Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов
Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она должна делиться ими со своими субъектами. В ходе развития федеративного государства приходится решать, что отдается в ведение федерального центра, а что принадлежит субъектам федерации. В Российской Федерации используется модель регулирования компетенции федерации и ее субъектов при которой есть вопросы федерального ведения, совместного ведения федерации и ее субъектов, собственного ведения субъектов РФ.
В ведении Российской Федерации находятся (ст. 71 Конституции):
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся (Ст. 72 Конституции):
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Полномочия субъектов РФ определены по остаточному принципу (ст. 73 Конституции):
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Так, к примеру, в соответствии со ст. 15 Устава Пензенской области в ведении Пензенской области находятся:
а) принятие, изменение и дополнение Устава Пензенской области, законов и иных нормативных правовых актов Пензенской области, контроль за их соблюдением в рамках, предусмотренных федеральным законодательством;
б) установление в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации системы органов государственной власти Пензенской области, определение порядка организации их деятельности, формирование органов государственной власти Пензенской области;
в) определение административно-территориального устройства Пензенской области;
г) правовое регулирование в пределах полномочий Пензенской области вопросов организации местного самоуправления в Пензенской области, муниципальной службы в Пензенской области;
д) владение, пользование и распоряжение собственностью Пензенской области в соответствии с действующим законодательством;
е) разработка, утверждение и исполнение программ социально-экономического развития Пензенской области;
ж) бюджет Пензенской области, регулирование налогов, сборов, пошлин, цен и тарифов в пределах полномочий Пензенской области;
з) осуществление в соответствии с федеральным законодательством международных и внешнеэкономических связей Пензенской области;
И др.
Контрольные вопросы
1. Назовите признаки унитарного государства.
2. Назовите признаки федеративного государства.
3. Назовите принципы российского федерализма.
4. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Российской Федерации.
5. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
6. В чем особенности статуса республик в составе Российской Федерации?
7. Каков порядок принятия и образования нового субъекта в составе Российской Федерации?
8. В чьем ведении находится административное, семейное, трудовое, уголовное, процессуальное законодательство?
9. Могут ли субъекты Российской Федерации регулировать права и свободы человека?
Темы рефератов
1. Федеративное устройство Российской Федерации.
2. Участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях.
3. Конституционно-правовой анализ статусов республики, края, области.
4. Автономный округ в составе области.
5. Конституционно-правовые вопросы разделения полномочий и предметов ведения между Российской Федерации и ее субъектами.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г.). Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный конституционный закон «О государственном гербе РФ» от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ. (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2000 г. № 52 (ч. 1). Ст. 5021.
3. Федеральный конституционный закон «О государственном флаге РФ» от 25 декабря 2000 г. (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2000 г. № 52 (ч. 1). Ст. 5020.
4. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (в редакции от 31 октября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2001 г. № 52 (ч. 1). Ст. 4916.
5. Федеральный закон «О государственном языке РФ» от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ (в редакции от 5 мая 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2005 г. № 23. Ст. 2199.
6. Закон РФ «О государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Ведомости РФ от 1993 г. № 17. Ст. 594.
7. Устав Пензенской области (в редакции от 5 сентября 2014 г.). Принят Законодательным Собранием Пензенской области 10 сентября 1996 года // Пензенские вести, № 133-134, 13.09.1996.
8. Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849 (в редакции от 25 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15.05.2000 г. № 20. Ст. 2112.
9. Автономов, А. С., Сивицкий, В. А., Черкасов, А. И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А. С. Автономова. – М.: Юриспруденция, 2001.
10. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие в 2 т. – 4-е изд., перераб. и доп. / С. А. Авакьян. – М. Норма: ИНФРА-М, 2011. – Т. 2 927 с.
11. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 767 с.
12. Барциц, И. Н., Левакин, И. В. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории / И. Н. Барциц, И. В. Левакин // Журнал российского права. – 2002 г. - № 10.
13. Глигич-Золотарева, М. В. Правовые основы федерализма / М. В. Глигич-Золотарева. – М.: 2006.
14. Глигич-Золотарева, М. В. Разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти: зарубежный опыт / М. В. Глигич-Золотарева // Журнал российского права. – 2003 г. - № 4.
15. Иванов, В. В. Вопросы теории государственного устройства / В. В. Иванов // Журнал российского права. – 2002 г. - № 1.
16. Карапетян, Л. М. Федеративное устройство Российского государства / Л. М. Карапетян. – М.: Норма, 2001. – 352 с.
17. Киселева, А. В., Нестеренко, А. В. Теория федерализма / А. В. Киселева, А. В. Нестеренко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. С. 128.
18. Симонян, Г. Р. Общие конституционные принципы устройства современного российского федеративного государства / Г. Р. Симонян // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007 г. - № 3.
19. Черепанов, В. А. Теория российского федерализма: учеб. Пособие / В. А. Черепанов. – М.: МзПресс, 2005. – 319 с.
20. Чертков, А. Н. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов / А. Н. Чертков // Журнал российского права. – 2004 г. № 8.
21. Замстина, Т. В. Принципы российского федерализма и императивные нормы международного права: вопросы соотношения / Т. В. Замстина // Конституционное и муниципальное право. – 2009г. № 8.
22. Калиничева, А. С. Симметричная и ассиметричная модели федеративных отношений / А. С. Калиничева // Конституционное и муниципальное право. – 2008 г. № 14.
23. Калиничева, А. С. Особенности российского федерализма / А. С. Калиничева // Закон и право. – 2008 г. № 9.
24. Лексин, И. В. Проблемы правовой регламентации оснований и порядка изменения состава субъектов РФ / И. В. Лексин // Конституционное и муниципальное право. – 2008 г. № 8.
25. Орехович, А. В. К вопросу о понятии «регион» в конституционном праве / А. В. Орехович // Конституционное и муниципальное право. – 2008 г. № 3.