Ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности
Сущность причинения вреда источником повышенной опасности заключается в том, что владелец источника повышенной опасности (гражданин или юридическое лицо), осуществляющий эксплуатацию источника повышенной опасности на основании принадлежащего ему права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления, по договору аренды, по доверенности, обязан возместить вред, причиненный источником повышенной опасности (п. 2 ст. 1079 ГКРФ).
Постановление Пленума ВС РФ от 28.04.1994 г. №3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» характеризует указанную деятельность как «деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами».
ГК РФ дает примерный перечень источников повышенной опасности: транспортные средства, механизмы, электрическая энергия высокого напряжения, атомная энергия, взрывчатые вещества, сильнодействующие яды, а также осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности. Следует иметь в виду, что источником повышенной опасности может быть только движущийся автомобиль, работающий механизм и т.д.
Главная особенность данного вида деликтной ответственности заключается в том, что обязательства за вред, причиненный источником повышенной опасности, возникают у владельца, независимо от наличия или отсутствия его вины. Данное обязательство возникает при наличии только трех условий (наличие вины не обязательно):
1) наступление вреда;
2) противоправность поведения причинителя вреда;
3) причинная связь.
Владелец источника повышенной опасности освобождается от ответственности, если (п. 1,2 ст. 1079 ГК РФ):
• вред возник вследствие непреодолимой силы;
• вред явился результатом умысла потерпевшего;
• источник повышенной опасности выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц (угон автомобиля, хищение радиоактивного цезия).
Вместе стем, если будет установлено, что в противоправном завладении источником повышенной опасности виновен его владелец (оставил без присмотра работающее транспортное средство), суд вправе возложить ответственность как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.
Следует четко различать владельца источника повышенной опасности и лицо, которое управляет или распоряжается этим источником на основании трудовых отношений с владельцем. Такое лицо владельцем источника повышенной опасности не является и ответственности перед потерпевшим за причинение вреда не несет. Это лицо может быть привлечено к имущественной ответственности только самим владельцем источника повышенной опасности в порядке регрессного иска с учетом характера их договорных отношений. Сам же владелец источника повышенной опасности на основании ст. 1064 ГК РФ несет полную ответственность перед потерпевшим. Причем вред подлежит полному возмещению независимо от того, в рабочее или нерабочее время он причинен, но не в связи с выполнением работником своих служебных обязанностей.
68. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными.
На основании п. 1 ст. 1073 ГК РФ ответственность за вред, причиненный малолетними до 14 лет, несут его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут иное. Если малолетний причинил вред тогда, когда находился под надзором школы, иного воспитательного или лечебного учреждения, которое не является его опекуном, но обязательно осуществляет за ним надзор (детский сад, интернат), то ответственность за причиненный вред несет это учреждение, если не докажет, что вред возник не по его вине в осуществлении надзора.
В нынешнее время многие родители нанимают для своих детей нянь, гувернеров, домашних учителей, то есть лиц, работающих по договору. Они также несут полную ответственность за вред, причиненный ребенком.
Условием ответственности родителей, опекунов, учреждений, лиц, работающих по договору, является их собственное виновное поведение. На основании п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.1994 г. «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» под виной родителей и опекунов следует понимать:
♦ неосуществление надлежащего надзора за малолетними;
♦ безответственное отношение к воспитанию детей;
♦ неправомерное исполнение своих прав по отношению к детям.
Чтобы доказать отсутствие своей вины, родители (опекуны, представители учреждений) должны доказать и логически обосновать невозможность надзора за должным поведением ребенка в момент причинения им вреда. На родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком, в течение 3 лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинении вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.
Таким образом, ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет несут:
♦ его родители (усыновители) или опекуны;
♦ воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и т.д., которое в силу закона является его опекуном;
♦ образовательное, воспитательное, лечебное или иное учреждение, обязанное осуществлять за ним надзор;
♦ лицо, осуществляющее надзор на основании договора.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет в соответствии с законом признаются деликтоспособными, поэтому они самостоятельно несут ответственность за причиненный вред (п. 1 ст. 1074 ГК РФ). На родителей (попечителей) возлагается так называемая субсидиарная (дополнительная) ответственность. Они отвечают перед потерпевшими лишь в той части, в какой не могут отвечать своим имуществом и своими средствами их дети. Если несовершеннолетние дети в этом возрасте находятся в воспитательных или лечебных учреждениях, то эти учреждения несут ответственность на тех же началах, что и родители. Школы, другие воспитательные и лечебные учреждения, которые осуществляют только надзор за детьми, когда они находятся в этих учреждениях, не привлекаются к дополнительной ответственности перед потерпевшими. Ответственность родителей и учреждений прекращается при достижении детьми 18 лет. Далее ответственность несет сам совершеннолетний.
За действия лиц, которые в установленном законом порядке признаны недееспособными, ответственность несут их опекуны или учреждения, которые обязаны осуществлять за ними надзор, если не будет доказано, что вред возник не по вине опекунов или этих учреждений.
Под виной опекунов и учреждений в данном случае понимается явное пренебрежение своими обязанностями по надзору за недееспособными. Если они докажут, что все разумные меры предосторожности ими были приняты, то они освобождаются от ответственности за вред, причиненный опекаемым им лицом.
Вред, причиненный гражданином, ограниченным в дееспособности, возмещается самим гражданином.
Гражданин, который в момент причинения вреда не отдавал себе отчет в своих действиях, освобождается от обязанности его возместить (ст. 1078 ГК РФ). Из этого правила есть исключения:
• если причинитель вреда сам привел себя в состояние невменяемости путем злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;
• если вред был причинен жизни или здоровью потерпевшего, суд может, с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств, возложить обязанность по возмещению вреда полностью или частично на причинителя вреда;
• обязанность возмещения вреда может быть наложена не на причинителя, а на его супруга, родителей, совершеннолетних детей, если они знали о психическом расстройстве причинителя вреда, но не ставили вопрос в суде о признании его недееспособным (ст. 1078 ГК РФ).