Конфуцианство, 6 век до н.э
Кон Фу-цзы (551-479 до н.э.), или как его называют в мире, Конфуций был выходец из разорившегося аристократического рода. С детства он любил старинные обряды и церемонии, изучал традиционные китайские культы, хорошо владел иероглифическим алфавитом, изучал древнекитайскую литературу. Окружающая жизнь вызывала в нём протест: феодальная раздробленность, мятежи, жестокость, бедность, лицемерие. Всё большим ореолом он окружал древность и древние порядки. Конфуций считал, что люди страдают, потому что в стране царит хаос. И общество может исцелиться, если каждый, прежде всего, будет требователен к себе и обратится к традициям старинной этики, когда в основе гармонии общества и природы лежал порядок, санкционированный Небом. Он считал, что установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государем и подданными, между отцом и сыном – вечный и не подлежит изменению.
Конфуций разработал этико-социальную программу развития общества, распространив принцип отношения долга, почтительности и человечности на административную практику и государственную политику. Эта программа определила вектор культурно-исторического развития Китая на все последующие времена.
Этико-социальная программа Конфуция:
1. Всех людей он поделил на 4 категории:
- к высшему социальному слою относились
· люди, обладающие мудростью и способностью познавать с рождения, и
· люди, которые могут приобрести мудрость и развить в себе познавательные способности,
-к низшему слою, по Конфуцию, относились
· люди, с трудом постигающие учение, и
· народ, который не в состоянии научиться мудрости и приобрести знания.
Таким образом, им была установлена дуальная структура общества:
ü совершенные люди, способные управлять государством и
ü народ, которому собственные интересы были не доступны и непонятны.
Совершенные люди или «цзюнь-цзы», наиболее ярко проявляли свои пять, данные от природы, совершенств, имели чувство долга перед обществом, им можно было доверять большие дела, они обладали большими знаниями и высшими принципами. «Цзюнь-цзы» считались эталонами для подражания, и приближение к ним являлось делом чести и социального престижа.
Народу же, которому собственные интересы были не доступны и непонятны, нужна была постоянная опека и забота образованных правителей.
2. Критерием деления людей на категории он сделал грамотность, он определил грамотность как основу социального порядка.
Китайский алфавит насчитывает 3 тысячи иероглифов. Их достаточно для понимания общественно-политических текстов и бытовой лексики, но такой запас слов не даёт возможность читать классические тексты, для этого нужно знать больше иероглифов. Всего китайский алфавит насчитывает около 5 тысяч иероглифов, и даже высокопоставленные китайцы пользуются толковым словарём.
Конфуцием была установлена система трёх-ступенчатой сдачи экзаменов на знание грамотности, поэтому получение образования для китайцев стало труднодоступным: нужно было проявить много терпения, усидчивости и иметь большую силу воли. Но, в тоже время, именно грамотность на протяжении всей истории Китая определяла и социальное положение, и имущественный ценз китайцев. Образование для китайцев стало гигантским стимулом пробиться наверх - в чиновничий слой. Но сословие чиновников было отделено от народа труднопреодолимой преградой – «стеной иероглифов».
Поэтому чиновниками становилось только 3-5 % населения. Таким образом, грамотность стала пропуском вверх по социальной лестнице.
3. Конфуцием было сформулированы основные принципы социального порядка, идущие от древних традиций.
ü «Пусть отец будет отцом, сын - сыном,
Государь – государем, чиновник – чиновником».
ü « Государство – это большая семья,
А семья – малое государство».
Главой китайской семьи в полном соответствии с конфуцианскими заповедями, являлся отец, которому все прочие были обязаны безропотно повиноваться. Отец считался представителем императора в доме, и любое нарушение домашних устоев рассматривалось как нарушение устоев государства. Больше всего в китайской семье страдала женщина: лучшими женскими качествами считались робость, покорность и приспособляемость. Отношения внутри семьи – между мужем и женой, детьми и родителями – строились не столько на естественных чувствах любви и взаимной привязанности, сколько на расчёте и чувстве долга.
Конфуций разработал учение о «СЯО» - сыновней почтительности как норме жизни. Сыновья почтительность трактовалась как почтительность и послушание отцу, чиновнику, государю. Этот культ предков и сыновья почтительность стимулировали небывалый расцвет семьи. Не случайно Китай по численности самая большая страна. Власти поддерживали силу и авторитет семейных кланов, из которых состояли сельские общины. Человек с детства привыкал, что личное - своё несоизмеримо с общим, более ценным.
До сегодняшнего дня живуч принцип семейно-государственного соподчинения. До сегодняшнего дня интересы семьи превосходят интересы личности, а интересы государства – интересы семьи. (Студенческое антиправительственное выступление в 1989 году было осуждено китайским обществом, многие родители отказались от своих детей. Китайцы, получившие образование за рубежом , не остаются там, а возвращаются назад, чтобы работать на родине и нести ей процветание).
4. Для поддержания этих отношений, Конфуций разработал целую систему правил и норм поведения: ритуалы или церемонии. Через соблюдение ритуалов и церемоний внешне выражалась преданность и почтение. Чем сложнее и точнее было их исполнение, тем больше считалось, проявлялось уважение и почтение. Соблюдение ритуала было главным условием человеческого общежития, оно составляло основу всей человеческой деятельности, служило своеобразным рецептом поведения на все случаи жизни. Демонстрация преданности, уважения к старшим, напускная скромность превратились в самоцель, и чиновничья благопристойность скрывала людские пороки и корыстолюбие.
В 3 веке до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией Китая. Эта идеология была очень удобна для управления огромной империей. Кроме того чиновничество видело в конфуцианстве не только средство для того, чтобы и держать в подчинении народ, но и средство влияния на императоров.
ВЫВОД: Конфуцианство не было религией; оно вобрало в себя и политику, и административную систему, и функции регулятора социальных процессов, и стало основой всего китайского образа жизни вплоть до наших дней.