Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации. Особенности управления на различных этапах

Организация— это группа людей, де­ятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (или целей)]. Приведенное определение характер­но и справедливо в большей степени для формальной организа­ции, специально созданной и координируемой для достижения поставленной цели (целей). Существуют также неформальные группы, организации, которые возникают стихийно, спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом по интере­сам достаточно регулярно. В менеджменте слово «организация» обычно используется для обозначения именно формальной орга­низации.

Большинство организаций являются сложными системами, состоящими из подразделений (частей организации), имеющими свою цель работы, увязанную с общей целью.

Сложные организации вне зависимости от их конкретного назначения имеют общие характеристики, черты, параметры или исходные принципы. К таким параметрам относят:

• наличие общих целей;

• преобразование ресурсов для достижения результатов. Основ­ные ресурсы, используемые организацией, — это люди (трудовые ресурсы), капитал (деньги, основные фонды), материалы, техно­логия и информация;

• зависимость организации от внешней среды,как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Внешняя среда включает экономические условия, потребителей, законодатель­ство, правительственные акты, конкурентов, общественные цен­ности и взгляды, технику и технологию и др. Эта среда, которая оказывает существенное влияние на организацию, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров;

• разделение труда. Разделение всей работы на части называ­ется горизонтальным разделением труда. Например, работу по управлению парусным судном можно разделить на такие части: управление парусами, управление рулем. Отделение работы по координированию действий от самих действий называется вер­тикальным разделением труда;

образование подразделений в сложных организациях. Подраз­деления организации выполняют свои специфические задания и добиваются конкретных целей. Такие подразделения называются отделами, службами, цехами, участками и т. П.

• необходимость и наличие управляющего органа.

Для эффективного управления организаци­ей важно знать, какое место занимает она в системе аналогичных объектов, существует ли ниша, которую занимает организация, и как определить те организации, которые сравнимы с управляе­мым объектом по тем или иным параметрам, чтобы использовать их опыт. Эти и другие вопросы идентификации бизнеса напря­мую связаны с классификацией организаций, их группировкой по тем или иным признакам.

В соответствии с проведенным обобщением все разнообразие организаций подразделяется на классы или виды, каждый из ко­торых объединяет организации, однородные по тому или иному критерию:

1. Критерий формализации: (принцип построения и функционирования организаций):

· формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;

· неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

2. Критерий формы собственности:

· частные;

· государственные и муниципальные;

· иные.

3. Критерий численности занятых:

· крупные;

· средние;

· малые.

4. Критерий участия в различных секторах производства(по виду и характеру хозяйственной деятельности)

· организации отраслей первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности, и т.д.;

· организации отраслей вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например, машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.

· организации отраслей третичного цикла, организации и предприятия которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристские агентства, розничная торговля и др.;

· организации и институты четвертого сектора

· экономики, которые занимаются такой прогрессивной и быстроразвивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и сложными системами.

5. Критерий отношения к прибыли:

· коммерческие, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

· некоммерческие, которые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

6. Критерий принадлежности к основным структурным элементам общества:

· государственные организации (федерального уровня, субъектов РФ и муниципальные);

· организации гражданского общества (коммерческие и некоммерческие).

6. Критерий сферы и масштаба деятельности:

· национальные;

· иностранные;

· смешанные;

· международные коммерческие организации.

Виды организаций, с которыми менеджер сталкивается в сво­ей практической деятельности в современных условиях, можно классифицировать по ряду признаков и их значению для его дела

1. Организации правовой и разрешительной системы,от дея­тельности которых зависят возможность существования органи­заций, их управленческая, руководящая работа и эффективная деятельность самих управляющих.

2. Организации финансовой и налоговой служб,определяющие нормы и правила хозяйственной деятельности всех подчиненных им организационных структур.

3. Организации конкурентов,с которыми предстоят борьба и налаживание отношений.

4. Общественные организацииохраны окружающей среды, пропагандирующие и отстаивающие безотходные технологии, безвредную утилизацию отходов производства, меры по защите природы в зонах проживания населения, по озеленению, мелио­рации, осушению и другие, способствующие оздоровлению кли­мата в местах обитания людей и всего животного мира.

5. Организации полукриминальных и криминальных видов,сло­жившиеся в условиях кризиса экономики, нестабильности поли­тической и социальной обстановки, действий различных миссий.

Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития): становление, рост, зрелость, смерть. Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание обязательно должно умереть.

Жизненный цикл организации непосредственным образом связан с жизненным циклом продукции. Современные концепции жизненного цикла позаимствованы из изучения эволюции товара: замысел и разработка концепции, массовое производство, момент ликвидации средств производства этого товара. Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынка. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла.

Большинство авторов предлагают следующий вариант деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки.

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

З. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

Использование методики анализа ЖЦО производится для определения направления изменений в деятельности организации. Модель жизненных циклов является одним из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающим процесс развития предприятия. Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность по аналогии с живыми существами проходит пять основных стадий:

1. рождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача — выход на рынок;

2. детство и юность: главная цель — получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача — укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда — планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;

3. зрелость: главная цель — систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счёт делегирования полномочий; основная задача — рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда — разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными результатами;

4.старение организации: главная цель — сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий, основная задача — обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие и прибылях;

5. возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача — омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование

Наши рекомендации