Методы прямого (административного) участия государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений
Такими методами являются:
• разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами (только после заключения соответствующих межгосударственных соглашений);
• разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок финансирования определяется соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти ее субъектов. Перечни таких инвестиционных проектов образуют соответственно федеральные и региональные инвестиционные программы;
• формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета. Указанный перечень формирует Правительство РФ, оно же назначает государственных заказчиков для конкурсного размещения подрядов на соответствующие строительные работы;
• предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов РФ. Государственные гарантии являются формой государственного кредита, когда государство выступает гарантом (поручителем) по обеспечению выполнения долговых обязательств третьих лиц (в данном случае, заказчиков и подрядчиков). Порядок их предоставления за счет средств Бюджета развития Российской Федерации определяется правительством РФ, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти этих субъектов;
• размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов. Это размещение осуществляется либо на возвратной, срочной и платной основе (государственный кредит), либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемого акционерного общества, которые через определенный срок реализуются на рынке ценных бумаг с направлением выручки от этой реализации в доходы соответствующих бюджетов;
• проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имеет целью предотвращение создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям
• установленных стандартов, норм и правил (особенно, экологических), а также оценку особенно, экологических), а также оценку эффективности осуществляемых инвестиций;
• защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
• разработка и утверждение стандартов, норм и правил, осуществление контроля за их соблюдением;
• выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов);
• вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
• предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов). К аукциону, как к публичному торгу, допускаются все желающие получить ту или иную концессию, а конкурс предполагает их предварительный отбор.
2.1.2.3. Методы косвенного (экономического) регулирования
Совершенствование системы налогов в Российской Федерации осуществляется за счет уменьшения налогового бремени для финансовых операций, связанных с инвестированием, путем снижения налоговых ставок, установления льготного режима налогообложения, упрощения процедуры отчетности по налогам и сборам, ослабления финансового и налогового контроля.
Смысл совершенствования механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений заключается в том, что налогоплательщик, осуществляющий, инвестиционную деятельность, имеет определенную свободу самостоятельно определять и устанавливать срок полезного использования основных средств, их амортизационную группу, метод начисления амортизации и ее пониженные нормы применительно к конкретным объектам инвестирования.
Установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера, означает особый порядок исчисления и уплаты налогов в течение определенного периода времени. К таким режимам относятся упрощенная система налогообложения для малого бизнеса, а также системы налогообложения в особых экономических зонах (ОЭЗ), в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции (СРП).
Защита интересов инвесторов обеспечивается государственными гарантиями прав субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений. Независимо от организационно-правовой формы этих субъектов к таким гарантиям относятся:
- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
- гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
- право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц;
- стабильность (неизменность) совокупной налоговой нагрузки для инвестора в случае изменения федерального законодательства, гарантируемая в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования;
- защита капитальных вложений заключается в том, что они могут быть национализированы и реквизированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ. Капитальные вложения могут быть застрахованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.