Материалистическая теория происхождения государства
Представителямиматериалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, объясняющие возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.
Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль перехолит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего выступает как инструмент проведения воли имущих.
Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.
Для данной теории характерно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
Вопрос 6. Понятие, признаки и сущность государства.
На определение понятия государство не существует единой точки зрения.
В юридическом смысле. Государство представляется как юридическое лицо, правовой феномен, своеобразная корпорация, которое отличается от других корпораций «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком»
В социологическом смысле государство - «социальная общность», «социальная реальность», существующая независимо от её правового порядка и правовой реальности.
В настоящее время существует несколько понятий государства. Все они в определенной степени сводятся к следующему:
Госуда́рство — особая организация политической власти общества, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом. Также, можно определить государство как союз людей, как сообщество.
Признаки государства:
§ Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):
§ конституция,
§ военная доктрина,
§ законодательство.
§ Наличие руководства (аппарат управления):
§ президент (правительство),
§ парламент,
§ суд.
§ Управление и планирование:
§ нормирование жизни общества (система права),
§ государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,
§ хозяйственная деятельность (экономика),
§ собственная денежная система,
§ налоговые сборы.
§ Собственность (ресурсы):
§ территория,
§ население,
§ государственная казна,
§ границы и т. д.
§ Наличие подчиненных организаций:
§ охрана правопорядка,
§ вооружённые силы,
§ периферийные административные организации.
§ Наличие государственного языка (языков).
§ Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо).
§ Публичная власть.
§ Гражданство.
§ Государственные символы.
Сущность государства
Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.
Применительно к государству, определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.
Сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.
Первый подход, так называемый классовый, состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого господствующего класса всему обществу. Сущность данного подхода составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.
Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, то есть его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.
Главное предназначение государства – служить обществу.
В идеале назначение государства – служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек, есть высшая из всех ценностей на Земле.
Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью - какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.
Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса и быть правовым по форме.