Тема 4. Типы и формы государства
Типы государства призваны раскрыть их социальную сущность, что до недавнего времени было возможно в рамках двух подходов – формационного и цивилизационного.В первом случае главным критерием согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу выступает общественно-экономическая формация, которая включает в себя тип производственных отношений и соответствующую надстройку в виде государства, права и т.д. Соответственно выделяют пять типов формаций и три типа государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное государство; в первобытнообщинной и коммунистической формации государство отсутствует.
Цивилизационный подход в работах А.Тойнби, П.Сорокина, О.Шпенглера, М.Вебера оперирует понятием цивилизация как замкнутым и локальным состоянием общества, отличающимся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. Многие правоведы приветствуют «перемещение центра внимания в историю общества на мировоззрение человека, его культуру, религиозно-философские установки, систему ценностей»[6], но вместе с тем настораживает нарочитая субъективизация цивилизационного процесса, аморфность его характеристик. Обычно выделяют до двух десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, дальневосточную, иранскую, сирийскую и др. Вызывает большой вопрос отождествление развитие цивилизаций с жизненным циклом организма с выделением в нем стадий роста, надлома и упадка. Нельзя не согласиться с виднейшим социологом П. Сорокиным, что кривая жизни больших культурных систем более сложна и включает в себя постоянно меняющийся ритм взлета и падения. Кроме того, нам представляется излишне поверхностной концепция вызовов, на которые по А. Тойнби каждая цивилизация ищет ответы. Главный представитель цивилизационного подхода жестко классифицирует эти вызовы на две группы - природной среды и человеческой. К первым относятся стимулирующие воздействия природы (например, сурового климата) и «новой земли» (т.е. открытия новых стран). Вторые включают в себя «стимул внешних ударов», «стимул внешний давлений»и «стимул внутренних ущемлений». По нашему мнению, подобная надуманная классификация обедняет наше представление о чрезвычайно разнообразном процессе развития общества. Но самый главный недостаток цивилизационного подхода - «множественность оценочных критериев, используемых различными авторами для анализа той или иной цивилизационной формы, обуславливает неопределенность данного подхода, усложняет его применение в научно-исследовательском и учебном процессе»[7].
Как нам представляется, более точно отражает эволюцию государства интегративные модели государственного развития. Они не просто стремятся совместить достоинство формационного и цивилизационного подходов, а конкретизируют типологию государства прибегая к хозяйственным, природно-климатическим (геополитическим), этническим, религиозным, культурно-управленческим факторам.
В рамках государства каждого формационного типа (т.е. рабовладельческого, феодального, буржуазного) можно выделить несколько государственных моделей и несколько стадий их развития. При этом стадии развития, с нашей точки зрения, никоем образом не следует ассоциировать с рождением, расцветом и смертью цивилизаций, поскольку не всегда и не везде конкретная модель государственного развития является полностью автономной, не связанной с другими моделями.
В момент рождения первых государств на Древнем Востоке мы можем выделить четыре модели (см. Схему №1).
В дальнейшем каждый из регионов, который олицетворяет ведущие древневосточные цивилизации, имел свою судьбу. Наиболее открытая внешнему миру и коммерцилизированная Древняя Месопотамия стала ареной многих острых межгосударственных и межцивилизационных конфликтов, местом рождения империй с различной этноконфессиальной основой. Древнеегипетская модель длительное время находившаяся в состоянии природной и геополитической изоляции, преуспевшая в хозяйственной централизации, дала образцы и наиболее жесткой государственной централизации. Древняя Индия,притягивавшая многих завоевателей, которые оседали в границах огромного полуострова и его разнообразных природно-климатических зон, оказалась местом сосредоточения локальных государств, а не империй, чему собственно способствовал политеизм индуизма как религии и его консервативная варно-кастовая система. Древний Китай, наоборот, благодаря своему окраинному положению и континентальной изоляции преуспел в государственном строительстве. Империя была основана на эффективном искусственном орошении (к нему перешли в середине I тыс. до н.э.), высокоорганизованном чиновничестве и крестьянской надельной системе, сильной государственной идеологии.
Разумеется, интегративные формационно-цивилизационные модели не оставались неизменными – причем каждая из них демонстрировала различную степень устойчивости. Древняя Месопотамияв середине I тыс. до н.э. утратила свою идентичность в водовороте этноконфессиональных столкновений, чтобы стать базой для роста новой, арабской цивилизации в VII в. н.э. Та же судьба постигла и несколько ранее, уже к началу Iтыс. до н.э., Древний Египет, и эта территория уже больше не играла самостоятельной цивилизационной роли. В то же время Индия продолжала существовать и вне рамок рабовладельческой формации как децентрализованная этнически турбулентная цивилизация с высокой религиозностью и низкой социальной активностью населения. Китай, успешно интегрируя волны кочевников с севера, просуществовал свыше двух тысячелетий как империя, демонстрируя удивительную идеологическую и организационную преемственность от одной династии к другой.
Форма государства характеризует не его социальную, цивилизационную или хозяйственно-культурную сущность, а раскрывает политико-правовое содержание. У этого содержания отсутствует три аспекта:
- форма правления описывает способ организации верховной власти в государстве;
- форма государственного устройства подразумевает способ территориально-политической организации государства;
- политический режим дает ключ к пониманию положения личности в государстве, степень соблюдения ее прав.
Схема№1
Исходные модели государственности на Древнем Востоке и ключевые факторы их становления.
Древняя Месопотамия города-государства |
Древняя Индия разрозненные локальные центры |
Древний Китай небольшие царства |
Древний Египет высокоцентрализованное государство |
неразвитость внешней торговли |
разные точки зрения по поводу развитости внешней торговли |
ирригацион-ное хозяйство |
естествен-ное орошение |
высокоцентрализованная ирригация |
хозяйственная открытость внешнему миру |
хозяйственная изолирован-ность |
окраинное положение |
окраинное положение и естественная замкнутость Индостанского полуострова |
окраинное положение |
центральное положение по отношению к международным торговым путям |
автономный тип ирригационных систем |
Формы государства подразделяются на:
монархические | республиканские |
- абсолютная монархия с единичной властью монарха практически изжила себя (в настоящее время это Саудовская Аравия); - дуалистическая монархия при формальном дуализме исполнительной и законодательной власти отличается доминирующим положением монарха при пассивной роли парламента (Кувейт); - конституционная монархия предусматривает подчиненную роль монарха перед парламентом и конституцией (Испания, Великобритания, Япония); - смешанная монархия формируется путем избрания монарха ограниченным кругом лиц, т.е. аристократией (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). | - парламентская республика, в которой парламент формирует правительство – последнее несет перед ним ответственность; - президентская республика предусматривает независимое друг от друга избрание президента и парламента, т.е. одинаковую их легитимность; - Смешанная республика исходит из двойной ответственности правительства перед президентом и парламентом при том, что президент и парламент избирается населением; в то же время реальные полномочия президента шире, чем полномочия парламента(Франция, Финляндия); - советская республика основана на полновластии выбираемых населением органов – советов разных уровней, находящихся в жестком соподчинении друг другу (КНР). |
Существуют следующие формы государственного устройства:
- унитарное государство – это наиболее распространенная форма; территориально-административные единицы жестко контролируются центральной властью;
- федеративное государствоподразумевает существование субъектов федерации, наделенных признаками государственности;
- регионалистское государствоосновано на предоставлении определенной автономии территориально административным единицам (обычно это выражается в существовании регионального представительного органа) при наличии определенного контроля со стороны центральной власти;
- конфедеративное государство– это союз государств, создаваемых ради определенных тактических или стратегических целей при сохраняющемся суверенитете членов данного союза и в минимальном развитии органов центральной власти
Высшей формой территориальной организации является империя. По мнению С.Н. Бабурина, признаками империи являются не только значительные размеры территории, но и включение многих народов, наличие единого вероисповедания или сильной светской идеологии, ведущей к торжеству нравственного идеала, централизованная система органов высшей государственной власти, сохранение полиэтнического состава и культурного разнообразия при развитии общества. Империями себя называли Древнеримское государство в I в. до н.э. - V в. н.э., Византия в V - XV вв., Франкское государство при Карле Великом, Священная Римская империя германской нации в 962 – 1806 гг., Россия в 1721 – 1917 гг. и т.д. Существует мнение, что империями[8] являются США, Япония, Китай, Европейский Союз, Россия[9].
Уникальный характер по длительности существования и степени устойчивости носила Китайская империя,просуществовавшая с III в. до н.э. до 1911 г.
Политические режимыподразделяются на
Демократический режим | Авторитарный режим |
- Либерально-демократические связаны с жестким соблюдением прав и свобод граждан при стремлении ограничить регулирующую роль государства (наиболее типичным вариантом подобного режима является США, сохранившие традиции жесткого переселенческого индивидуализма) | - Военно-диктаторские режимы – наиболее распространенный вид авторитаризма, связанный с приходом к власти военных и игнорированием конституционных прав граждан. |
- Социально-ориентированные демократические режимы исходят из необходимости широких полномочий государства ради осуществления сильной социальной политики (наиболее последовательно идею государственного патернализма претворяют в жизнь Скандинавские государства) | - Каудилистские режимы – специфический вариант авторитаризма, связанный с использованием военной силы крупными помещиками-латифундистами в странах Южной Америки. Создаваемые ими военные отряды (прежде всего из числа арендаторов) являлись опорой региональных и общенациональных вождей каудилии. |
- Гражданский авторитарный режим подразумевает осуществление авторитарных полномочий со стороны гражданских лидеров и технократов. | |
- Нацистские, фашистские режимы представляют крайний случай авторитаризма, который сочетается не только с функционированием мощной репрессивной машины, но и агрессивной внешней политикой и идеологией расового превосходства |
Соотношение типа и формы государства важно для понимания эволюции и тенденций развития государственности. Тип государства характеризует ее социально-экономическое содержание, раскрывает доминирующий в нем класс. Форма государства – это его внешнее выражение, политическая конструкция, дающая представление об организации политической власти.
Существует известная зависимость между типом и формой. Например, замечено, что для рабовладельческого типа преимущественно характерна монархическая форма, унитарное устройство, авторитарный политический режим. Они в большей степени соответствуют ограниченным материальным возможностям социума на ранних этапах развития. С вступлением в эпоху модернизации и промышленного переворота получают развитие более организационно-сложные и экономически затратные республиканские формы правления и федеративные формы государственного устройства. Все чаще на смену авторитарным приходят демократические политические режимы. Однако это только тенденция. В конкретных странах смена форм государственной жизни не столь однозначна, а подчинена более сложным траекториям развития, что побуждает нас более внимательно относиться к теории интегративных государственных моделей[10].