Предельные сроки непрерывной работы в СИЗ в летних условиях, ч

СИЗ tВ, оС Физическая нагрузка
легкая средняя тяжелая
Общевойсковой комплексный защитный костюм ОКЗК   Походное положение
не ограничено
не ограничено 2,5
не ограничено 1,2
Фильтрующий противогаз, ОКЗК, защитные чулки и перчатки   Боевое положение «Газы»
не ограничено
не ограничено
не ограничено 0,6
Фильтрующий противогаз, ОКЗК, ОЗК (Л-1) 6–8 4–5 3–5
0,6 0,4
0,5 0,4
0,7 0,4 0,3

Примечание. Предельные сроки работ при повышенной температуре – это время, при превышении которого у 80 % спасателей могут развиваться тепловые удары, выводящие пораженных из строя на длительное время (до 5 суток) и в отдельных случаях приводящие к смертельному исходу.

Для увеличения допустимого по состоянию организма времени непрерывной работы в СИЗ в летних условиях рекомендуется:

уменьшить темп выполнения работы, если установленная продолжительность выполнения задачи и показатели защитных свойств СИЗ позволяют это;

снизить уровень индивидуальной защищенности, снимая СИЗ изолирующего типа, уменьшая степень их герметичности, если, конечно, это допустимо по соображениям безопасности;

применять для уменьшения степени изнуряющего действия СИЗ рациональные режимы работы и отдыха, что позволит увеличить объем выполненной работы в 2–3 раза (при том же влиянии СИЗ на физиологическое состояние организма);

при работе в СИЗ изолирующего типа применять охлаждающие экраны, периодически смачиваемые водой. В невентилируемых помещениях, где испарение идет медленнее и большое значение приобретает увеличение теплопроводности материалов при увлажнении, рекомендуется проводить смачивание через каждые 30 мин и 15 мин при температурах 20…40 оС соответственно;

хранить изолирующую защитную одежду в тени, избегая ее предварительного нагревания, надевать непосредственно перед работой;

работать равномерно, экономя силы, без лишних движений, что достигается предварительными тренировками.

Следует помнить, что даже кратковременное перенапряжение, легко переносимое в обычных условиях, при работе в СИЗ ведет к срыву дыхания и сердечной деятельности.

Другие меры борьбы с перегревом связаны с конструктивным совершенствованием СИЗ (вставки из фильтрующих материалов в одежду изолирующего типа, экранируемые щели) и материалов для них (полупроницаемые мембраны, пропускающие пары влаги из подкостюмного пространства), а также с использованием специальных средств; пневмокостюмов различного типа с вентиляцией и охлаждением подкостюмного пространства и др.

При низких температурах защитная одежда в известных пределах облегчает поддержание теплового равновесия организма.

СЗК изолирующего типа хорошо защищают от ветра и атмосферных осадков. Надевание такой одежды при низких температурах поверх зимнего обмундирования (шинели или ватника) обеспечивает дополнительную защиту от переохлаждения. В этих условиях продолжительность непрерывной работы в СЗК изолирующего типа лимитируется только физической усталостью.

Однако нельзя не учитывать, что процесс испарения влаги с поверхности кожи никогда не прекращается. Интенсивные физические нагрузки вызывают потоотделение и в холодное время года, причем нательное белье и обмундирование могут впитать до 1,5–2,0 кг пота. Увлажнение одежды под СЗК изолирующего типа повышает теплопроводность всего комплекта одежды в целом.

При очень низких внешних температурах внутренняя поверхность изолирующей одежды может покрываться инеем и наледью. Прекращение работы в одежде изолирующего типа при отсутствии возможности смены белья или его просушивания создает условия для простудных заболеваний, переохлаждения и обмораживания. Впрочем, с переохлаждением, связанным с невозможностью замены пропотевшего белья, следует считаться при использовании одежды любого типа.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС МИРНОГО

И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, региональных, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [1, 2, 13, 21].

3.1. Последовательность и содержание работы специалистов

РХБ защиты

В настоящее время сложились довольно устоявшиеся взгляды на основные элементы организации мероприятий РХБ защиты и порядок их выполнения в ЧС мирного и военного времени [83, 87].

Организация РХБ защиты включает:

сбор, обобщение и изучение данных о противнике, радиационно и химически опасных объектах, других источниках ЧС, своих силах, РХО, местности, погоде и т. д.;

определение задач и мероприятий РХБ защиты, сил, средств и времени для их выполнения;

планирование РХБ защиты;

постановка задач подчиненным органам управления и силам;

организацию управления и взаимодействия;

подготовку сил РХБ защиты к выполнению задач;

контроль за выполнением мероприятий РХБ защиты.

При постановке задач по организации РХБ защиты глава администрации (председатель КЧС) указывает:

сосредоточение основных усилий (элемент, порядок, категорию населения, способ защиты и т. д.);

порядок выполнения мероприятий РХБ защиты;

выделяемые силы и средства;

основные задачи сил РХБ защиты, в том числе приданных, подразделений и формирований;

допустимые дозы облучения;

время начала и окончания АСДНР (выполнения мероприятийпо защите населения) и другие данные.

Работу по организации РХБ защиты начальник службы РХБ защиты главного управления МЧС России по субъекту РФ выполняет в следующей последовательности:

уясняет задачу по защите населения (проведения АСДНР) и определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно для выполнения задач РХБ защиты, проводит расчет времени и отдает указания;

оценивает обстановку, готовит и, при необходимости, докладывает начальнику главного управления МЧС России (начальнику отдела оперативного планирования) данные и расчеты, которые могут понадобиться для принятия решения главой администрации (председателем КЧС);

отдает предварительные распоряжения начальникам соответствующих служб и нижестоящих органов управления ГОЧС;

готовит и докладывает начальнику главного управления МЧС России (начальнику отдела оперативного планирования) предложения по РХБ защите;

разрабатывает распоряжение по РХБ защите;

разрабатывает и докладывает план РХБ защиты;

участвует (при необходимости и наличии времени) в рекогносцировке и организации взаимодействия;

осуществляет контроль за выполнением мероприятий РХБ защиты.

При уяснении задачи начальник службы РХБ защиты должен понять:

цель предстоящих действий;

замысел старшего начальника;

задачу, место в оперативном построении и роль силРХБ защиты;

задачи соседей и порядок взаимодействия;

мероприятия РХБ защиты, выполняемые старшим начальником;

время, отведенное на выполнение предстоящих задач.

При оценке обстановки начальник службы РХБ защиты должен изучить:

силы, средства, вероятный характер и возможности применения ОМП, вероятный масштаб аварий и других ЧС, приводящих к разрушению (авариям) радиационно и химически опасных объектов, возможную РХО степень защищенности населения и сил ликвидации ЧС;

положение, состав, оснащение и возможности сил РХБ защиты, обеспеченность сил ликвидации ЧС вооружением и средствами РХБ защиты (В и С РХБЗ), состояние подготовки сил РХБ защиты и обучения населения;

РХО на закрепленной территории;

характер местности, состояние погоды, время года, суток и их влияние на осуществление мероприятий РХБ защиты.

В выводах из оценки обстановки начальник службы РХБ защиты определяет:

возможный масштаб применения ОМП, аварий на радиационно и химически опасных объектах;

влияние РХО, местности, погоды, времени года и суток на выполнение мероприятий РХБ защиты;

возможный объем задач РХБ защиты, порядоких выполнения, привлекаемые силы и средства;

организацию управления подчиненными силами, средствами и подготовку их к выполнению предстоящих задач.

В предложениях по РХБ защите излагаются:

выводы из оценки обстановки;

основные задачи РХБ защиты;

порядок осуществления мероприятий РХБ защитыпри выполнении задач, силы и средства дляих выполнения;

организация управления.

В распоряжении по радиационной и химической защите указывается:

а) в констатирующей части

краткие сведения о возможной РХО в районе аварии (катастрофы);

задачи (мероприятия) РХБ защиты, выполняемые в интересах органов местного самоуправления силами регионального центра;

задачи (мероприятия) РХБ защиты, выполняемые в интересах органов местного самоуправления органами управления и силами ликвидации ЧС субъекта РФ;

места и сроки сосредоточения приданных подразделений РХБ защиты спасательных воинских формирований МЧС России, формирований РХБ защиты и учреждений (организаций) министерств и ведомств;

б) в приказной части, послеслов «Глава администрации (Председатель КЧС) приказал»:

п. 1. Сосредоточение основных усилий в выполнении задач и мероприятий РХЗ;

п. 2. Мероприятия РХБ защиты и срокиих выполнения по:

ведению РХР;

сбору данных и информации о радиационной и химической обстановке;

соблюдению режимов защиты в условиях радиоактивного и химического заражения;

специальной обработке населения и сил ликвидации ЧС, обеззараживанию участков местности, дорог, объектов, зданий и сооружений;

применению В и С РХБЗ;

осуществлению радиационного и химического контроля;

п. 3. Сигналы оповещенияо радиоактивном и химическом заражении.

п. 4. Мероприятия технического обеспечения РХБ защиты и сроки их выполнения.

п. 5. Порядок и сроки представления донесений.

Вариант оформления распоряжения по РХБ защитепри аварии на химически опасном объекте приведен в приложении 3.

Ежесуточно, обычно к исходу очередных суток, а при резком изменении обстановки или по факту аварии на радиационно и химически опасных объектах – немедленно, в вышестоящий орган управления ГОЧС начальник службы РХБ защиты готовит и представляет донесения по РХБ защите. В донесении по факту аварии на радиационно и химически опасных объектах указывается:

дата, время и отправитель донесения;

дата, время, место и объект аварии;

количество АХОВ (тонн) или активность РВ (Ки), выброшенных в окружающую среду;

характер выброса;

метеоданные в районе аварии;

ожидаемые масштабы заражения и потери.

В ежесуточном донесении о радиоактивном и химическом заражении людей, сельскохозяйственных животных, техники и местности указывается:

дата, время и отправитель донесения;

объект аварии;

количество АХОВ (тонн) или активность РВ (Ки), выброшенных в окружающую среду;

масштабы радиоактивного и химического заражения (загрязнения);

потери населения.

В ежесуточном донесении о выполнении мероприятий РХБ защиты в ходе ведения АСДНР или выполнении мероприятий по защите населения и территорий указывается:

дата, время, место аварии и количество АХОВ (активности РВ), выброшенных в окружающую среду;

размеры зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения);

состав сил и средств РХБ защиты, обеспечивающих выполнение АСДНР или мероприятий по защите населения и территорий;

объем мероприятий РХБ защиты, выполненный в течение суток;

задачи, выполняемые силами РХБ защиты в настоящее время;

потери сил РХБ защиты (чел ) и специальной техники (ед.);

обеспеченность сил ликвидации ЧС, а также населенияв зонах заражения, В и С РХБЗ, с учетом резерва и запасов объектов экономики;

потребности в силах и средствах.

Кроме вышеуказанных распоряжений и донесений начальник службы РХБ защиты участвует в подготовке ряда данных для составления сводных донесений за главное управление МЧС России:

донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайных ситуаций (форма 1/ЧС) – сведения о предполагаемых ЧС на радиационно и химически опасных объектах;

донесение о факте и основных параметрах чрезвычайной ситуации (форма 2/ЧС) – данные о радиационно и химически опасных объектах, метеоданные, параметры радиоактивного и химического заражения (загрязнения) местности, а также радиационные потери и потери от воздействия ОВ и АХОВ;

донесение о мерах по защите населения и территорий, ведении АСДНР (форма 3/ЧС) – данные о радиационных потерях и потеряхотвоздействия ОВ и АХОВ, сведения о выполненных мероприятиях РХБ защиты;

донесение о силах и средствах, задействованных для ликвидации ЧС (форма 4/ЧС) – данные о составе сил и средств РХБ защиты.

Планирование мероприятий радиационной и химической защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

Основные положения попланированию мероприятий радиационной и химической защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий изложены в соответствующих директивах начальника гражданской обороны РФ. В соответствии с требованиями вышеуказанных документов план радиационной и химической защиты отрабатывается как приложение к плану гражданской обороны субъекта РФ.

Кроме того, мероприятия РХБ защиты нашли отражение во многих разделах плана ГО.

План гражданской обороны субъекта РФ состоитиз:

текстуальной части, которая включает 3 раздела;

12 приложений;

дополнительных исходных и справочных данных, атакже документов, обеспечивающих реализацию плана.

Текстуальная часть

Раздел I. Краткая оценка возможной обстановки на территории субъекта РФ после нападения противника

В разделе, наряду с другими данными, по РХБ защите указывается:

радиационно и химически опасные объекты, как цели вероятных ударов противника;

степень разрушения радиационно и химически опасных объектов и ATE;

радиационная и химическая обстановка в очагах поражения, масштабы заражения АХОВ;

ожидаемые радиационные потери и потери в очагах химического поражения;

объем предстоящих работ по ликвидации радиоактивного и химического заражения;

выводы из оценки радиационной и химической обстановки, состояние сил РХБ защиты.

Краткая оценка возможной обстановки осуществляется для условий ведения крупномасштабной войны как с применением ОМП, так и с применением обычных средств поражения, действий ДРГ, а также в условиях локальной войны.

Раздел II. Выполнение мероприятий гражданской обороны при планомерном переводе с мирного на военное время

В разделе, наряду с другими данными, по РХБ защите указывается:

порядок развертывания и приведения в готовность отделов РХБ защиты органов управления ГОЧС, частей, подразделений и формирований РХБЗ;

общие данные об их количестве, численности личного состава, местах и сроках развертывания по степеням готовности, порядок вывода формирований РХБ защиты из категорированных городов в загородную зону;

организация, сроки и объемы выполнения мероприятий РХБ защиты по степеням готовности ГО;

организация управления выполнением мероприятий РХБ защиты при переводе ГО с мирного на военное время и в период проведения АСДНР;

организация взаимодействия с органами военного командования, соседними органами управления ГОЧС по задачам и мероприятиям РХБ защиты;

группировка сил РХБ защиты, ее распределение по эшелонам, резерв и сроки готовности;

организация РХБ защиты с указанием привлекаемых сил и средств, ихпредназначения, сроков и объемов мероприятий (общие данные);

порядок, сроки, привлекаемые силы и средства для обеспечения РХБ защиты, выполнение мероприятий РХБ защиты при проведении эвакомероприятий;

организация и проведение мероприятий РХБ защиты при ведении АСДНР;

порядок развертывания и приведения в готовность отделов РХБЗ органов управления ГОЧС, укомплектованных военнослужащими, распорядительным порядком.

Особенности выполнения мероприятий ГО при ведении войны с применением обычных средств поражения

В подразделе, наряду с другими данными, по РХБ защите указывается:

общие данные по развертыванию и приведению в готовность службы РХБ защиты органов управления ГОЧС, укомплектованных военнослужащими спасательных воинских формирований;

приведение в готовность территориальных формирований РХБ защиты и формирований РХБ защиты соответствующих служб, в том числе повышенной готовности;

организация управления выполнением мероприятий РХБ защиты;

организация взаимодействия с органами управления военного командования, соседними органами управления ГОЧС по задачам и мероприятиям РХБ защиты;

организация, сроки и объемы выполнения мероприятий РХБ защиты;

организация безаварийной остановки радиационно и химически опасных объектов;

организация технического обеспечения РХБ защиты;

организация выполнения мероприятий РХБ защиты при ведении АСДНР, восстановление готовности и дальнейшее использование сил РХБ защиты.

Раздел III. Выполнение мероприятий ГО при внезапном нападении противника

В разделе, наряду с другими данными, по РХБ защите указывается:

порядок оповещения населения и сил ГО о радиационной и химической обстановке;

порядок выдачи населению СИЗ и дозиметров из запасов объектов экономики, безаварийной остановки радиационно и химически опасных объектов по сигналу «Воздушная тревога»;

сроки и объемы выполнения неотложных мероприятий РХБ защиты по сигналу «Отбой воздушной тревоги»;

организация управления мероприятиями РХБ защиты, порядок информирования органов управления, населения и сил ГО о радиационной и химической обстановке;

приведение в готовность сил и средств РХБ защиты, их состав, предназначение, сроки готовности и распределение в группировке сил ГО;

порядок восстановления готовности и дальнейшего применения сил РХБ защиты;

организация технического обеспечения РХБ защиты населения и действий сил ГО;

особенности проведения АСДНР в очагах вторичного поражения АХОВ.

Приложения

На всех картах (планах, схемах) в качестве общихданных наносятся зоны возможного химического заражения вокруг химическиопасных объектов и ATE.

Приложение 1. Возможная обстановка на территории субъекта РФ после нападения противника с применением ОМП и обычных средств поражения (на карте с пояснительной запиской)

На карту, наряду с другими данными, по РХБ защите наносят:

вероятные центры (эпицентры) и мощность ядерныхударов противника, зоны радиоактивного заражения с учетом господствующих направлений средних ветров;

наиболее вероятные радиационно и химически опасные объекты, как цели для поражения противником обычными средствами поражения и при действиях ДРГ.

В пояснительной записке, наряду с другими данными, по РХБ защите указывается:

количество ядерных ударов и их суммарный тротиловый эквивалент;

количество радиационно и химически опасных объектов и ATE, поражаемых обычными средствами поражения;

общая площадь зон радиоактивного загрязнения, в том числе опасного и чрезвычайно опасного, численность населения в них;

общая площадь зон заражения АХОВ, возникающая в результате образования вторичных очагов поражения от обычных средств поражения;

общие, безвозвратные и санитарные радиационные потери и потери в очагах химического поражения.

Приложение 2. Организация управления гражданской обороной (на кapтe с пояснительной запиской)

На карту, наряду с другими данными, по РХБ защите наносят запасные пункты управления и пункты управления дублеры, начальника службы РХБ защиты органа управления военного командования и другие органы управления.

Приложение 3. План - график работы начальника ГО субъекта РФ при переводе гражданской обороны в высшей степени готовности и выполнении других мероприятий ГО (текстуально)

В плане-графике, наряду с другими данными, по РХБ защите приводится перечень наиболее важных мероприятий РХБ защиты с введением степеней готовности ГО (разбронирование имущества резерва, выдача СИЗ и др.), порядок контроля за их исполнением, представления докладов и донесений.

Приложение 4. Календарный план перевода ГО субъекта РФ с мирного на военное время (текстуально)

В календарном плане, наряду с другими данными, приводится перечень мероприятий РХБ защиты, выполняемых при планомерном переводе ГО с мирного на военное время, при внезапном нападении противника, при ведении войны с применением ОСП. В них в табличной форме указывается объем, сроки выполнения планируемых мероприятий и ответственные исполнители.

Приложение 5. Группировка сил ГО мирного и военного времени (на карте с пояснительной запиской)

В приложении, наряду с другими данными, по РХБ защите приводятся результаты расчетов по обоснованию состава, количества, сроков готовности и дислокации сил РХБ защиты, в том числе выделяемых по плану взаимодействия отдельно для мирного времени (при внезапном нападении противника) и при планомерном переводе ГО с мирного на военное время.

На карту, кроме общих данных, по РХБ защите наносят:

районы постоянной дислокации и исходные районы подразделений РХБ защиты спасательных воинских формирований;

пункты расположения (исходные районы) формирований РХБ защиты повышенной готовности, их состав, сроки готовности и направления действий;

УСНЛК, стационарные СОП, СОО, СОТ, места предполагаемого развертывания ПуСО с указанием их производительности;

ремонтные предприятия (заводы, мастерские, лаборатории) по ремонту В и С РХБЗ.

В пояснительной записке, наряду с другими данными, по РХБ защите приводится общий расчет группировки сил РХБЗ субъекта РФ, а также сводный расчет сил РХБЗ в группировкесил ГО для каждого категорированного города и населенного пункта с объектами особой важности и первой категории по ГО.

Приложение 6. Основные мероприятия ГО субъекта РФ по защите населения (на карте)

На карте субъекта РФ и планах категорированных городов, наряду с другими данными, по РХБ защите наносят склады В и С РХБЗ с указанием их емкости, а также приводят сводные данные по обеспечению населения СИЗ.

Приложение 9. План взаимодействия с органами военного командования (на карте с пояснительной запиской)

На карту, наряду с другими данными, по РХБ защите наносят:

пункты дислокации и исходные районы подразделений РХБ защиты спасательных воинских формирований, районы расположения формирований РХБ защиты повышенной готовности, выделяемых в интересах военного командования, с указанием их состава, сроков готовности и направлений действий;

районы расположения подразделений РХБ защиты, выделяемых военным командованием в интересах ГО, с указанием их состава, сроков готовности и направлением действий;

районы сосредоточения СИЗ, порядок их вывоза и передачи для обеспечения населения военных городков органами управления ГОЧС, а также порядок передачи излишествующих В и С РХБЗ от органов военного командования для нужд ГО.

В пояснительной записке, наряду с другими данными, приводятся мероприятия РХБ защиты (ведение РХР и наблюдения, оповещение об РХО, взаимная передача В и С РХБЗ, ликвидация радиоактивного и химического заражения и т.д.), выполняемые во взаимных интересах органами военного командования (военным комиссаром, начальником гарнизона и т.д.) и соответствующими органами управления ГОЧС, с указанием сроков их выполнения, выделяемых сил и средств.

Приложение 12. Основные показатели состояния ГО субъекта РФ по состоянию на 1.01._ г. (текущего года).

В приложении, наряду с другими данными, по РХБ защиты приводится:

количество радиационно и химически опасных объектов и ATE, их категория, численность рабочих и служащих;

обеспеченность различных категорий населения В и С РХБЗ;

силы РХБ защиты, в т. ч. учреждения СНЛК, части и подразделения РХБ защиты спасательных воинских формирований МЧС России.

Кроме вышеуказанной информации по вопросам РХБ защиты, службы РХБ защиты органов управления ГОЧС совместно с соответствующими службами, в части их касающейся, подготавливают дополнительные исходные и справочные данные, а также другие документы, обеспечивающие реализацию планов.

К ним относятся:

перечень и характеристика радиационно и химически опасных объектов;

обеспеченность различных категорий населения В и С РХБЗ в целом и по каждой ATE;

ожидаемые размеры зон радиоактивного и химического загрязнения, ориентировочные потери и их структура от воздействия ионизирующих излучений РВ, ОХВ;

перечень сил РХБ защиты, пункты их дислокации, в т. ч. в загородной зоне, сроки готовности и место в группировке;

расчеты по обеспечению населения СИЗ;

перечень, место расположения и емкость складов В и С РХБЗ;

перечень и место расположения объектов с отходамихимических реагентов и промышленных разработок веществ, используемых для целей обеззараживания;

детализированные метеоданные;

основные мероприятия РХБ защиты и порядок их выполнения;

наряды, накладные и доверенности на получение В и С РХБЗ и т. д.

Вышеперечисленные документы к планам ГО не прилагаются, а хранятся в рабочих папках начальников служб РХБ защиты органов управления ГОЧС.

План радиационной, химической и биологической защиты населения отрабатывается как приложение к плану гражданской обороны субъекта РФ.

План РХБ защиты должен оформляться на карте. К нему прилагается пояснительная записка и необходимые справочные данные. На карте отражают [83, 87]:

а) общие данные:

административные границы городов и районов субъекта, наименования субъекта РФ и других ATE на одну ступень ниже, основные транспортные магистрали, маршруты эвакуации населения и ввода сил ГО, нефте-, газо- и продуктопроводы;

границы зон возможных сильных и возможных разрушений вокруг категорированных городов и населенных пунктов с объектами особой важности, катастрофического затопления, возможного опасного радиоактивного и химического загрязнения, пункты управления;

б) дополнительные данные:

маршруты, зоны ответственности воздушной, речной разведки и разведки на средствах железнодорожного транспорта, а также разведки военного командования;

силы наземной РХР и наблюдения, учреждения СНЛК, ХРЛ, РAГ;

районы дислокации, сроки готовности и задачи подразделений РХБ защиты спасательных воинских формирований, формирований РХБ защиты НАСФ и военного командования, выделяемых по плану взаимодействия;

тип, количество АХОВ, химически опасные объекты и АТЕ;

место расположения объектов с ядерными энергетическими установками с указанием типа и мощности ЯЭР;

состав и сроки готовности сил РХБ защиты ГО и средств для ликвидации последствий аварий на радиационно и химически опасных объектах;

склады В и С РХБЗ с указанием их емкости;

места промышленной разработки обеззараживающих веществ и материалов;

пункты управления (запасные, дублеры) основных служб ГО;

схема сбора данных о РХО.

Пояснительная записка разрабатывается текстуально и включает следующие разделы:

Цель, задачи и основные мероприятия радиационной и химической защиты

В разделе перечисляют цель, задачи и мероприятия РХБ защиты с учетом особенностей данного субъекта (региона) РФ и возможности применения противником ОМП.

Раздел I. Прогноз последствий применения противником ОМП и обычных средств поражения, выводы из оценки возможной радиационной и химической обстановки

В разделе указывают:

количество, вид, мощность и координаты (объекты) ожидаемых ядерных ударов противника;

районы предполагаемого применения химического оружия с указанием типа и количества ОВ;

перечень радиационно и химически опасных объектов, химически опасных ATE и их категория по химической опасности;

тип, количество и условия хранения АХОВ на каждом объекте, в том числе после снижения запасов АХОВ до минимальных размеров при переводе ГО с мирного на военное время;

возможные источники и условия возникновения аварийных ситуаций на радиационно и химически опасных объектах вследствие их разрушения после нанесения противником ударов с применением современных средств поражения (ССП);

размеры зон возможного опасного радиоактивного и химического заражения (загрязнения), количество населения в них, возможные потери, их структура и материальный ущерб как в результате применения ОМП, так и в результате разрушения радиационно и химически опасных объектов.

Раздел II. Выполнение мероприятий радиационной, химической и биологической защиты

В разделе приводят объемы мероприятий РХБ защиты, сроки их выполнения, привлекаемые силы, средства и их эшелонирование.

Раздел III. Техническое обеспечение радиационной, химической и биологической защиты

В разделе приводят порядок обеспечения всех категорий населения и сил ГО В и С РХБЗ, порядок поддержания их в исправном состоянии и готовности к применению, восстановление неисправных и их возвращение в строй.

Раздел IV. Организации взаимодействия с органами военного командования

В разделе приводят перечень мероприятий, по которым планируется взаимодействие с органами управления военного командования, с указанием объемов мероприятий РХБ защиты, сроков и условий их выполнения.

Раздел V. Организация связи и оповещения

В разделе приводят порядок поддержания связи между соответствующими органами управления и силами РХБ защиты, порядок подачи сигналов оповещения о радиоактивном и химическом заражении (загрязнении).

Раздел VI. Организация управления

В разделе перечисляются органы управления, привлекаемые для руководства выполнением мероприятий РХБ защиты, указывается местонахождение их пунктов управления, в том числе запасных и дублеров, порядок их занятия, позывные и номера телефонов.

К дополнительным исходным и справочным данным, а также документам, обеспечивающим реализацию планов ГО, относятся:

краткая физико-географическая и экономическая характеристика АТЕ;

перечень радиационно и химически опасных объектов с указанием типа и количеств АХОВ, типа и мощности ЯЭР;

наличие и состояние хранения В и С РХБЗ;

сводные данные по силам РХБ защите, ихразмещению в пунктах постоянной дислокации и в загородной зоне;

производственные мощности предприятийпо ремонтуВ и С РХБЗ;

наряды, накладные и расчеты на выдачу В и С РХБЗ;

формализованные документы по организации РХБ защиты (образцы распоряжений, донесений, докладов и т. д.);

документы по организации радиационного и химического контроля и другие.

План хранится в рабочей папке начальника службы РХБ защиты главного управления ГОЧС.

Планирование мероприятий радиационной и химической защиты населения при возникновении ЧС природного и техногенного характера

В соответствии с требованиями руководящих документов отдельно план радиационной, химической и биологической защиты, как приложение к плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не отрабатывается.

Однако мероприятия РХБ защиты нашли отражение во многих разделах плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

План действий по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта РФ состоит из:

текстуальной части, которая включает 2 раздела;

5 приложений;

дополнительных исходных и справочных данных, а также документов, обеспечивающих реализацию плана [83, 87].

Текстуальная часть

Раздел I. Краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика субъекта РФ и оценка возможной обстановки на его территории

В разделе, наряду с другими данными, по РХБ защите указывают:

преобладающие метеоусловия, характеристики транспортных средств и сооружений, используемых для транспортировки источников ионизирующих излучений (ИИИ), АХОВ, БС, их наиболее уязвимые участки и объекты;

перечень радиационно и химически опасных городов и населенных пунктов, объектов, имеющих АХОВ, ИИИ, БС, перечень железнодорожных узлов, станций, наливных причалов, на которых возможно скопление транспортных средств с данными веществами, магистралей, по которым они перевозятся, и других объектов, влияющих на экологическую обстановку;

краткая оценка возможной РХО при возникновении крупных производственных аварий и катастроф;

общая площадь зон возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения), количество населения в них, потери и их структура, стойкость АХОВ, ожидаемые значения мощности дозы излучения и степени заражения (загрязнения) людей, сельскохозяйственных животных и материальных средств;

основные мероприятия РХБЗ населения и территорий, их ориентировочный объем;

создание и восполнение резервов В и С РХБЗ;

осуществление радиационного и химического наблюдения за состоянием природной среды, РХО на объектах экономики и прилегающей к ним территории.

Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий

В разделе, наряду с другими данными, по РХБ защите указывают:

объем, сроки, привлекаемые силы и средства, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействия ЧС на радиационно и химически опасных объектах: приведение в готовность формирований РХБ защиты, подготовка к выдаче СИЗ, подготовка к безаварийной обстановке радиационно и химически опасных объектов, организация и проведение государственного контроля радиоактивного и химического заражения (загрязнения);

организацию РХР в районе ЧС и прогнозирование РХО;

приведение в готовность и развертывание сил и средств РХБ защиты, привлекаемых для обеспечения АСДНР, с указанием их состава, сроков готовности и предназначения;

обеспечение различных категорий населения В и С РХБЗ;

РХБ защиту сил ликвидации ЧС, привлекаемых для проведения АСДНР;

участие сил РХБ защиты в проведении АСДНР;

Наши рекомендации