Принципы либерализма: история и современность
Либерализм ассоциируется с такими привычными понятиями и категориями, как идея самоценности отдельной личности, как необходимого условия индивидуальной свободы, принципы свободного рынка и свободной конкуренции, равенства возможностей, система разделения властей, сдержек и противовесов, гарантия основных прав и свобод личности, всеобщее избирательное право и т.д.
Либерализм ассоциируется с такими привычными понятиями и категориями, как идея самоценности отдельной личности, как необходимого условия индивидуальной свободы, принципы свободного рынка и свободной конкуренции, равенства возможностей, система разделения властей, сдержек и противовесов, гарантия основных прав и свобод личности, всеобщее избирательное право и т.д.
Либерализм формировался и развивался в различных социально-исторических и нациально-культурных условиях. Л является детищем общественно-политической мысли нового времени и буржуазного общения. Поворотным пунктом в формировании либерализма и размежевании основных течений западной общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени стала Великая французская революция конца ХVIII в. В ее главном политико-идеологическом документе – Декларации прав человека и гражданина 1789 г. – емко и полно даны четкие формулировки тех идей, ценностей и установок, которые стали мощным оружием борьбы со старым порядком.
У истоков либерализма стояли такие мыслители, как Дж. Локк, Л.Ш. Монтескье, И. Кант, А. Смит, Т. Джефферсон и др. 1776 в своей работе «The wealth of nations» Адам Смит заложил экономическую основу либерализма. Тогда лидирующим направлением в экономике был меркантилизм. Французская казна была пуста, министр финансов приглашает бизнесменов, чтобы решить вопрос «как поднять экономику? Что делать?» прозвучала фраза: «laiss faive» (отстаньте). Государство должно прекратить вмешиваться в дела экономики. Свободная экономика, рыночного типа. Томас Джефферсон сформулировал идею о том, какое правительство является наилучшим с точки зрения идеологии либерализма «That Government is best, that govers least» освобождение из удушающих объятий государства.
Дж. Локк 1690 г «Два трактата о правлении» «все индивиды рождены свободными и обладают естественными правами (на жизнь, свободу и собственность), право на собственность – основное из прав, остальные производные, т.к. жизнь и свобода – это разновидность собственности. Гос-во – ограниченное гос-во в его отношении с обществом, оно не подавляет общество, а является ночным творчеством сторожем, служебным инструментом обществом».В целом либеральное мировоззрение, которое первоначально получило название классического либерализма, с самого начала тяготело к признанию индивидуальной свободы. Свобода и достоинство человеческой личности, право на различие и индивидуальность – эти ценности и идеи составляют сущность либерализма. Как подчеркивал один из его отцов-основателей Дж. Локк, каждый индивид – «хозяин самому себе». Его последователь Дж. С. Милль сформулировал эту мысль в форме следующей аксиомы: « Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».
Таким образом, можно выделить основные элементы этой идеологии:
1. Индивидуализм – равенство всех индивидов, право на отдельн., идентичность, позволить индивидам расцветать, развиваться в пределах своих возможностей.
2. Свобода ( она имеет приоритет над справедливостью и властью)
3. Разум
4. Равенство (вера в фундаментальное равенство, все индивиды рождены свободными, равенство стартовых возможностей и т.д)
5. Толерантность ( каждый индивид имеет право на собств мнение, другие индивиды призваны признавать законность, значимость этого мнения, плюральность взглядов.)
6. согласие ( все отношения в обществе должны строиться на основе согласия, система правления – на основе управляемых на подчинение, а не на подавлении, силе)
7. Конституционализм
Эти элементы могут усиливать друг друга, они взаимообуславливают друг друга.
В целом же, усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших и политическим реалиям второй половины ХХ в., заставило говорить о его исторически обновленной форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизация процедуры принятия управленческих решений. В отличие от прежней склонности механически определять демократичность политической жизни по большинству стали отдавать предпочтение плюралистическим формам осуществления и организации.
И видимо, эти грандиозные исторические изменения, вызванные влиянием либерально-демократических ценностей, позволили ряду зарубежных теоретиков (Ф. Фукуяме) полагать, что мировое сообщество уверенно движется к «концу истории», т.е. универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан и поэтому способных решить все фундаментальные проблемы человеческого сообщества.