Учение св. Аврелия Августина
Политико-правовое
Эпоха:
С 4 в. н.э. христианство становится в Римской империи государственной религией. Время распада и кризиса Римской империи. Разделение Римской Империи (395) на Западную и Восточную. Разграбление Рима вестготами (410). Набеги варваров.
«Судьба поставила Августина на водоразделе двух великих эпох в культурной жизни человечества – античного, языческого мира и средневекового, христианского; и он принимал выдающееся участие в борьбе этих двух культур, этих двух мировоззрений» (В. И. Герье).
Смена древних языческих представлений о мире на христианские. Мир «не предстает более естественным или божественным, он сотворен сверхъестественной силой или божественной волей. Греки видели в Космосе правильный, гармоничный и недвижимый порядок, частью которого был сам Бог… . Христианская перспектива совершено иная: прекрасная упорядоченность мира, дивная геометрия небес отныне представляют собой лишь творения, они имели начало, они получат свое завершение» (Ф. Бенетон).
Логические, исторические
и религиозные основания учения
Августин находился под влиянием философии Платона и неоплатоников. У Платона Августин взял «теорию вечных идей». Библейскую идею о том, что Бог создал мир «ex nihil» , он дополнил идеей о том, что эти вечные идеи уже существовали в сознании Бога. Eo ipso, Августин «обратил в христианство» Платона Августин заимствовал у неоплатоников представление о том, что все Бытие имеет божественную природу. Следуя теоцентрическойкартине мира, Августин предложил свое понимание истории человечества и самого человека.
История человечества –это осуществление божественных предначертаний. Цель человечества – достижение Града Божиего. Установится вечный мир, будет состояние, в котором невозможно грешить, не будет зла.
Человек –Августин различает две природы человека:
· До грехопадения – человек – невинное существо
· После грехопадения человек стал «смертным, невежественным и подчиненным плоти»
После грехопадения человека в мир проникло зло. Тем не менее Бог решил, что некоторых людей следует от нее спасти. Вслед за Библией Августин делит человечество на две группы:
t Одну ожидает гибель
t Другую ожидает спасение
Понимание Августином истории человечества и понимание греховной природы человека нашли отражение в его политическом учении, которое предствалено трактатом “De civitate Dei”.
Основные труды:
§ “De beate vitae”
§ “Confessio”
§ “De civitate Dei”
§ “De vera religione”
Философское новаторство:
Августин – автор концепции государства как следствия греховной природы человека.
В трактате “De civitate Dei” Августин противопоставляет «град земной» - Римскую империю и ее традиции «граду небесному». Критикует Римскую империю.
В развиваемой Св. Августином христианской концепции истории человечества, опирающейся на библейские положения, все социальные, государственные и правовые учреждения и установления предстают как следствие греховности человека. Сама эта греховность предопределена замыслом Бога-Творца, наделившего человека свободной волей, т.е. способностью жить по-человечьи, а не по-Божьи[1]. Человеческая свобода, таким образом, означает не возможность выбора между добром и злом, а обреченность жить во грехе; желание же человека жить «по-Божьи» дается только через милость Бога, которая ниспосылается только «избранным». Таким образом, разделяя весь человеческий род на две категории живущих «по-человеку» и живущих «по Богу», Св. Августин вводит два понятия – Civitas terrena и Civitas Dei, одному из которых предначертано подвергнуться вечному наказанию, а другому – вечно царствовать с Богом[2]. «Мы, -поясняет он, - находим в земном граде два вида: один – представляющий саму действительность этого града, а другой – служащий через эту действительность для изображения Града Небесного. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан Небесного Града – благодать, освобождающая природу от греха»[3].
Греховность земной государственно-правовой жизни (отношений и установлений в земном граде) проявляется, по Св. Августину, в господстве человека над человеком. Такое положение дел, вытекающее из греховной природы человека, Св. Августин называет «естественным порядком». Такой порядок философ критикует с религиозно-идеальных позиций Божественного порядка и его земного прообраза, представленного в жизни «избранных» и их общин (христианской Церкви). Этот греховный порядок мира носит временный характер и завершится со вторым пришествием Христа. Пока же это время не наступило, Св. Августин берет под защиту земные социально-политические порядки, но с тем условием, чтобы они не «препятствовали религии, которая учит почитанию единого, высочайшего и истинного Бога»[4]; в противном же случае, власть превращается в насилие и господство шайки разбойников.
В вопросе о различных формах человеческой общности, Св. Августин, в известной степени, разделяет взгляды Цицерона о наличии таких общностей, как семья, государство, общность по языку, человеческое общество, и, наконец, универсальная общность, объединяющая богов и людей. Вместе с тем у Св. Августина встречаются суждения о том, что было бы лучше, если бы вместо мировой римской державы возникло бы множество небольших «правлений народов», которые жили бы друг с другом в мирном соседстве, так как высшим идеалом всякого сообщества является мир; но в реальности мир не долговечен, а прочный мир просто недостижим. Лишь в идеальном … сообществе ангелов и святых царит полнейшее единство и вечный мир – высшее совершенство, не имеющее предела[5].
Большое внимание уделял Св. Августин авторитету Церкви. Поскольку человек в силу своей греховности не может самостоятельно возвыситься до божественной мудрости, то ему остается надеяться только на помощь Церкви. Церковь в лице своих проповедников и всех благочестивых людей при помощи авторитета обеспечивает откровение Божественной мудрости для всех, т.к. «никто из жаждущих спасения не должен быть отвергнут». Авторитет уподобляется Св.Августином несокрушимой твердыне, опираясь на которую люди достигают такого состояния, при котором Божественное единство всецело господствует над человеческой жизнью, как индивидуальной, так и общественной,
Для политических взглядов Св.Августина характерно не просто апологетическое изображение религии и Церкви, но и четкая фиксация наиболее драматических аспектов церковной политики.
Указывая на то, что в силу необходимости существуют два града – Земной и Небесный, он подчеркивает, что они находятся в состоянии постоянной борьбы.
Формы правления различаются в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными из них Св. Августин считает моральные и религиозные, в частности, уважение к Богу и уважение к человеку. Переосмысляя с теологической точки зрения термины античных философов, Св. Августин несправедливого правителя, как и несправедливый народ, называет тираном, несправедливую аристократию – кликой. Государство, в котором игнорируется право, определяется как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как и авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться[6].
В процессе обоснования своих теологических воззрений, Св. Августин часто обращается к правовым вопросам. Центральное место в его подходе к праву занимают рассуждения о восходящем к Богу Вечном законе, действующем и в области человеческих отношений. Представления Св. Августина о праве в некоторых моментах сходны с представлениями римских ученых, в частности, с их трактовкой естественного права. Учение о естественном праве, как о надлежащем порядке и идеальной норме человеческих отношений вполне согласовывались с христианско-теологической концепцией о едином богоустановленном порядке, господствующем в природе и в человеческих отношениях.
Вечный закон, являясь согласно Св. Августину, выражением Божественного разума, определяет естественный порядок, и следовательно, естественное право. Т.о. естественное право в определении Св. Августина носит теономный характер: «Кто иной, как не Бог вписал в сердца людей естественное право?»[7] В дальнейшем подобная концепция нашла свое развитие в трудах св. Томаса Аквинского.
Учение св. Августина пользовалось большим влиянием уже на заре Средневековья. В дальнейшем Католическая Церковь часто обращалась к его положениям для обоснования своих теократических притязаний. И сегодня св. Августин продолжает оставаться одним из столпов христианского вероучения. Этим и определяется историческая роль и современное значение его политико-правовых воззрений.
Сущность и функции государства
в понимании св. Августина
Осуждение Августином государства обуславливается, главным образом, его противоположностью Божьему Царству. Но сопоставление этих представлений становится поводом к благоприятным отзывам о земном государстве – аналогия с Государством Божьим облагораживает царство земное.
«Ибо не ради самого себя учреждено, а как предтеча и для обозначения своего прообраза».
Государство как система господства одних людей над другими Августин понимает как наказание за грех Адама и как средство предупреждения совершения людьми новых грехов.
Августин допускает, в отличие от философов Античности, что в правильно устроенном государстве (“civitas bene constituta”) человек может испытать лишь отблеск счастья.
[1]Л.С.Васильев и др./ «История политических и правовых учений. Средние Века и Возрождение./ М. «Наука» 1986г.
[2] Реале Д., Антисери Д./ «Западная философия от истоков до наших дней» т. II/ СПб «Петрополис» 1994г.
[3] Св.Августин/ “De civitates Dei”/ XV, 2
[4]там же, XIX, 17
[5] там же, XIX, 10
[6] Л.С.Васильев и др./ «История политических и правовых учений. Средние Века и Возрождение./ М. «Наука» 1986г.
[7] Реале Д., Антисери Д./ «Западная философия от истоков до наших дней» т. II/ СПб «Петрополис» 1994г.