологическое вмешательство является действием, которое прерывает серию событий, ведущих к нарушению нормальной жизнедеятельности людей. Решающее значение в работе с клиентами отводится психологическим условиям, четкому определению жизненных и перспективных целей, задач, в решении рамок их реализации, демонстрации опыта решения проблем.
Продиагностировать проблему клиента можно с помощью ответов на вопросы клиента (беседа). Наблюдение (особенно полезно наблюдение за поведением клиента в реальных условиях его жизни), психологические процедуры (тесты).
Проблемой психологического вмешательства и диагностики является то, что клиент сам не хочет решать свои проблемы и не доверяет СР-ку.
Психосоциальные технологии:
1) Социально- психологический тренинг – это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении.
2) Семейная психотерапия – это особый вид психотерапии, направленный на психологическую коррекцию отношений и на устранение психологических расстройств в семье.
3) Индивидуальная психотерапия – это непосредственный психотерапевтический контакт специалиста и клиента, с целью изменения отношений пациента к социальному окружению и собственной личности.
4) Групповая психотерапия – это направление психотерапии, использующее особенности поведения людей в группе в целях разрешения их психологических проблем.
5) Игротерапия – это вид терапии, направленный на преодоление психологического кризиса с помощью игры.
6) Психотерапия – это комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения и самосознание человека с целью психологической коррекции психики человека и психологической помощи психически здоровым.
7) Социотерапия – это система методов воздействия на соц. поведение, использующихся для коррекции всех форм отклонений.
Профилактическая ПСР заключается в просветительской деятельности и передаче знаний (например: беседы в школах для родителей об особенностях заболеваний).
Работа по оказанию ПС помощи является индивидуально направленной, систематизированной и структурированной, должна носить адресный, комплексный характер.
Специфика ПСР:
1. в образовании – психологическая помощь детям (распад семьи, неуспеваемость в школе, страхи, воровство). Контроль за ходом психологического развития ребенка.
2. в здравоохранении.
3. в сфере оказания соц. услуг
20. Управление в социальной работе
Сущность и определение понятия «управление».Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях. Специфика управления в социальной сфере. Методологические основы теории социального управления. Исторические этапы ее эволюции. Понятие и особенности социального управления. Определение менеджмента и его роль в создании современного предприятия. Нормативно-правовые основы управленческой деятельности.Исторический опыт развития менеджмента. Основные функции современного менеджмента социальнойработы. Развитие теории управления. Стили управления. Новые информационные технологии в управлении. Миссия организации. Определение структуры управления организацией. Виды организационных структур. Кадры социальной работы, системный подход к управлению и развитию персонала в социальной работе.
Администрирование в социальных службах. Особенности менеджмента в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб. Организационно-административные методы управления и их значение в управлении учреждениями социальной защиты населения. Документационное обеспечение управления. Организационно- распорядительные документы и правила их создания и оформления. Разработка и реализация управленческих решений, их виды. Организация труда в социальных учреждениях. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы. Нормативно-правовые основы организационно-административной работы. Проблемы организации и управления социальной службой в современной российской системе социальной работы.
Содержание и методика организационно-административной работы в центрах социального обслуживания, в системе социальной работы, в органах, учреждениях и организациях образования, здравоохранении, армии, правоохранительных органах.
Ответ:
Управление – процесс воздействия субъекта управления на объект для обеспечения его эффективности функционирования и развития.
Социальное управление – сознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития.
Управление в СР – это система гибкого предприимчивого управления в обществе, направленная на эффективное регулирование соц. положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, на обеспечение достойного, цивилизованного существования.
Объектами управления в СР являются СР, вся система взаимоотношений, складывающаяся м/у людьми при оказании соц. помощи населению.
Управление СР является необходимым условием для функционирования любой социальной организации. Оно направлено на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно слабо защищенных слоев населения: пенсионеров, многодетных семей, неполных семей с несовершеннолетними детьми и т.д.
Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют м/у собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация от управления к объекту управления. По каналу обратной связи от объекта к субъекту передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект управления, объект управления и существующие м/у ними разнообразные связи составляют систему социального управления.
Объекты управления в СР – социальные работники, сотрудники, вся система взаимоотношений, которая складывается м/у людьми в процессе соц. защиты населения.
Субъектами управления выступают руководители социальных служб, органы управления, наделенные управленческими функциями.
Выделяют три уровня управления:
- верхний – Российская федерация и автономная республика;
- средний – регион, т.е. органы соц. защиты краев, областей, городов, районов, округов, муниципалитетов;
- низший – социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.
Функции управления – это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект:
- предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование);
- оперативное управление (организация, координация, руководство);
- заключительное управление (контроль, учет, анализ).
Для создания эффективной системы соц. защиты населения важнейшим условием является структурное совершенствование на различных уровнях управления соц. работой.
Основным государственным органом в области соц. защиты населения в РФ является Министерство здравоохранения и социального развития. В его функции входят: разработка положений по основам федеральной политики для нуждающихся в государственной помощи; анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения; подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ по социальному обслуживанию, обеспечению пособиями, медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов, оказанию протезно-ортопедической помощи, соц. помощи семье и детям, международному сотрудничеству.
Исполнительными органами управления соц. работой на региональном уровне, органов соц. защиты краев, областей, автономных образований, городов комитетов управления, отделов департаментов соц. защиты в составе местных организаций являются:
- центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;
- центр, осуществляющий соц. помощь на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам;
- центр, обеспечивающий соц. реабилитацию несовершеннолетних;
- центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- социальные гостиницы и др.
Управление соц. защитой населения по линии законодательной власти осуществляется Государственной думой РФ, областными и думами автономных республик, законодательными собраниями на различных уровнях самоуправления. Соц. помощь оказывается также по линии негосударственных организаций, имеющих свои структуры управления, свой устав и т.д.
Мотивация труда работников соц. служб имеет важное значение в повышении эффективности управления соц. работой.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение личных целей организации. Практическая ценность содержательных теорий мотивации для управления соц. работой заключается в том, что она позволяет руководителям соц. служб различных рангов понимать, что лежит в основе стремления людей к работе. Мотивации могут быть использованы руководителями соц. служб для большей эффективности управления и оптимального решения поставленных задач.