Правовой режим земель транспорта
Объектами транспортных систем Российской Федерации заняты значительные земельные площади государства. Правовой режим данных земель прежде всего зависит от вида и назначения транспортных коммуникаций. В России различаются такие основные виды транспорта, как автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный, водный.
Понятие и составФункционирование транспортных систем земель транспортав Российской Федерации регулируется законодательством о транспорте, которое формируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и местном уровне. Данными нормативными актами могут быть определены особенности использования земель транспорта, а также правовой режим охранных зон. Следует заметить, что правовой режим земель транспорта урегулирован в сравнении с иными землями данной категории достаточно подробно.
В соответствии со ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта.
Следует заметить, что, как и все остальные земли данной категории, земли транспорта в границах поселений приобретают правовой режим земель поселений и теряют прочную нормативную связь с землями транспорта.
В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резер-
11 Земельное право 321
вирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.
При применении нормативных актов, регулирующих использование земель транспорта, следует обратить внимание на то, что основания предоставления и права, на основании которых лица используют данные земли, в настоящее время определены Земельным кодексом РФ. Так, в соответствии с положениями ст. 20 и иными статьями ЗК РФ многие пользователи земель транспорта не могут использовать земли на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров, ограничены в обороте.
Правовой режимВ целях обеспечения деятельности организаций
земельи эксплуатации объектов железнодорожного
предоставленныхтранспорта предоставляются земельные участки:
для нуждЛ™ размещения железнодорожных путей;
железнодорожногоразмещения, эксплуатации, расширения
транспортаи реконструкции строений, зданий, сооруже-
ний, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Правовой режим охранных зон железных дорог, а именно порядок их установления и использования полос отвода, определяется Правительством Российской Федерации.
Земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут использоваться для целей, не связанных с функционированием железнодорожного транспорта, однако в порядке и в пределах, установленных Земельным кодексом РФ. Такие земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погру-зочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Федеральным законом от 25 августа 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте»' установлены правила использования земель в целях обеспечения функционирования железных дорог. При
1 СЗ РФ, 1995. № 35. Ст. 3505.
этом землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации'.
Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Земли железнодорожного транспорта должны соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, санитарным и иным нормам.
В целях обеспечения безопасности населения и нормальной экс
плуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорож
ного транспорта (в том числе со стороны промышленных объектов
и других видов транспорта), расположенных на землях федерального
значения в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, се
лям и другим опасным воздействиям, устанавливаются охранные
зоны. Порядок установления охранных зон, их размеры, режим ис
пользования земель, отведенных для этих целей, устанавливаются
Правительством Российской Федерации. Кроме того, ст. 135 Лесного
кодекса РФ установлено, что древесно-кустарниковая растительность,
расположенная на землях железнодорожного транспорта, предназначе
на для защиты железнодорожных магистралей от неблагоприятных
природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды,
снижения шумового воздействия железнодорожного транспорта.
Правовой режим Вцелях обеспечения деятельности организа-
земельдий и эксплуатации объектов автомобиль-
автомобильногоного транспорта и объектов дорожного хо-
транспортазяйства могут предоставляться земельные
участки:
1 Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог утверждено приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц.
для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;
размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;
установления полос отвода автомобильных дорог. Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном ЗК РФ порядке в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.
Для обеспечения нормальной деятельности автомобильного транспорта в настоящее время установлена целая система запретов, которые распространяются на всех лиц, использующих земельные участки вдоль полосы отвода автомобильного транспорта. Так, на полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещаются: строительство жилых, общественных зданий и складов; проведение строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений; распашка земельных участков, покос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта; установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения.
Земельным кодексом РФ для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, а также для иных целей, установленных ЗК РФ, определено создание придорожных полос в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режима их использования, в том числе строительства зданий, строений и сооружений и ограничений хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос, — установки рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения. Порядок установления и использования таких придорожных полос отвода федеральных автомобильных дорог определяется Правительством Российской Федерации. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования этих земельных участков.
Правовой режим земель, предоставленных для нужд морского, внутреннего водного транспорта, а также воздушного транспорта |
Как определено Земельным кодексом РФ, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки:
для размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
размещения морских и речных портов,
причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
выделения внутренней береговой полосы.
Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий поселений. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001'. Так, согласно ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу, т. е. полосу земли шириной 20 метров от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега в глубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте и другие организации внутреннего водного транспорта освобождаются от платы за занимаемые ими земельные участки, в том числе за земельные участки, покрытые водой, и искусственно созданные земельные участки при строительстве гидротехнических сооружений и создании охранных зон линий связи.
Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:
пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:
устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;
осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации;
использовать безвозмездно для проведения работ по обеспечению судоходства грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;
СЗ РФ. 2001. № П. Ст. 1001.
разрешать устройство временных сооружений для причаливания,, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, вы<-грузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пасса^ жиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке;
разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.
Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обу-строить ее.
Кодексом внутреннего водного транспорта дополнительно определено, что не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.
Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
Согласно ст. 43 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г.1 отвод
участка земли под аэродром, аэропорт или объект единой системы
организации воздушного движения проводится в соответствии с зе
мельным законодательством Российской Федерации.
Правовой режимДанный вид земель установлен земельным
земель,законодательством в целях обеспечения дея-
предоставленных тельности организаций и эксплуатации объ-
для нуждектов трубопроводного транспорта. Земель-
трубопроводногоные участки предоставляются в этом случае:
транспортаДля размещения нефтепроводов, газопро-
водов, иных трубопроводов;
размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.
В последнем случае границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйст-
венном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации»' устанавливает, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям — собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном земельным законодательством Российской Федерации.
Организация — собственник системы газоснабжения или уполномоченная им эксплуатирующая организация после завершения намеченных работ на земельном участке, переданном такой организации во временное пользование, обязана:
рекультивировать земельный участок и передать его владельцу, пользователю или арендатору по акту в установленном порядке;
возместить в согласованных размерах владельцу, пользователю или арендатору земельного участка понесенные ими убытки.
Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, расположенные в лесах, обязаны:
содержать охранные зоны объектов системы газоснабжения в пожаробезопасном состоянии;
проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах объектов системы газоснабжения и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации.
При возникновении на объекте системы газоснабжения аварии, катастрофы организация — собственник такой системы или уполномоченная им эксплуатирующая организация имеет право беспрепятственной доставки необходимых сил и средств к месту аварии, катастрофы и обязана в полном объеме возместить нанесенный ею ущерб собственнику земельного участка, по территории которого осуществлялась доставка необходимых сил и средств.
Как уже говорилось, на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией — собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия
СЗ РФ.1997. № 12. Ст. 1382.
1 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667.
организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.