Государственное устройство. Таиланд - унитарное государство
Таиланд - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 73 провинции (тьянчвата).
Действует Конституция, принятая парламентом в 1997 г. По форме правления Таиланд - конституционная монархия. Политический режим - неустойчивая демократия с элементами авторитаризма. С 1932 по 1997 г. в Таиланде произошло 17 государственных переворотов и сменилось 15 конституций. В 1992 г. сформировано первое - после многих лет правления военных - гражданское правительство. В 1995 г. в стране прошли свободные парламентские выборы.
Высший законодательный орган - Национальная ассамблея (парламент), состоящая из Палаты представителей - 393 члена (избираются сроком на 4 года) и Сената - 270 членов (назначаются Королем сроком на 4 года). Согласно новой Конституции 1997 г. избираемыми будут обе палаты парламента (500 и 200 членов соответственно). Король имеет право распустить Палату представителей с назначением новых выборов.
Процедура прохождения законов через таиландский парламент обычно включает по 3 слушания - сначала в Палате представителей, а затем в Сенате. В случае внесения последним каких-либо изменений в документ он вновь поступает в нижнюю палату на повторное утверждение, после чего передается на подпись Королю. Последний может в течение 90 дней вернуть принятый закон обратно в парламент. Для преодоления королевского вето необходимо большинство в 2/3 голосов депутатов каждой из палат. Если Король после этого не подписывает законопроект в пределах 30 дней, Премьер-министр объявляет его законом в правительстве.
Помимо принятия законов и утверждения бюджета важнейшей функцией парламента является контроль за деятельностью правительства путем интерпелляции и постановки вопроса о доверии.
Глава государства - Король, который одновременно является верховным главнокомандующим вооруженными силами. При нем имеется Тайный совет (18 членов). Согласно Конституции 1997 г. Король обладает всеми обычными полномочиями главы государства (заключение международных соглашений, назначение на военные и гражданские должности, объявление и отмена военного положения, применение вето, право помилования и т.д.), однако осуществление наиболее важных из них требует контрасигнатуры Премьер-министра или Председателя Сената. Тем не менее роль таиландского монарха в политической жизни страны, в отличие от парламентских монархий Запада, носит далеко не формальный характер. Благодаря своему традиционно высокому авторитету у всех слоев тайского общества Король непосредственно участвует в принятии многих государственных решений и обеспечивает баланс различных политических сил, особенно в периоды кризисов.
В рамках законов Король издает декреты.
Исполнительная власть - правительство (Совет министров) во главе с Премьер-министром - лидером наиболее многочисленной фракции в нижней палате парламента, которого формально утверждает Король по представлению председателя Национальной ассамблеи. Как правило, Совет министров формируется на основе многопартийной коалиции. Новый Премьер-министр должен быть утвержден большинством членов Палаты представителей в течение 30 дней после открытия первой сессии очередного созыва. Члены правительства назначаются и смещаются Королем по совету Премьер-министра.
Правительство несет ответственность перед Палатой представителей. Последняя может большинством голосов от общего числа своих членов вынести вотум недоверия Премьер-министру, одновременно предложив другую кандидатуру главы правительства ("конструктивный вотум"). Вотум недоверия может быть вынесен и отдельному министру.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Таиланда имеет смешанный характер. Ее основу составляют кодексы, составленные по французским и германским образцам. В области регулирования торговых связей значительные заимствования сделаны из англо-американского права. Отношения личного статуса регулируются преимущественно традиционными тайскими нормами, корни которых уходят в индусское право.
До XIX в. источником права в Королевстве был древний Тайский закон, основанный на индийских дхармашастрах (индусские Законы Ману, см. раздел "Индия"). Этот закон был введен в стране в XIV-XVIII вв. На протяжении веков он дополнялся многочисленными и порой противоречивыми королевскими актами. Сложившаяся к XIX в. правовая система Таиланда отличалась сложностью, запутанностью, жестокостью наказаний и несправедливостью.
В XIX в. в Таиланд стали активно проникать европейцы, которые добились создания здесь своих экстерриториальных судов, применявших право европейских стран. По рекомендации европейских советников правители Королевства приступили к модернизации правовой и судебной системы. Вступивший на престол в 1851 г. Король Монгкут провозгласил равенство всех подданных перед законом и пытался упорядочить судебную администрацию. При новом Короле Чулалонгкорне (1868-1910 гг.) правовая реформа приняла новое направление. В этот период статутное и обычное право Королевства было собрано и кодифицировано, а также дополнено большим количеством законов.
В 1897 г. для разработки нового уголовного кодекса была создана комиссия, состоявшая почти полностью из французских и бельгийских юристов. Разработанный ею кодекс был промульгирован в 1908 г.
Дальнейшие правовые реформы развернулись после переворота 1932 г., в результате которого была принята первая в истории страны Конституция, несколько ограничившая прежде абсолютную власть монарха. В 1935 г. промульгированы УПК и ГПК. Новое законодательство было основано преимущественно на европейских образцах и содержало важные гарантии осуществления правосудия. В том же 1935 г. был окончательно утвержден Гражданский и торговый кодекс, разработка которого заняла 30 лет. После приближения тайской правовой системы к стандартам "цивилизованных" стран в стране были полностью ликвидированы экстерриториальные суды для европейцев (1938 г.).
В послевоенный период наиболее нестабильной частью правовой системы страны оставалось публичное право. После каждого из многочисленных военных переворотов принималась новая конституция. Уголовное законодательство было отмечено усилением репрессивных, а трудовое антирабочих тенденций.
Лишь в 1990-е гг., по мере укрепления основ гражданского общества, процесс демократизации государственно-правовой системы Таиланда стал принимать устойчивый характер. Новая Конституция, принятая в 1997 г., заменила назначаемый Сенат выборным, ввела независимую избирательную комиссию, установила несовместимость членства в правительстве с депутатскими мандатами.
Иерархию нормативных правовых актов составляют Конституция, органические и обычные законы парламента, королевские декреты, правительственные постановления и подзаконные акты министерств.
Правовой системе Таиланда известен институт чрезвычайного (срочного) законодательства. Согласно ст.218 Конституции с целью поддержания национальной общественной или экономической безопасности либо предотвращения публичного бедствия Король по просьбе Совета министров может издать чрезвычайный декрет, имеющий силу закона. Такой декрет должен быть представлен парламенту на ближайшем заседании. Если декрет не будет одобрен обеими палатами (несогласие Сената может быть преодолено нижней палатой), он утрачивает силу, в случае одобрения - продолжает действовать как закон.
В качестве дополнительного источника права определенную роль играют решения высших судов Таиланда.
В отдельных южных областях семейно-брачные и наследственные отношения мусульман регулируются мусульманским и обычным правом.