Объект и предмет исследования. Объект исследования всегда шире, чем его предмет
Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Объект – область деятельности, предмет – изучаемый процесс в рамках исследования. Основное внимание курсанта - выпускника должно быть направлено на предмет исследования, т.к. именно он определяет тему дипломной работы. Для его исследования формулируются цели и задачи.
Цельдипломной работы – прогнозирование результата.
Задачи дипломной работы представляют собой пути достижения цели.
Метод исследования – способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах деятельности.
В процессе исследования возможно использование следующих методов:
· изучение и анализ научной и специальной экономической литературы;
· изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
· сравнение, анализ, синтез и т.д.
В любой выпускной квалификационной (дипломной) работе должны присутствовать элементы научной новизны. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.
В первой главе работы дается анализ теоретических основ исследуемой проблемы. На основе анализа научных работ отечественных и зарубежных специалистов раскрывается сущность исследуемого объекта, рассматриваются различные точки зрения на исследуемый вопрос, дается их оценка, излагается и мотивируется авторская позиция, оценивается уровень теоретической разработанности проблемы и потребности практики в исследуемой сфере. Объем данной главы должен составлять не более 20 % от ее общего объема.
Во второй главе анализируются особенности реализации исследуемой проблемы в условиях Российской Федерации, освещается ее исторический аспект, оценивается современное состояние, специфика существующих отечественных организационных структур и технологий, свойственных изучаемому объекту, рассматриваются тенденции развития объекта исследования, выявляются имеющиеся недостатки и возможные пути их устранения.
Третья глава имеет обычно практическую направленность, посвящается глубокому анализу практики решения исследуемой проблемы, в том числе, на примере региона или действительного хозяйствующего объекта. При этом вторая и последующие главы по объему должны составлять примерно 70 % всей работы.
В заключении суммируются теоретические и практические выводы, а также те предложения, к которым автор пришел в результате проведенного исследования. Данные выводы и предложения должны быть четкими, понятными и доказательными, логически вытекать из содержания глав и параграфов работы. На их основе у рецензента, членов государственной аттестационной комиссии должно сформироваться целостное представление о содержании, значимости и ценности представленного исследования. При этом объем заключения обычно составляет 5 % от общего объема дипломной работы.
Приложения являются не обязательным, но желательным элементом дипломной работы. В них сосредотачивается различный вспомогательный материал, относящийся к основному содержанию работы и подтверждающий содержащиеся в ней выводы, предложения, расчеты (копии подлинных документов, выдержки из действующих инструкций, структурные схемы, таблицы, цифровые данные, массовые промежуточные расчеты, методический материал, компьютерные распечатки, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другие документы).
Графические материалы позволяют наглядно проиллюстрировать замысел и основные итоги проведенного исследования, а также сэкономить отпущенное на доклад время. Их наличие положительно сказывается на итоговой оценке дипломной работы. К защите дипломной работы они выполняются в виде схем, диаграмм, таблиц, экономико-математических моделей на листах ватмана обычного формата, либо на электронных носителях, позволяющих применять мультимедийные технологии. При этом буквенный текст и цифровой материал следует оформить так, чтобы они свободно воспринимались с расстояния 4-5 метров. Указанные материалы могут быть оформлены также на стандартных листах (формат А–4) и предложены каждому члену комиссии в виде так называемого «раздаточного материала». Количество, состав и содержание графических материалов определяются научным руководителем (обычно 3-5 листов).
Однако, наличие сформулированных выше общих требований к дипломным работам выпускников вовсе не исключает, а наоборот – предполагает, широкую инициативу и творческий подход курсантов при разработке избранной темы. Более того, использование оригинальных способов решения стоящих перед дипломником задач является одним из основных критериев высокой оценки качества дипломной работы со стороны государственной аттестационной комиссии.
Качество оформления дипломной работы учитывается государственной аттестационной комиссией при выставлении итоговой оценки. Результаты проведенного исследования должны быть изложены понятным языком, стилистически и грамматически правильно, логически последовательно, без исправлений и подчисток, без пропусков и произвольных сокращений.
Стиль письменной научной работы имеет некоторые особенности, отличающие его, в частности, от художественного или публицистического текста. Следует обратить внимание, что в научной работе автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет местоимение «мы», т.к. авторское «мы» позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы либо направления. Став фактом научной речи, местоимение «мы» обусловило целый ряд новых значений в производных от него оборотов, в частности, «по нашему мнению», «на наш взгляд», что означает «по мнению автора».
Особенностью письменной научной работы является формально-логический способ изложения материала, что находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате проведенного исследования. В связи с этим основными критериями научного текста являются смысловая законченность, целостность и связность.
В настоящее время выработались определенные особенности научной речи, указывающие на умение автора выражать логические связи между структурными элементами работы (главами, параграфами), на последовательность развития мысли автора («прежде всего», «затем», «во-вторых», «значит» и др.). Для выражения не противоречивых отношений предметов или явлений между собой, могут быть использованы такие конструкции как «однако», «тем не менее», «в то время как», «между тем» и т.д. Для указания на наличие причинно-следственных связей между различными блоками информации могут быть использованы следующие слова и словосочетания: «следовательно», «благодаря тому», «поскольку», «поэтому» и т.п. Переход от одной мысли к другой опосредуется таким образом: «обратимся к …», «рассмотрим», «остановимся на…», «прежде, чем перейти…». Для вывода или итога используются вводные: «итак», «таким образом», «значит», «подводя итоги», «резюмируя» и т.д. В качестве средства связи могут использоваться местоимения, имена прилагательные и причастия, указывающие на предмет или явление, а также на взаимосвязь между ними («данный», «этот», «такой», «указанный» и т.п.).
При написании дипломной работы необходимо учитывать характерные для нее стилистические особенности. Речь идет об объективности изложения, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Это обуславливает обязательное использование в дипломной работе вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря этим словам тот или иной факт можно представить или как вполне достоверный («действительно», «разумеется», «конечно»), или как вероятный («видимо», «надо полагать»), или как возможный («возможно», «вероятно»).
Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль. В тексте дипломной работы это условие реализуется путем использования специальных вводных слов и словосочетаний («по мнению»,
« с учетом позиции», «по данным» и др.).
Таким образом, язык изложения содержания работы должен быть сугубо деловым и конкретным, а описание изучаемых явлений, фактов и процессов должно почти полностью исключать индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобразительность.