Основы взаимодействия органов муниципального управления и хозяйствующих субъектов
Существуют определенные теоретические подходы к определению механизмов взаимодействия муниципального образования и хозяйствующего субъекта. Эти подходы основаны на концепции Дугласа Норта, рассматривающего проблемы экономического сотрудничества между людьми.
Речь идет о повышении рентабельности работы этих предприятий путем определения функционала и структуры взаимодействия. В условиях реализации стратегического плана такие механизмы имеют принципиальное значение. Поскольку именно хозяйствующие субъекты являются основными участниками реализации стратегического плана.
Особенности и сущность институциональных отношений включает в себя: механизм реализации интересов агентов экономики, которые формируются под воздействием институтов, выражающих интересы государства. Механизм должен носить системный характер и иметь цель. Функции и структуру, систему информации, методы реализации достижения целей, результаты в виде соглашений, которые носят вероятностный характер. Особенности институциональных отношений включают в себя: систему коллективных, частных и личных интересов, как со стороны муниципальных властей, так и агентов муниципальной экономики, которые формируются под действием институтов, выражающих разнообразные интересы государства.
Особенности институциональных отношений:
- отражают сферу взаимодействия разнообразных интересов экономических агентов и муниципальных властных структур;
- формируются под воздействием действующих в обществе институтов, выражающих интересы государства;
- с каждой стороны носят системный характер и имеют свою цель, функции, структуры, систему информации, в т.ч. правовой, методы реализации достижения цели.
- результатом институциональных отношений являются контракты, которые носят вероятностный характер.
Именно по этим аспектам они отличаются от других общественных отношений, имеющихся в территориальных сообществах.
Каждый агент экономики в этих отношениях, как отмечал родоначальник институционализма М. Вебер, в своих общественных полагается, что другие участники общества в среднем будут действовать в соответствии с установленными в обществе нормами, и исходить из этого при рациональной ориентации собственного поведения[42].
Пути решения проблем взаимодействия муниципального образования и хозяйственных субъектов, находящихся в институциональном муниципальном поле и т. д., обусловлены институциональными отношениями между муниципальным образованием и хозяйственным субъектом. Эти отношения основаны на соглашении и соблюдении интересов, направлены на повышение эффективности деятельности хозяйственных субъектов, где приоритет отдается целям муниципального образования в сочетании с целями хозяйственного субъекта при условии соблюдения компромисса и симметричности в отношениях[43].
Взаимодействие между муниципальным образованием и хозяйствующим субъектом должно быть направлено на получение фиксированного полезного результата. Данное взаимодействие должно обладать наличием: существенных устойчивых связей, определенной организацией; существованием интегративных качеств; синергетичностью взаимодействующих элементов. Интеграционное взаимодействие стремиться к достижению эффективной аккумуляции и использованию ресурсов, комбинаторной выгоды. На рис. предложены «условия взаимодействия и наличия интересов при стратегическом развитии хозяйствующего субъекта и муниципального образования». Сохранение и успешное развитие хозяйствующего субъекта осуществляется через достижение материальных, стоимостных и социальных целей, т. е. выпуска продукта (стратегии снижения издержек, дифференциации продукта) на основе полученных инвестиций и высокого уровня социального обеспечения. В свою очередь социально-экономическое развитие муниципального образования также осуществляется за счет достижения материальных, стоимостных и социальных целей. Материальные цели предусматривают снижение стоимости природных и эффективное использование человеческих ресурсов, экономические – направление бюджетных дотаций и привлечение инвестиций в промышленность, муниципальное хозяйство и социальную сферу и как следствие, роста бюджетных поступлений от хозяйствующих субъектов и их рационального использования в социальной сфере[44].
Функции экономической стратегии (Рис) хозяйствующего субъекта направлены на поддержание конкурентоспособности выпускаемой им продукции и делятся на реализуемые во внешней среде: формирование товарного ассортимента, ценообразование, взаимодействия с хозяйствующими субъектами на рынках производственных ресурсов, снижения трансакционных издержек, внешнеэкономическая деятельность. Во внутренней среде: снижение производственных издержек, инвестиционная, инновационная мотивации персонала.
Полезным результатом для хозяйствующего субъекта должен стать эффект интеграционного взаимодействия муниципального образования с хозяйствующим субъектом, который основывается на достижении конкурентоспособности выпускаемой продукции и роста стоимости его бизнеса, как следствие – увеличение объема производства, прибыли и налоговых поступлений в бюджет за счет привлечение инвестиций и снижения издержек, а для муниципального образования повышение жизненного уровня населения через получение дополнительных денежных средств в бюджет, обеспечение занятости и развития социальной сферы.
Поэтому основными предпосылками интеграционного взаимодействия муниципального образования с хозяйствующим субъектом являются: со стороны хозяйствующего субъекта – привлечение инвестиций и создание конкурентоспособной продукции (за счет стратегии снижения издержек и дифференциации продукта), а со стороны муниципального образования - формирование инвестиционного климата и эффективной аккумуляции и использования ресурсов, комбинаторной выгоды, комплементарного эффекта и синергизма с целью снижения издержек производства хозяйствующего субъекта, а также создание условий инновационной деятельности на территории, направленной на дифференциацию выпускаемого продукта (Рис)[45].
Требования к среде взаимодействия: наличие социального рыночного хозяйства, соблюдение экологически чистых технологий, защита и улучшение окружающей среды, свободное демократическое общество.
Рис Институциональная среда стратегического развития хозяйствующего субъекта.
Рис Институциональная среда стратегического развития муниципального образования.
Необходимо определить особенности функционирования, структуры, функции механизма взаимодействия муниципального образования и хозяйствующего субъекта. Все большую роль в данное время приобретают факторы, влияющие на формирование условий, необходимых для развития и процветания: укрепление действующих конкурентоспособных производств; создание современных рыночных структур конкурентной среды; развитие жилищно-коммунального хозяйства, средств транспорта, связи; новое жилищное строительство; привлечение внешних инвестиций; повышение уровня квалификации трудоспособной части населения; развитие сферы малого бизнеса; рост общей деловой активности – позволяющие в совокупности увеличить налоговый потенциал, обеспечить занятость местных жителей и повысить степень удовлетворения потребностей людей в общественных услугах. Для того, чтобы эти и другие факторы привести в действие, местные администрации должны осуществлять разнообразные мероприятия по организации на своей территории новых производств и стимулированию привлечения извне плодотворно функционирующих компаний, а также регулированию деятельности отдельных отраслей и видов деятельности. В такой логической проявляются взаимосвязи и взаимозависимости элементов, звеньев, поступательное движение разных частей объективного процесса местного социально-экономического развития, который несмотря на свою объективность, нуждается в эффективном управлении[46].
Примером взаимодействия муниципалитетов и хозяйствующих субъектов стала Мюнхенская модель организации экономики.
Система кооперативного управления городским и региональным транспортом.В 1992 году городской совет Мюнхена принял решение об участии в проекте «Мюнхен комфортабельный». Наряду со столицей федеральной земли г. Мюнхеном, федеральной землей Бавария и Мюнхенским транспортным союзом нашлось еще более 50 партнеров из области промышленности, экономики, науки, которые объединились для реализации этого исследовательского проекта. Основной идеей проекта было сотрудничество различных транспортных предприятий, отдельные модули проекта были нацелены на оптимизацию работы транспортных предприятий и их умное соединение в единую сеть. Важными элементами проекта являются следующие.
1. Электронная информация о расписании движения.Использование в в общественном транспорте ближнего сообщения электронной информации о расписании движения, которая зависимости от пожелания – с точностью до конкретного адреса за считанные секунды определяет наиболее удобный маршрут поездки и дает точную информацию о времени поездки и ее стоимости.
2. Информационные табло о возможностях проезда и парковки. Оптимизация системы дорожной информации посредством информационных табло на автодорогах. Динамичная информация о количестве имеющихся мест, свободно программируемые информационные табло над автобанами с указаниями на время отправления поездов метро, автоматическое сопровождение к свободным местам в многоэтажных гаражах.
3. Система баланса движения общественного транспорта. Разработка технологии, которая регулирует переключениесветофоров, удобное для трамваев и троллейбусов, имеющих на перекрестках свободный проезд. Система позволяет в зависимости от плотности движения тем транспортным средствам, которые уступили дорогу общественному транспорту, продлить затем «зеленую зону», а также обеспечивает согласование между пересекающимися путями трамваев и автобусов.