Центральная исполнительная власть
Высшим органом исполнительной власти в Германии является федеральное правительство (Bundesregierung). Возглавляет его федеральный канцлер (Bundeskanzler). Канцлер избирается на четырехлетний срок абсолютным большинством бундестага. В соответствии с Конституцией ФРГ, канцлер определяет основные положения политики государства и несет за это ответственность, формирует кабинет министров. Основной Закон предусматривает прерогативное право канцлера принимать основополагающие решения по ряду вопросов внутренней и внешней политики (Richtlinienkompetenz).
Федеральные министры возглавляют соответствующие министерства. При министерствах могут создаваться специализированные федеральные ведомства. Специфика исполнительной власти в Германии заключается в том, что федеральные министерства проводят правительственную политику, как правило, не самостоятельно на всех уровнях госструктуры, а лишь через аналогичные органы исполнительной власти земель ФРГ и на местах. Исключения составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел.
Земли и коммуны
Федеративная Республика Германии состоит из 16 земель: Северный Рейн-Вестфалия (столица - Дюссельдорф), Бавария (Мюнхен), Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Нижняя Саксония (Ганновер), Гессен (Висбаден), Саксония (Дрезден), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Берлин (город на правах земли), Саксония-Анхальт (Магдебург), Тюрингия (Эрфурт), Бранденбург (Потсдам), Шлeзвиг-Гoльштeйн (Киль), Мекленбург-Передняя Померания (Шверин), Гамбург (город на правах земли), Саар (Саарбрюккен), Бремен (город на правах земли). Каждая из земель, входящих в состав федерации, имеет свою конституцию и парламент - ландтаг. Земли не являются суверенными государствами и не имеют права на отделение.
Земли ФРГ, будучи относительно самостоятельными субъектами федерации, автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. Как правило, во главе этих структур находятся избираемые парламентами премьер-министры земель, которые формируют земельные правительства. В пределах своей компетенции эти правительства формально полностью независимы от правительства ФРГ. В вопросах, относящихся к ведению федерации, на них возложено исполнение соответствующих общенациональных законов.
Федеральные земли подразделяются на общины, им гарантировано право коммунального самоуправления. Однако государственное устройство Германии - не трех-, а двухступенчатое, состоящее из земельного и федерального уровней. Муниципальные органы власти и управления подчинены земельным правительствам и решают вопросы, отнесенные к ведению самих земель.
29. Административно-территориальное устройство земель и местные органы в Германии.
В административно-территориальном отношении ФРГ состоит из 16 земель: Бавария, Баден-Вюртемберг, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Рейняанд-Пфаяьц. Саар, Саксония, Саксония-Ангальт, Северный Рейн-Вестфалия, Тюрингия и Шлезвиг-Гольштейн. Федеральные земли – это не провинции, а государства со своей Конституцией, отвечающей принципам республиканского, демократического, правового и социального государства, и органами власти. Следствием федеративного устройства является то, что гражданин не противостоит единой, неделимой, а значит и всесильной, центральной государственной власти.
В административно-территориальном отношении земли делятся на административные округа («регирунгсбецирки»), округа – на административные районы («крайзы») и города вне-районного подчинения; низовая единица – община («гемайнде»). Основные компетенции в области регулирования использования территории и регионального планирования принадлежат землям. Одной из важных общегосударственных программ считается совместная (федерации и земель) программа улучшения региональной хозяйственной структуры, финансируемая федерацией и землями на паритетных началах. Распределение федеральной помощи между регионами страны согласовывается с руководством Европейского союза (ЕС) в Брюсселе.
Целью федеративного порядка является воспрепятствование излишней концентрации власти. Распределение компетенции означает и распределение власти. Участие населения в политических решениях тоже больше, так как существует множество политических органов на ограниченной территории.
В компетенцию 16 земель входят законодательство и управление в области культуры и образования. В их руках полиция, коммунальное право, право земельного планирования, регулирования и строительства, дорожное и водное право. Законодательные права земель вытекают из Основного закона, где записано, что земли обладают правом на законодательство в случаях, где оно не попадает в законодательную компетенцию федерации. Также во всех землях имеются парламенты, избираемые сроком от четырех до пяти лет. В парламентах 16 земель представлено различное количество депутатов. У парламентов различные наименования – ландтаг, гражданское собрание, палата депутатов. Большинство парламентов могут самораспускаться на основе решения большинством голосов.
В земельных конституциях не предусмотрен пост президента как главы государства. Премьер-министры (буквально: министры-президенты) земельных правительств избираются парламентами земель и совмещают функции главы правительства и представительские прерогативы главы государства, т.е. земли. В так называемых городах-государствах (Берлин, Бремен, Гамбург) главы правительств называются правящими бургомистрами, правительства - сенатами, а министры - сенаторами.
Также в землях функционирует собственная судебная система. В каждой земле (за исключением Шлезвиг-Гольштейна) существует свой орган конституционного контроля.
В пределах нескольких сотен округов действуют городские, коммунальные и сельские органы местного самоуправления, избираемые населением на основе пропорционального представительства. Налоги на недвижимость и производство, равно как и подоходные налоги, идут на различные операции местных властей, но большинство общин и муниципалитетов получают дополнительные субсидии от федерального правительства.
Немецкий федерализм связывает между собой внешнее единство и внутреннее многообразие, аналогично тому, как, например, это имеет место в США или Швейцарии. Сохранение регионального многообразия - традиционная задача федерализма. Эта функция приобретает сегодня новую суть в связи с такими региональными требованиями, как охрана памятников, сохранение градостроительных традиций и развитие культуры регионов. Прежде всего федеративное государство должно обеспечивать свободу. Распределение задач между федерацией и землями существенный элемент в системе разделения и уравновешивания властей, предусмотренных в Основном законе.
30. Общая характеристика Конституции Японии; история принятия, структура, характерные черты.
История принятия: Поражение Японии во второй мировой войне и ее оккупация войсками США были основной причиной, определившей коренную ломку устаревших конституционных и административных норм. Основой послевоенной перестройки общества стала совместная Декларация, подписанная главами США, Англии, Китая и Советского Союза в июле 1945 г. в Потсдаме. В Потсдамской декларации в качестве целей оккупации Японии провозглашались: демилитаризация страны, демобилизация японских вооруженных сил, наказание всех военных преступников. В ней указывалось, что: "Должны быть устранены любые препятствия на пути возрождения и усиления демократических тенденций в японском народе. Должно быть установлено уважение к свободам слова, вероисповедания и идей, а также к основным правам человека".
В октябре 1945 г. премьер-министр Японии Кидзюро Сидэхара сформировал специальную комиссию по изучению вопросов конституционной реформы, поставив перед ее участниками непосильную задачу — примирить заложенные в Конституции Японской Империи прусские великодержавные принципы с насущными требованиями демократизации государства. В феврале 1946 г. японское правительство опубликовало конституционный проект, вносящий незначительные изменения в Конституцию 1889 года. Но поскольку этот консервативный проект не прошел бы рассмотрения Дальневосточной комиссией, наделенной полномочиями по контролю за конституционной реформой в Японии и за соответствием рассматриваемых законопроектов духу Потсдамской декларации, то он был сразу отклонен. А уже в марте правительство представило на рассмотрение в Парламент проект генерала Дугласа Макартура, разработанный в штабе американских оккупационных войск. Новая Конституция была принята Парламентом в октябре 1946 г., промулъгирована Императором и опубликована 3 ноября 1946 г. Через шесть месяцев — 3 мая 1947 г. — она вступила в силу.
В Конституции 1947 г.— второй по счету в истории страны — заметно влияние англосаксонского права. В частности, влияние Основного закона США прослеживается в закреплении прав и свобод, особенно личных прав, основанных на концепции индивидуализма, на структуре и порядке функционирования института конституционного контроля.
В течение 1947—1948 гг. на основе новой Конституции Парламент принял множество законов, составивших основу послевоенной японской правовой системы; эти акты составлялись Правительством страны, но они рассматривались и Дальневосточной комиссией с участием представителя Советского Союза, следившей за соответствием проектов духу Потсдамской декларации.
Новая Конституция отличается от Конституции Мэйдзи по многим важным аспектам. Основными являются:
• особа Императора более не признается священной и существует лишь в качестве символа государства и единства нации, а единственным носителем государственного суверенитета становится народ (ст. 1);
• принцип разделения властей осуществляется на более демократической основе. Император не обладает исполнительной властью. Он имеет право выполнять лишь те государственные функции, которые оговорены в Конституции. Например, он лишь формально утверждает назначение премьер-министра и главного судьи Верховного суда. Само назначение премьер-министра осуществляется Парламентом, а главного судьи — Кабинетом министров. По совету и с одобрения Кабинета министров Император провозглашает от имени народа законы и договоры, созывает сессии Парламента, присуждает награды (гл.1);
• круг основных прав и свобод человека значительно расширен (гл. 3);
• Япония "отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров" (ст. 9);
• ликвидация всех аристократических институтов (ст. 14). Бывшая Палата пэров заменяется Палатой советников, члены которой избираются как представители всего народа;
• местное самоуправление осуществляется в широких масштабах (ст. 92—95).
Особенности Конституции Японии:К особенностям Конституции 1947 года относится наиболее четкое закрепление трех принципов: принципа народного суверенитета, принципа соблюдения основных прав и свобод граждан и принципа пацифизма.
Принцип народного суверенитета как основы государственной власти в японском конституционном праве появляется впервые и закрепляется в преамбуле и в ст. 1 Конституции. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент (ст. 41).
Особое значение имеет 9-я статья Конституции, в которой содержится положение об отказе от войны и создания регулярных вооруженных сил. Включение в Конституцию данной статьи имело целью предотвратить возрождение японского милитаризма. 9-я статья Конституции является, пожалуй, самой проблемной. С одной стороны, она служит объектом неутихающей критики реакционных сил, с другой — выступает препятствием для осуществления Японией своих международных обязательств, таких, как участие Японии как члена ООН в комплектовании международных вооруженных сил, что пока компенсируется невооруженным участием в миротворческих миссиях (Камбоджа, Мозамбик, Руанда) и в спасательных операциях при стихийных бедствиях.
На сегодняшний день функцию вооруженных сил выполняют японские силы самообороны, созданные в июле 1950 года в качестве "резервного полицейского корпуса" после начала войны на Корейском полуострове.
Япония — конституционная, парламентарная монархия, где власть императора сведена до минимума, по сравнению с предшествующим конституционным актом, он остался лишь символом нации. Высшим же и единственным законодательным органом провозглашен Парламент.
Правительство формируется при решающей роли Парламента и несет перед ним ответственность. Япония провозглашается унитарным государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц.
Конституция на новой основе установила статус человека и гражданина. Японцы обладают широким кругом основных прав и свобод. Конституционные нормы упразднили привилегированные сословия, провозгласив принцип равенства (равенство всех перед законом, а также недопустимость какой-либо дискриминации). Характерным здесь является закрепление в основных нормах положения, что любые награды действуют только при жизни данного лица. Провозглашается равноправие полов.
В основополагающих положениях ст. 25 Конституции, наряду с провозглашением права всех на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни устанавливается обязанность государства прилагать усилия для дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения и народного здравия. Из этой обязанности государства вытекают две важнейшие задачи: необходимость определить и обеспечить государственный стандарт здоровой и культурной жизни и оказывать общественную помощь малоимущим и так называемым неблагополучным семьям.
В соответствии с Конституцией (ст. 85) никакие государственные средства не могут быть израсходованы, и никакие государственные денежные обязательства не могут быть приняты, иначе как по решению Парламента.
Демократический характер государства вытекает из положений ее преамбулы, провозглашающей, что народ облечен суверенной властью и устанавливает настоящую Конституцию. Государственная власть в связи с этим основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, а полномочия осуществляются представителями народа, благами ее пользуется народ. Это принцип, общий для всего человечества, и на нем основана Конституция Японии.
Структура:Принятая 3 ноября 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 г. Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения. А за последние 13 лет только 6 поправок.
Это – монархическая конституция, но права монарха значительно сокращены по сравнению с предшествующим конституционным актом; положения, относящиеся к статусу монарха и Короне, придают акту своеобразие.
Конституция Японии состоит из преамбулы (не имеющей такого названия) и 11 глав, объединяющих 103 статьи.
Преамбула содержит ряд заявлений о пацифистском характере нового государства и миролюбивых устремлениях японского народа.
Глава I«Император» включает статьи о роли и значении императора как «символа государства и единства народа».
Глава II состоит из одной статьи об отказе «на вечные времена» японского народа от войны, угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
Глава III «Права и обязанности народа» содержит статьи о правах человека и гражданина, однако сформулированные в ряде случаев в коллективистском духе как права народа.
Глава IV «Парламент» посвящена порядку формирования и деятельности Парламента, а также некоторым аспектам законодательного процесса.
В главе V «Кабинет» устанавливается общий принцип: кабинет осуществляет исполнительную власть, а также полномочия премьер-министра, основы взаимоотношений правительства и палаты представителей и основные полномочия Кабинета.
Глава VI «Судебная власть» содержит положения о системе судов, запрет на создание особых судов, требования к кандидатам на должность судей, порядке формирования судов и назначения судей на должность.
Глава VII «Финансы» включает статьи о государственном бюджете, расходах императорской фамилии (как части бюджета) и финансовой отчетности.
Глава VIII«Местное самоуправление» регламентирует основы правового статуса местных органов публичной власти.
Глава IX «Поправки» посвящена вопросам внесения изменений в данную Конституцию.
Глава Х «Верховный закон» содержит характеристику Конституции как правового акта, обязанность должностных лиц уважать и охранять Конституцию.
Глава XI «Дополнительные положения» содержит положения переходного характера и положение о введении Конституции в силу.
По порядку изменения Конституция Японии жесткая. Предусмотрена процедура, состоящая из двух этапов: на первом этапе Парламент вносит инициативу, причем за нее должно проголосовать не менее 2/3 общего числа членов обеих палат, второй этап – одобрение народа. Оно может быть выражено в одной из двух форм: либо в виде особого референдума, либо новым составом Парламента после выборов. Решение о том, как будет проходить второй этап, принимает Парламент.
31. Основы правового статуса личности в Японии.
Особенности закрепления конституционного статуса человека.
В Конституции Японии уделяется большое внимание правовой защите человека. В качестве общих принципов конституционного статуса человека в Японии закреплены: нерушимость и вечность прав (ст. 11 и 97); необходимость поддерживать права постоянными усилиями народа (ст. 11) что является спецификой Японии, поскольку в других конституциях этот принцип не закреплен; недопустимость злоупотребления правами, нарушения общественного благосостояния при их осуществлении (ст. 12); равенство (ч. 1 ст. 14).
В целом система прав и свобод в Японии достаточно стандартна для страны с развитой демократией. Вместе с тем в некоторых нормах усматривается стремление преодолеть пережитки прошлого. Например, указывается, что пэрство и прочие аристократические институты не признаются (ч. 2 ст. 14), любая награда действительна только при жизни лица, которое ее получило (ч. 3 ст. 14), государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности (ч. 3 ст. 20). Специально подчеркнуто равенство полов в брачных отношениях (ст. 24). Запрещается эксплуатация детей (ч. 3 ст. 27), устанавливается запрет рабства (ст. 18). При этом подчеркивается, что предусмотренные Конституцией права являются результатом вековой борьбы людей за свободу" (ст. 97).
Отдельные права, свободы и обязанности по Конституции Японии.
В качестве личных прав закрепляются право на жизнь, свободу и стремление к счастью, право на возмещение вреда от незаконных действий государства, свобода мысли, совести, религии, выбора и перемены места жительства, в том числе выезда за границу, тайна корреспонденции. В качестве политических прав закреплено прежде всего право избирать публичных должностных лиц. Для избирательного законодательства Японии характерны: во-первых, сочетание пропорциональной и мажоритарной избирательных систем; во-вторых, крайне жесткая регламентация предвыборной агитации (объема и параметров различных ее видов), в частности запрет агитации против других кандидатов; в-третьих, установление возрастного ценза при осуществлении активного (20 лет) и пассивного (25 лет - на выборах в Палату представителей, 30 лет - в Палату 466 советников, губернатора, 35 лет - мэра города и старосты деревни) избирательного права. Условиями регистрации кандидатов являются также соблюдение трехмесячного ценза оседлости и внесение предварительного залога, не возвращаемого в том случае, если будет набрано число голосов меньше требуемого.
С правом избирать связано право граждан отстранять выборных должностных лиц от должности. Большинством голосов избирателей может быть принято решение о роспуске местных собраний (представительных органов), об отзыве глав администраций и других выборных должностных лиц. Могут быть отозваны и отдельные депутаты. Отзыв осуществляется не ранее чем через год после вступления лица в должность. На общегосударственном уровне предусмотрены такой специфический институт непосредственной демократии, как референдум о доверии судьям Верховного суда, который проводится раз в 10 лет во время выборов в Палату представителей, а для вновь назначенных - на ближайших выборах в эту Палату. Судья смещается с должности, если не получит поддержку избирателей.
Есть и иные способы влияния населения на органы публичной власти. Так, избиратели административно-территориальной единицы в количестве не менее 1/5 от общего числа могут обратиться в местное собрание с народной правотворческой инициативой о принятии или об отмене правового акта либо потребовать от главы исполнительной власти соответствующей территории совершения публично значимых действий. Данное право является элементом права на мирную петицию (ст. 16 Конституции). Петиция может быть подана и по другим вопросам. Как отмечалось применительно к порядку изменения Конституции, Основной закон Японии не исключает и проведение референдумов. Однако прямо право на участие в референдуме Конституция не называет, и этот институт непосредственной демократии не получил в Японии развития.
Важным для функционирования всей системы власти политическим правом является право на объединение. Во многом благодаря партиям реализуется японский парламентаризм. Всего политических партий несколько тысяч, но реально участвует в политической жизни на общегосударственном уровне около 10 партий. Статус партии приобретает группа граждан, объединившаяся ради достижения политических целей, имеющая статус юридического лица и получившая не менее 2% голосов избирателей на соответствующих выборах или включающая в свой состав не менее пяти депутатов Парламента. Закреплено в Конституции Японии и право трудящихся на создание профсоюзов. К политическим правам также относятся свобода собраний, свобода слова, печати и иных форм выражения мнений.
Социально-экономические права и права в области культуры также представлены в Конституции Японии, причем свидетельствуют о достаточно высокой социальной ориентированности. Так, право собственности защищается, но указывается, что оно не должно противоречить общественному благосостоянию, что частное имущество может быть за справедливую компенсацию использовано в общественных интересах (ст. 29). Закрепляется право на труд, коллективные переговоры и прочие коллективные действия. Провозглашается бесплатное обязательное образование для детей, право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни. Гарантируется также свобода научной деятельности.
В Конституции Японии закреплены также стандартный набор уголовно-процессуальных и уголовно-правовых гарантий прав личности, право на судебную защиту. Установлены в Конституции и обязанности, к которым отнесены обязанности трудиться, обеспечивать обязательное образовние детям, находящимся на попечении, платить налоги, а такж общие обязанности, такие как обязанность воздерживаться от злоупотребления правами и свободами, поддерживать своими усилиями права и свободы
32. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии в Японии.
Из институтов непосредственной демократии конституция Японии более или менее детально говорит только о выборах. В связи с закреплением прав граждан упомянуто также право народа отстранять публичных должностных лиц от должности, в связи с чем в Японии существует законодательство об отзыве избранных должностных лиц и депутатов, но только на местном уровне, а также другие институты непосредственной демократии на местах. О референдуме конституция не упоминает, и общегосударственные референдумы в Японии не проводились (кроме предусмотренного конституцией специфического референдума раз в 10 лет об отзыве членов Верховного суда Японии). Народная законодательная инициатива практически неизвестна Японии, хотя в законе о местной автономии избирателям предоставляются некоторые права этого рода по отношению к решениям местных органов.
Выборы. Конституция содержит лишь некоторые принципиальные положения, относящиеся к избирательному праву и выборам. Она устанавливает «всеобщее избирательное право для совершеннолетних», тайное голосование, недопущение дискриминации в избирательных правах, в том числе по мотивам пола, имущественного положения или доходов, говорит о том, что все публичные должностные лица (в том числе избираемые) являются слугами всего общества, а не какой-либо его части.
Согласно конституции, все важные вопросы, касающиеся выборов, могут регулироваться только законом. Это закон о выборах публичных должностных лиц 1950г., неоднократно изменявшийся и дополнявшийся (последний раз в 1994 г.). Он устанавливает, что активным избирательным правом пользуются граждане (японцы), достигшие 20-летнего возраста, проживающие в избирательном округе не менее трех месяцев (ценз оседлости) и включенные в списки избирателей (эти списки обновляются ежегодно). Правом быть избранным в нижнюю палату парламента — палату представителей — пользуются граждане, достигшие 25 лет, в верхнюю палату — палату советников — 30 лет. Для регистрации кандидаты в нижнюю палату и в сенат вносят избирательный залог, причем залог для кандидатов в сенат в полтора раза выше. Сумма залога удваивается, если кандидаты выдвигаются списком. Избирательный залог не возвращается кандидату в нижнюю палату, если он не набрал пятой части голосов, а кандидату в верхнюю палату — если он не набрал восьмой части голосов от того частного, которое получается при делении числа поданных голосов на число кандидатов, баллотирующихся по избирательному округу.
До 1996 г. избирательные округа на выборах в нижнюю палату парламента были многомандатными. Законом 1994 г. изменено число депутатских мандатов — 500 вместо прежних 511. Теперь (впервые в 1996 г.) 300 депутатов избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а 200 — по одиннадцати крупным региональным округам по пропорциональной системе (следовательно, от каждого такого округа в среднем избирается 19—20 депутатов). При такой смешанной системе каждый избиратель имеет два голоса. Избирательные округа пересматриваются каждые пять лет при проведении переписи населения, но тем не менее между ними существует большой разрыв.
Палата советников также избирается по смешанной системе, в результате чего на выборах в этот орган избиратель имеет два голоса. Из общего количества советников (252) 152 избираются от округов, которыми являются префектуры и столица (всего 48 округов); от каждого округа избираются от двух до шести советников. Один голос избиратель подает за того или иного кандидата по округу. Избранными считаются кандидаты, набравшие такое число голосов, которое равно или больше частного, полученного при делении действительного большинства голосов, поданных по округу, на число избираемых от округа советников. Остальные 100 советников избираются по общенациональному избирательному округу по спискам партий с применением вычисления квоты по системе д'0ндта. Второй голос избиратель в данном случае подает за партию, а не за конкретного кандидата.
Выборы в однопалатные местные представительные органы (собрания префектур, городов, деревень), а также должностных лиц исполнительной власти (губернаторов префектур, мэров городов и др.) производятся по сходным правилам: выборы собраний — по смешанной системе, должностных лиц — по мажоритарной. Губернатором может быть избрано лицо, проживающее в данной префектуре и достигшее 30 лет; мэр города и староста деревни должны проживать в данном месте и иметь возраст не менее 35 лет.
В Японии законодательство устанавливает жесткие правила предвыборной агитации. Она длится только две недели. Кандидаты за счет государственной казны могут выступать только один раз по радио и один раз по телевидению по пять с половиной минут. Государство оплачивает пятикратную газетную рекламу 6 х 9 см (обычно с портретом кандидата), один цветной плакат (определенным тиражом, одинаковым для всех кандидатов), 350 тыс. открыток для рассылки избирателям, устанавливает лимит бензина для поездок на периферию в микроавтобусе. Кандидатам запрещаются обход домов избирателей для агитации, агитация против других кандидатов и любые формы оскорблений. Афиши расклеиваются только в специальных местах, на особых стендах, за нарушение полагается штраф (на деле это положение часто нарушается).
На голосование японских избирателей основное влияние оказывают не политические пристрастия, а чувства признательности, родства, иные неформальные связи. Часто места покойных депутатов переходят к их родственникам, за которых голосуют избиратели.
Местная инициатива и отзыв. Как отмечалось, закон о местной автономии 1947 г. предусматривает некоторые специфические формы прямой демократии для участия избирателей в управлении административно-территориальными единицами. Во-первых, пятая часть избирателей вправе требовать, чтобы глава местной администрации (губернатор, мэр и др.) обратился в местный представительный орган (собрание) с просьбой принять или отвергнуть какое-либо решение (за исключением вопросов налогообложения и финансов). Глава местной администрации должен созвать для этого собрание на сессию в течение 20 дней. Во-вторых, если должностное лицо, по мнению избирателей, плохо выполняет свои обязанности, пятая часть избирателей может потребовать от главы исполнительной власти данной административно-территориальной единицы обеспечить выполнение им своих обязанностей. В-третьих, не менее трети избирателей могут обратиться в комиссию по контролю за выборами с предложением о роспуске местного собрания. Проводится голосование, собрание распускается, если за это проголосовало большинство избирателей, участвовавших в голосовании. В-четвертых, главы администраций и другие местные выборные должностные лица могут быть отозваны в таком же порядке. Но отзыв возможен не ранее чем через год после их избрания и вступления в должность.
33. Характеристика органов государственной власти Японии; главы государства, парламента и правительства Японии.
Систему государственных органов Японии представляет глава государства – Император, Парламент, Кабинет министров и Верховный суд.
Власть переходит по наследству только по мужской линии – от отца к старшему сыну, женщины исключены из этой системы. Конституция ограничивает полномочия и права императора, он номинально является главой государства и «символом и единства народа». Его статус определяется конституцией, в которой выражена воля народа и которая обладает суверенной властью. Принимать любые государственные решения Император имеет право только с одобрения Правительства. За все принятые решения монарх не несет ответственности, за последствия отвечает только Правительство.
Император обладает правом только по представлению Парламента назначать и отстранять от занимаемой должности главного судью (председателя) Верховного суда и премьер-министра.
Император имеет право с одобрения Кабинета министров:
- приостанавливать законопроекты, поправки в Конституцию, различные правительственные указы;
- созывать и распускать членов Парламента;
- объявлять начало всеобщих парламентских выборов;
- назначать и отстранять, ограничивать полномочия высших должностных лиц, подтверждать верительные грамоты послов и посланников;
- назначать амнистии (всеобщие и частичные), восстанавливать в правах и изменять степень наказаний;
- выдавать награды;
- проводить прием иностранных послов и посланников.
В Японии форма правления – парламентарная монархия. Парламент является высшим органом государственной власти. Члены Парламента обладают исключительными полномочиями в государственном управлении.
Парламент представляет собой двухпалатную систему. Верхняя палата называется Палатой советников, ее невозможно распустить. Депутаты Парламента обладают иммунитетом и индемнитетом. Но в отличие от других стран в Японии депутатская неприкосновенность имеет срок действия только на период депутатской сессии.
Парламент обладает широкими полномочиями и функциями, имеет право применить меры парламентской ответственности к членам Правительства и Кабинету министров. Парламент может выразить недоверие Правительству и отклонить проект закона, предложенный Кабинетом министров. Кроме этого, Парламент обладает организационно-судебной функцией относительно судей, т. е. может смещать судей, выражать им недоверие и др.
Кабинет министров наделен исполнительной властью. В него входят Премьер-министр и государственные министры по отраслям. Правительство Японии должно состоять из большинства государственных министров – членов парламента. Правительство возглавляет лидер правящей партии. Кабинет министров несет ответственность перед Парламентом как в общем плане, так и по отраслям.
Судебную власть представляет Верховный суд, осуществляющий конституционный контроль.
34. Административно-территориальное устройство Японии.
Япония разделена на префектуры (43 обычные префектуры, префектура Токийского столичного округа и входящие в него 2 столичные префектуры, префектура острова Хоккайдо). Правовое положение всех этих единиц, включая столичный округ, одинаково. Токийский столичный округ делится на городские районы (их 23). К Токио примыкают города, поселки, деревни, входящие в этот округ. Остальные префектуры (в том числе 2 столичные) делятся на города, поселки и деревни. Наряду со столичным округом другие крупные города (с населением более 1 млн человек) также имеют внутригородские районы, но в этих районах нет самоуправления, главы их исполнительных органов назначаются мэрами городов; не избираются и районные представительные органы. Существуют также специальные округа: финансово-промышленные, корпорации регионального развития и др. Их органы, избираемые и делегируемые, занимаются в основном координирующей деятельностью.
В административно-территориальных единицах, обладающих правом местного самоуправления (префектурах, городах, деревнях), граждане избирают сроком на 4 года префектуральные, городские, деревенские собрания, состоящие из профессиональных и неосвобожденных депутатов (последние совмещают депутатскую деятельность с другой работой). В совете префектуры может быть максимум 120 депутатов, в городах и деревнях – от 12 до 30. Эти депутаты иммунитета не имеют. Они получают жалованье. Депутаты могут быть отозваны досрочно по требованию 1/3 избирателей большинством голосов.
В мелких общинах советы не избираются, созываются собрания избирателей (практически жителей).
На тот же срок, что и советы, граждане избирают органы управления административно-территориальных единиц – префектов (губернаторов), мэров городов, старост деревень. Система управления на местах, как и в центре, бюрократична – в ней все расписано: губернаторы ведают решением 126 вопросов, мэры крупных городов – 28, главы других городов и поселков – 51. Исполнительными полномочиями обладают также постоянные комиссии местных собраний: по труду, по образованию, по делам персонала и др. Комиссии избираются собраниями или назначаются главой администрации с со