Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов

Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она должна делиться ими со своими субъектами. В ходе развития федеративного государства приходится решать, что отдается в ведение федерального центра, а что принадлежит субъектам федерации. В Российской Федерации используется модель регулирования компетенции федерации и ее субъектов при которой есть вопросы федерального ведения, совместного ведения федерации и ее субъектов, собственного ведения субъектов РФ.

В ведении Российской Федерации находятся (ст. 71 Конституции):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся (Ст. 72 Конституции):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Полномочия субъектов РФ определены по остаточному принципу (ст. 73 Конституции):

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Так, к примеру, в соответствии со ст. 15 Устава Пензенской области в ведении Пензенской области находятся:

а) принятие, изменение и дополнение Устава Пензенской области, законов и иных нормативных правовых актов Пензенской области, контроль за их соблюдением в рамках, предусмотренных федеральным законодательством;

б) установление в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации системы органов государственной власти Пензенской области, определение порядка организации их деятельности, формирование органов государственной власти Пензенской области;

в) определение административно-территориального устройства Пензенской области;

г) правовое регулирование в пределах полномочий Пензенской области вопросов организации местного самоуправления в Пензенской области, муниципальной службы в Пензенской области;

д) владение, пользование и распоряжение собственностью Пензенской области в соответствии с действующим законодательством;

е) разработка, утверждение и исполнение программ социально-экономического развития Пензенской области;

ж) бюджет Пензенской области, регулирование налогов, сборов, пошлин, цен и тарифов в пределах полномочий Пензенской области;

з) осуществление в соответствии с федеральным законодательством международных и внешнеэкономических связей Пензенской области;

И др.

Контрольные вопросы

1. Назовите признаки унитарного государства.

2. Назовите признаки федеративного государства.

3. Назовите принципы российского федерализма.

4. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Российской Федерации.

5. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

6. В чем особенности статуса республик в составе Российской Федерации?

7. Каков порядок принятия и образования нового субъекта в составе Российской Федерации?

8. В чьем ведении находится административное, семейное, трудовое, уголовное, процессуальное законодательство?

9. Могут ли субъекты Российской Федерации регулировать права и свободы человека?

Темы рефератов

1. Федеративное устройство Российской Федерации.

2. Участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях.

3. Конституционно-правовой анализ статусов республики, края, области.

4. Автономный округ в составе области.

5. Конституционно-правовые вопросы разделения полномочий и предметов ведения между Российской Федерации и ее субъектами.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г.). Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный конституционный закон «О государственном гербе РФ» от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ. (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2000 г. № 52 (ч. 1). Ст. 5021.

3. Федеральный конституционный закон «О государственном флаге РФ» от 25 декабря 2000 г. (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2000 г. № 52 (ч. 1). Ст. 5020.

4. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (в редакции от 31 октября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2001 г. № 52 (ч. 1). Ст. 4916.

5. Федеральный закон «О государственном языке РФ» от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ (в редакции от 5 мая 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2005 г. № 23. Ст. 2199.

6. Закон РФ «О государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Ведомости РФ от 1993 г. № 17. Ст. 594.

7. Устав Пензенской области (в редакции от 5 сентября 2014 г.). Принят Законодательным Собранием Пензенской области 10 сентября 1996 года // Пензенские вести, № 133-134, 13.09.1996.

8. Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849 (в редакции от 25 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15.05.2000 г. № 20. Ст. 2112.

9. Автономов, А. С., Сивицкий, В. А., Черкасов, А. И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А. С. Автономова. – М.: Юриспруденция, 2001.

10. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие в 2 т. – 4-е изд., перераб. и доп. / С. А. Авакьян. – М. Норма: ИНФРА-М, 2011. – Т. 2 927 с.

11. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 767 с.

12. Барциц, И. Н., Левакин, И. В. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории / И. Н. Барциц, И. В. Левакин // Журнал российского права. – 2002 г. - № 10.

13. Глигич-Золотарева, М. В. Правовые основы федерализма / М. В. Глигич-Золотарева. – М.: 2006.

14. Глигич-Золотарева, М. В. Разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти: зарубежный опыт / М. В. Глигич-Золотарева // Журнал российского права. – 2003 г. - № 4.

15. Иванов, В. В. Вопросы теории государственного устройства / В. В. Иванов // Журнал российского права. – 2002 г. - № 1.

16. Карапетян, Л. М. Федеративное устройство Российского государства / Л. М. Карапетян. – М.: Норма, 2001. – 352 с.

17. Киселева, А. В., Нестеренко, А. В. Теория федерализма / А. В. Киселева, А. В. Нестеренко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. С. 128.

18. Симонян, Г. Р. Общие конституционные принципы устройства современного российского федеративного государства / Г. Р. Симонян // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007 г. - № 3.

19. Черепанов, В. А. Теория российского федерализма: учеб. Пособие / В. А. Черепанов. – М.: МзПресс, 2005. – 319 с.

20. Чертков, А. Н. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов / А. Н. Чертков // Журнал российского права. – 2004 г. № 8.

21. Замстина, Т. В. Принципы российского федерализма и императивные нормы международного права: вопросы соотношения / Т. В. Замстина // Конституционное и муниципальное право. – 2009г. № 8.

22. Калиничева, А. С. Симметричная и ассиметричная модели федеративных отношений / А. С. Калиничева // Конституционное и муниципальное право. – 2008 г. № 14.

23. Калиничева, А. С. Особенности российского федерализма / А. С. Калиничева // Закон и право. – 2008 г. № 9.

24. Лексин, И. В. Проблемы правовой регламентации оснований и порядка изменения состава субъектов РФ / И. В. Лексин // Конституционное и муниципальное право. – 2008 г. № 8.

25. Орехович, А. В. К вопросу о понятии «регион» в конституционном праве / А. В. Орехович // Конституционное и муниципальное право. – 2008 г. № 3.

Наши рекомендации