Вероучение и культовые практики сатанинских новых религиозных объединений
Современный сатанизм проповедует возрождение «старой религии» ве-довства. Деструктивное учение сатанистов вырастает из крайних эгоистичных форм обыденного мировоззрения. «Церковь сатаны» носит последовательно материалистический и антихристианский характер. Ее философия жизни - поиск наслаждений, она извлекает выгоду из всего того, что входит в мир через посредство дьявола .
Постулаты сатанизма очень хорошо ложатся в сильно удобренную ок-культными теориями об «энергоинформационных обменах», «астральных информационных потоках» и т.п. бреде, почву человеческого сознания: «Принято считать, что дьявол и черт - это энергетические образования, соответствующие эгрегору сатаны, а демон и бес - это энергоинформационные фантомы, созданные магом. В русской терминологии демон - это фантом, управляемый магом, а бес - фантом потерявший управление, но не рассосавшийся. Отсюда иногда разговоры о проделках бесов».
Основные положения сатанистского учения изложены в виде «Тринадцати заповедей сатаны» или Тридекалога:
1. Сатана есть в каждом. Выяви и познай Его.
2. Не признавай запретов.
3. Не признавай принуждения ни над собой, ни над другими.
4. Не подавляй в себе стремлений и желаний.
5. Будь любопытен, хитер и мудр.
6. Будь добр лишь к тем, кто достоин этого. Люби лишь достойных любви.
7. Благословен тот, кто разбрасывает врагов своих и трижды проклят слабый.
8. Не прощай врагам своим.
9. Воздай другим то, что они воздали тебе.
10. Отвечай лишь перед теми, кто имеет право спросить с тебя.
11. Человек - не венец творения и не образ божий. Он такая же живая тварь, отделяемая от прочих лишь наличием разума.
12. Помни, что греха нет. Есть лишь желание и страх. Только они являются мерилом твоих поступков.
13. Загробной жизни не существует. Все блага и радости надо брать здесь и сейчас.
В некоторых сатанистских сектах настаивают на девяти основных поло-жениях:
● вседозволенность;
● животное существование;
● ничем не замутненная мудрость;
● доброта только к тем, кто этого заслуживает;
● мстительность;
● ответственность только по отношению к ответственным;
● животная природа человека;
● совершение всех так называемых грехов;
● лучший друг церкви тот, кто ее постоянно использует в своих целях.
Эксперты Главного информационного центра МВД России выделяют следующие основополагающие идеи сатанизма:
сатана сильнее всех;
каждый сам по себе бог;
жизнь - это насилие;
необходимо потворствовать и подчиняться своим низменным инстинктам и влечениям;
необходимо поступать вразрез с требованиями общественных законов или хотя бы быть индифферентным к ним;
социальные структуры надо разлагать изнутри;
настоящая радость - месть своим врагам;
земная жизнь - подготовка к переходу в ад для истязания своих врагов;
все, связанное с официальными религиями, должно по возможности оскверняться;
главный враг - Православие .
В космогонии сатанистов зло приобретает вселенские масштабы, олице-творяясь в сверхъестественном существе, которое снимает само понятие греха, моральное и физическое напряжение, давая последователям сатанизма «стимул» существования на Земле.
В сатанизме все перевернуто: дьявол христианства становится богом сатанистов, христианские добродетели рассматриваются как пороки, а пороки как добродетели. Жизнь понимается как непрерывная борьба между силами света и тьмы, причем сатанист сражается на стороне тьмы, веруя, что, в конце концов, она одержит победу. Как таковой сатанизм существует лишь постольку, поскольку существует христианство, и может быть понят лишь в контексте христианского мировоззрения. Следует отметить, что культы поклонения силам тьмы существовали и в дохристианский период человече-ской истории .
В одних сатанистских сектах категорически запрещается заходить в православные храмы. В других адепт может посещать церкви иных религий, соблюдая основные принятые там нормы (т.е. с непокрытой головой в христианской церкви, с покрытой в - синагоге, босиком и с покрытой головой в мечети и т.д.). Но он должен придерживаться принципа пяти «не»:
1. Не совершать культовых действий (не креститься, не кланяться и т.д.).
2. Не преклонять колен (мы, вообще: преклоняем колени только в самых исключительных случаях).
3. Не осквернять рук и рта (святой водой, елеем, мирром, хлебом и вином причастия и т.д.).
4. Не произносить слов молитв данной религии.
5. Не оказывать специального почтения жрецам данной религии (не целовать рук, не кланяться и т.д.).
Отступление от этих принципов дозволяется адептам только в случае прямой и явной угрозы для жизни члена секты .
«Мораль» сатанистов базируется не только на отрицании, но и на полном извращении христианских жизненных ценностей. Все основные православные обряды и молитвы имеют у сатанистов варианты, противоположные по смыслу, но схожие по форме. Их девиз - воздай другим то, что воздали они тебе. Для сектантов сатанизм есть высочайшее воплощение человеческой жизни, так как нужды людей якобы прежде всего - потребности плоти. Высший праздник сатаниста - его день рождения. По поводу жизни после смерти у сатанистов весьма неопределенные высказывания на уровне «все будет хорошо». Некоторые секты уверены, что им достанется вечное блаженство мучить своих врагов и иные формы удовлетворения их эго. Они считают, что наступает новая сатанинская эра.
«Церковь сатаны» и другие сатанистские секты поддерживают все виды сексуальной активности, удовлетворяющей желания человека, будь то гетеросексуальность, гомосексуальность, адюльтер или супружеская неверность. Ла Вей проповедовал необходимость создания такой церкви, которая могла бы плотские желания человека превратить в объект поклонения, почитания и прославления: «С тех пор, как культ телесных желаний приносит людям удовольствие, с тех пор существует и храм славного снисхождения, храм вожделения, храм этого культа...» .
В центре традиционного сатанизма находится поклонение личностному и могущественному дьяволу. В некоторых сатанистских течениях адепты поклоняются (хотя и уверяют, что якобы не поклоняются, а просто общаются) безликому злу, абсолютному началу разрушения, тления и смерти. Современные сатанисты также поклоняются изображениям змея из рая, как носителя знаний, и Люциферу, как обители огня.
На «интернетовских» сайтах сатанисты упрямо отрицают тезис, что они поклоняются сатане. Они-де не поклоняются, а общаются с ним, служат ему. При этом они ссылаются на работы популяризатора сатанизма Питера Гилмора: «Не имеется никаких элементов поклонения Дьяволу в Церкви Сатаны. Такая практика рассматриваются как христианская ересь: вера в христианское мировое представление Бога, противостоящего Дьяволу и выбор стороны Принца Тьмы. Сатанисты не верят в сверхъестественное, ни в Бога, ни в Дьявола. Бог для сатаниста - он сам. Сатана - символ Человека, живущего как гордая натура, движимая собственными чувствами. Действительность, стоящая за Сатаной, - просто темная эволюционная сила, которая пронизывает всю природу и обеспечивает механизм выживания и распространения, свойственный всем живым существам. Таким образом, Сатана не сознательное существо, которому нужно поклоняться, а резервуар мощи внутри каждого человека, открываемый по желанию». Необходимо учитывать гипертрофированную гордыню сатанистов, которая проявляется, как в нежелании признать реально имеющее место поклонение ими сатане, так и уверенность, будто их течение является в сатанизме единственным (это когда они заявляют за всех сатанистов по поводу «поклонения»). На деле же существует огромное количество сатанистских течений, доктринально и организационно очень сильно отличающихся друг от друга. В любом случае, анализ явления религиозного отношения сатанистов к объекту их веры показывает, что это отношение все равно является формой поклонения .
В миропонимании сатанистов сатана - «властный архетип, олицетворяющий такие черты, как сексуальность, власть, индивидуализм и управление собственной судьбой». Апологеты сатанизма говорят, что сатанист в праве выбрать, что ему больше нравится из различных лиц сатаны и дополнить это своими собственными или заимствованными из иных источников принципами.
«Как это не парадоксально - истинные сатанисты не верят в сатану. Точнее, они не верят в дьявола, черта или другой персонаж библейских сказок. Не существует персонажа с рогами, копытами, хвостом, пахнущего серой и таскающего за собой толстый портфель, набитый контрактами покупки душ, подписанных кровью. Оставьте такие бредовые представления христианам. Сатана - это архетип, символ реальной, полноценной жизни - олицетворение всего человеческого в человеке - властность, гордость, мудрость, чувственность, эгоизм, любовь и ненависть, наслаждение жизнью,... но ни в коем случае не личность. Сатана не реален сам по себе - но очень реально то, что он олицетворяет, воплощаясь в каждом сатанисте. Так что же такое сатанизм, если отбросить клевету церковников? Это, с моей точки зрения, скорее философия, чем религия» .
«Сатана не является антропоморфным божеством. Строго говоря, он, вообще не является божеством. Однако восприниматься он может и антропо-морфно, и зооморфно. В зависимости от уровня подготовки адепта. Сатана внеличностен. Личностью он обладает только в восприятии индивидуума. Если он способен принять Сатану только как черта с рогами и вилами, то это черт с рогами и вилами. Если у него интеллекта хватает на внеличностное восприятие - значит это так. Сатана - это не личность. Однако, каждый вправе выбрать для себя лик Сатаны и стремиться общаться с ним. Поэтому у Сатаны может быть множество имен, и все они равноценны» .
Сатанистский магистр Питер Гилмор: «Позвольте нам настоять на взгляде на современный сатанизм как на то, чем он является на самом деле: жесткая религия элитаризма и социального дарвинизма, которая стремится восстановить господство способных над идиотами, быстрого правосудия по справедливости и всеобщего отхода от принципа милосердия, как мифа, который нанес вред развитию человеческого вида в течение последних двух тысяч лет. Является это чем-то, чего надо бояться? Если вы - один из большинства человеческих посредственностей, просто существующих, как потребляющие продукты средств массовой информации трутни, держите пари - вам надо бояться!» .
В космологии Кроули сатана - это «Солнце-Отец, трепет Жизни, пылающей Космической Энергией», солярно-фаллический Поток.
«Церковь сатаны» основной акцент делает на материализме и гедонизме (гедонизм - направление в этике, утверждающее удовольствие в качестве основного мотива и цели человеческого поведения). Для ее последователей Сатана - скорее символ, нежели реальность. В этом отношении они отличаются от других направлений сатанизма. В центре их внимания - плотские утехи и земные блага. О своей «Церкви сатаны» и сатанизме вообще Ла Вей заявлял: «Храм великолепной вседозволенности мог бы стать отрадой для людей... Но главная наша цель - собрать группу единомышленников и использовать их соединенную энергию для вызова темной силы природы, которая именуется сатаной»; «Это вызывающе эгоистическая, грубая религия. Она основывается на вере, что человек - непреодолимо эгоистичное, агрессивное создание, чья жизнь представляет собой дарвиновскую борьбу за существование, где побеждает сильнейший, что землей правят те, кто борется до победы» .
Сатана, считает Ла Вей, прозванный многими из своих последователей «Черным папой», является концентрацией всех темных сторон человеческой натуры. «В каждом из нас сидит сатана, и задача состоит лишь в том, чтобы выявить и познать его. Сатанистское начало, заключенное в людях, - главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний», - утверждал Ла Вей. «Загробной жизни не существует, по крайней мере райской, - констатировал он, - поэтому надо спешить наслаждаться земными радостями» .
Религиозные аспекты сатанистских сект весьма разнообразны даже в рамках их общей примитивности. Многие из них считают Бога безличностной силой Вселенной, стоящей выше добра и зла. Другие уверяют, что Бог все-таки Личность, но при жизни человек должен ублажать дьявола, как хозяина Земли. 10 апреля 1994 г. в передаче «Оазис», подготовленной ТПО «Открытый мир», студией «Ковчег» и переданной в эфир каналом «Российские университеты», Кандауров назвал Христа «братом сатаны». Затем Кандауров поделился своим убеждением, что Люцифер якобы любимое создание Божье, которое никуда от Творца не отпадало, что добро и зло - это два проявления единого мирового начала: «Христос и сатанаил связаны в одно целое; в эзотерической символике Христос и сатанаил изображаются как двуглавый змий. Они делают одно дело. Христос - учитель человечества, сатанаил - экзаменатор...» .
Сатанисты утверждают, что все религии лживы, так как их много, и все они придуманы людьми, склонными к мазохизму. По их словам, сатанизм заполняет пустоту между религией и психиатрией. Храмы сатаны должны быть для людского разгула вольностей, беспредела природы зверя. В ритуалах сатанистам необходимо выпускать свою ярость, жестокость и мстительность, чтобы затем любить тех, кто заслужил любовь. В свою очередь, любовь можно познать лишь через познание ненависти. Им важно ощущение освобождения от комплекса вины. Но все извращения должны быть свободными, без насилия. «Добровольность» часто достигается наркотиками. Любые формы свободной сексуальной любви сатанисты принимают как «нормальное» удовлетворение индивидуальных нужд, естественных склонностей. Они проповедуют потворство вместо воздержания, но без внешнего принуждения «сексуальных свобод» .
«Продажа души» - один из обязательных обрядов Сатанинской Церкви и Ордена. Мы называем этот обряд Заключением Контракта. Служит он, прежде всего, для окончательного отторжения неофита от христианства. Состоит этот обряд, действительно, в написании вполне определенного текста, подписании его кровью и передаче адепту соответствующего ранга. Что характерно, Контракт можно заключить с формулировкой «я - душу, он - блага». Обычно срабатывает, но чрезвычайно дорогой ценой. Истинный член Сатанинской Церкви подписывает Контракт просто о передаче души сатане и отречении от бога» .
Поклонение сатане, известное как сатанизм, проявляется в различной форме. Черная магия, черная месса, некоторые виды субкультуры наркоманов, кровавые жертвоприношения - все это так или иначе связано с сатанизмом. В качестве одного из руководств для проведения своих ритуалов сатанисты пользуются написанной Ла Веем «Книгой сатанистских ритуалов».
Именно в обрядах нынешних дьяволопоклонников как раз и проявляется наиболее наглядно противостояние культа сатаны христианству. Самый впечатляющий из них - черная месса, во время которой подвергаются хуле и осмеянию священные символы христианства, например, крест. Продолжаются, как в средние века, и шабаши, устраиваемые в горах (Брокен в Германии, Блокула в Швеции, Лысая гора возле Линца), в лесу или на пустынной равнине.
Храмы бывают двух видов - храм, основанный внешним адептом в рамках задания, тогда он служит лишь для его обучения и манипулирования адептами, которые сатанистами не считаются, поскольку позволяют управлять собой лидеру. Основной задачей храма является привлечение и обучение новых адептов. Второй вариант - когда храм служит эоническим целям. В этом случае в храме присутствует и Мастер/Госпожа. Месторасположение: одним из принципиальных моментов является расположение храма в природной, естественной среде. Если храм расположен на открытой местности, его граница обозначается кругом из семи камней. Должности в храме - жрец, жрица, страж храма (его обязанность - физическая защита, участие в жертвоприношениях, убийство и наказание отступников и тому подобное), алтарный брат (сестра) - обязанно-сти: подготовка к ритуалам и т.д., кадильщик, страж книг. Используются храмовые имена, которые избирают себе участники или которые даются в ритуале благословения ребенка (в случае потомственного сатаниста). Алтарем часто является обнаженное тело жреца или жрицы, которое во время ритуала находится на изготовленном из камня или дерева и покрытом материалом черного цвета с вышитой пентаграммой, возвышении. На алтаре может находиться портрет фюрера и «Майн кампф». За алтарем обычно находиться скульптура или образ «неистовой богини» Бафомет. Гей версия храма отличается именем демона, которому посвящается храм. Для женщин - это Геката (соответственно должно присутствовать ее изображение), для мужчин - демон Сапанур. Важным предметом является кристалл кварца (желательно в форме тетрагедрона), усиливающий магию ритуалов. Он хранится в храме или происходит его захоронение в течение церемонии освящения на известном жрецу месте. Входят в храм обязательно босиком и в церемониальных одеждах, для рядовых участников - черный плащ до пят с капюшоном. Известно о следующих праздниках. Это: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие, середина или конец мая (Антарес), середина августа (Арктур), осеннее равноденствие в начале ноября. Су-ществует жесткий график встреч и ритуалов (не являться на которые очень не рекомендуется). Раз в месяц (обычно в новолуние) совершается черная месса, в случае, если руководитель - новичок, то должны обязательно исполь-зоваться похищенные причастие - это входит в задание внешнего адепта, в других случаях причастие по необходимости может быть заменено изготовленным жрицей. Каждые 2 недели участники собираются на собрание (sinedrion) - обычно в полнолуние, где каждый может запрашивать и получать магическую помощь других. Синедрион: запрашиваемая помощь может быть любого вида: материальная, деструктивная, созидательная. Нуждающиеся пишут свои запросы на бумаге, запечатывают в конверт и помещают в специальную урну у входа в храм. Все собираются (в черных мантиях и босиком) к определенному времени. В рамках ритуала жрица (жрец) достает наугад 2 запроса. Первый выбранный запрос исполняется тем же вечером. Второй - в ближайшее полнолуние. Последующие запросы исполняются по мере возможности и по желанию руководителя. Помощь не бесплатна. Любой, требующий помощи должен дать что-то взамен: деньги, храмовые предметы или собственное тело для руководителя или кого-то им выбранного. В новолуние должен проводится внешний ритуал (не конкретизируем). Желательно, в случае долговременного существования храма, регулярное совершение ритуала «Девяти углов», его «хтонической формы», связанной с жертвоприношением (в идеале - добровольным). Для оформления ритуалов рекомендуется использовать творческий подход .
Обычно служат черную мессу жрец и жрица. Сатанизм - это матриар-хальный культ левой руки. В некоторых сатанистских орденах культ приобретает дуалистический характер, но женское начало всегда преобладает, так как, по верованиям сатанистов, женщина ближе к дьяволу, нежели мужчина. Только жрица выполняет посвятительные обряды и читает «вход» (специальные ритуальные заклинания для вызова сатаны).
Обычно черная месса отправляется с 0 часов до 4 часов утра. Считается, что жестких правил ведения мессы нет и различия в «литургике» не имеют существенных различий у различных орденов, хотя известно более 30 вариантов ведения службы во время черной мессы. Служение в серьезных сатанистских группах ведется на латыни. Иногда используются енохианские ключи.
Сатанисты одеты во время своих ритуалов в одежды черного цвета, по их словам, «цвета траура по жертвам христианства и цвета ночи перед торжеством разума и света, перед пришествием сатаны». Украшения сатанистов изготовляются из серебра - «лунного металла», так как «золото до прихода сатаны носить нельзя» .
В качестве алтаря обычно используется обнаженная женщина в вызы-вающе сексуальной позе, держащая в руках черные свечи, изготовленные желательно из жира некрещенных младенцев. На ее живот ставится чаша с мочой или кровью проститутки. Ритуальные принадлежности: черные рясы с колпаками для закрытия лиц, черные и одна белая свечи, колокол, меч, искусственный фаллос, гонг, пергаменты, кубок (категорически не золотого цвета), перевернутый христианский крест, пентаграмма (пятиконечная звезда) - символ бафомета. Лица сектанты закрывают себе для облегчения раскрепощения своих низменных эмоций: жестокости, мести, сладострастия и т.п. У сатанистов применяется специальный магический алфавит и язык, называемые енохианскими .
На основании вышеизложенного, можно говорить о том, что сатанистские культы - это наиболее дикая и криминогенная разновидность деструктивных культов даже на фоне других тоталитарных сект. Здесь растление адептов достигает наивысшей степени. «Мораль» сатанистов базируется не только на отрицании, но и на полном извращении христианских жизненных ценностей. Все основные православные обряды и молитвы имеют у сатанистов варианты, противоположные по смыслу, но схожие по форме. Наиболее наглядно противостояние культа сатаны христианству проявляется в обрядах нынешних дьяволопоклонников. Самый впечатляющий из них - черная месса, во время которой подвергаются хуле и осмеянию священные символы христианства, например, крест. Устраиваются, как и в средние века, шабаши, проводимые в лесу или на пустынной равнине.
Основа культа сатанистов - принесение жертвы. Настоящая жертва для них - не убийство как таковое, а смертные муки живого существа. Выбор жертвы прост. Это любой из тех, кто поступил с сатанистами, с их точки зрения, неправильно или серьезно нарушил их спокойствие. Вместо настоящей жертвы иногда может быть использован ее образ: кукла, фотография, рисунок, письменное или словесное описание. Над ним осуществляются магические действия. В жертву часто приносятся животные. Также активно применяются наркотические и психотропные вещества, налажено взаимодействие с наркомафией.
По поводу жизни после смерти у сатанистов весьма неопределенные высказывания на уровне «все будет хорошо». Некоторые секты уверены, что им достанется вечное блаженство мучить своих врагов и иные формы удовлетворения их эго. Они считают, что наступает новая сатанинская эра.
Вопросы для повторения
1. Проанализируйте направления, характер и масштабы деятельности НРД сатанистской ориентации.
2. Охарактеризуйте типолгические характеристики НРД сатанистской ориентации.
3. Охарактеризуйте культовые практики НРД сатанистской ориентации.
4. Проанализируйте вероучение НРД сатанистской ориентации.
Резюме по теме
Направления, характер и масштабы деятельности НРД сатанистской ориентации, признаки их деятельности, выявление их присутствия в регионе, методы противодействия им. Основные признаки их вероучений. Демонические и шаманские инициации. Методы защиты от деструктивной сатанистской, демонической и шаманской духовности. «Церковь саентологии (сайентологии)», «Южный крест», «Черный ангел», «Общество сатаны», «Синий лотос», Братство «Мадра», «Вуду», «Российская церковь сатаны», «Хабратц хэрсе хэор бохер», «Черное братство», «Черный дракон», «Юнивер», «Зеленый орден», «Церковь нави», последователи учения Карлоса Кастанеды, Международное общество друидов.