Установление советской власти: поиск путей решения национального вопроса
В конце лета 1917года политическая ситуация в стране рез
ко обострилась. Временное правительство, которое с 8 июля воз
главил А. Ф. Керенский, не смогло справиться ни с одной из
крупных политических задач демократической революции.
Решение этих задач — о земле, о государственном устройстве
и т. д. — откладывалось до Учредительного собрания, с созывом
которого правительство не спешило. Положение российской ар
мии на фронте неуклонно ухудшалось. Во всех слоях общества
росло разочарование и недовольство деятельностью Временного
правительства. ,
Сложная, противоречивая политическая ситуация негативно отражалась на национальном движении. Когда украинская Центральная Рада (орган, напоминающий по своему статусу и функциям Всероссийский Мусульманский Совет) объявила о широкой автономии Украины, кадеты-министры вышли из состава Временного правительства, протестуя против примиренческой позиции большинства министров в данном вопросе. Кадеты требовали принятия жестких мер против украинских «сепаратистов».
В этой накаленной атмосфере в Казани состоялся II Всероссийский мусульманский съезд (21.июля — 2 августа 1917 года). Его уже нельзя было назвать общемусульманским: в работе съезда отказались участвовать казахи и азербайджанцы. В мусульманском движении начинает преобладать тенденция к самоопределению отдельных наций: азербайджанской, татарской и т. д. В работе II мусульманского съезда участвовало около 200 делегатов, представлявших в основном татарское и башкирское население Поволжья, Приуралья и Западной Сибири. Центральное место в повестке дня съезда занимал вопрос о национально-культурной автономии для татар Внутренней России и Сибири.
Одновременно с мусульманским съездом в Казани заседали еще два съезда: мусульманского духовенства и военных мусульман. 22 июля на совместном заседании всех трех съездов была
торжественно провозглашена национально-культурная автономия для тюрко-татар Внутренней России и Сибири. Для проведения практических мероприятий по осуществлению национально-культурной автономии и подготовки созыва Национального Собрания была образована Коллегия мухтарията из 12 человек. Возглавил Коллегию Садри Максуди.
Всероссийский мусульманский военный съезд создал свой руководящий орган — Всероссийский мусульманский военный совет — Харби Шура. Председателем совета являлся Ильяс Алкин, сын Саидгирея Алкина, одного из основателей и видных деятелей «Иттифака». По инициативе Харби Шура в последующие недели и месяцы были сформированы 1-й мусульманский стрелковый полк в Оренбурге, 2-й мусульманский стрелковый полк в Уфе, 6-й мусульманский стрелковый полк в Витебске и другие национальные военные части.
Но вопрос о том, кому, какому правительству будут служить эти военные формирования, оставался открытым. Во-первых, состав Харби Шура, как и местных военных мусульманских комитетов, был политически разнородным: одни шли за эсерами и меньшевиками, другие поддерживали большевиков, третьи еще не определились в своих политических симпатиях. Во-вторых, отсутствовала определенность в вопросе о высшей государственной власти в России.
В конце августа 1917года главнокомандующий русской армией генерал Корнилов выступил с требованием передать высшую власть в его руки. Это означало бы установление военной диктатуры с неизбежным прекращением деятельности всех демократических движений и организаций, включая национальные, вроде Коллегии мухтарията и Харби Шура.
Объединенными силами Временного правительства и демократических сил общества корниловский мятеж был подавлен (попут-
но заметим, что главную ударную силу мятежа составляла «Туземная дивизия», сформированная из кавказских мусульман).
Эти события глубоко потрясли всю Россию и привели к двум важным политическим результатам. Первый — дальнейшее падение авторитета Временного правительства, опиравшегося на блок буржуазных и умеренных социалистических партий эсеров и меньшевиков. Второй — превращение выдвинутого В. И. Лениным еще в апреле 1917 года лозунга «Вся власть Советам» в практическую задачу дня. Все более широкие массы народа убеждались, что только их собственные органы — Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, став реальной властью, сумеют не только защитить демократические завоевания, но и обеспечить решение тех насущных задач, перед которыми фактически «спасовало» Временное правительство: прекращение войны, раздел помещичьих земель между крестьянами, установление рабочего контроля над производством и распределением, осуществление права наций на самоопределение.
На состоявшихся в конце августа—сентябре 1917 года перевыборах Советов большинство депутатских мандатов досталось большевикам и поддерживавшим их левым эсерам. Произошла большевизация Советов, причем не только столичных — Петроградского и Московского, но и абсолютного большинства провинциальных, в том числе в Казани, Оренбурге, Самаре, Саратове, Астрахани. 25 сентября Петроградский Совет вынес резолюцию с требованием прекращения коалиции с буржуазией и передачи власти Советам. 12 октября при Петроградском Совете был создан Военно-революционный комитет (ВРК), фактически ставший органом подготовки вооруженного восстания против Временного правительства.
Выполняя предписания ВРК, рабочие красногвардейские отряды и солдаты гарнизона в ночь с 24 на 25 октября заняли все правительственные учреждения и другие важнейшие здания и коммуникации, а в ночь с 25 на 26 октября арестовали в Зимнем дворце министров Временного правительства. Так свершилась Октябрьская революция. Переворот в Петрограде был осуществлен быстро, легко, почти бескровно.
Открывшийся в Смольном 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил установление на всей территории России власти Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов — советской власти. Были приняты первые декреты новой власти — о мире и о земле. Создано новое, рабоче-крестьянское правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с лидером большевистской партии В. И. Ульяновым-Лениным.
Октябрьская революция и советская власть были бы обречены на неизбежное поражение, если бы выступление рабочих и солдат Петрограда не поддержало большинство народа на местах, в необъятной российской провинции. Такая поддержка была получена. Еще в разгар подготовки вооруженного переворота, 15 ок-
тября 1917 года 40-тысячный митинг рабочих и солдат в Казани принял резолюцию с требованием передачи государственной власти Советам. Состоявшийся в тот же день в Саратове Поволжский съезд Советов с участием делегатов из Симбирска, Самары, Сызрани, Саратова, Царицына, Астрахани также принял резолюцию о переходе всей власти в руки Советов.
Политический деятель, революционер Мулланур Вахитов (1885—1918) |
В красногвардейские отряды, боевые дружины входили, наряду с русскими рабочими и солдатами, представители всех других национальностей — татары, украинцы, евреи, немцы, поляки и т. д. Численность татар была наиболее значительной в Казани, Симбирске, Астрахани. Только в рядах Красной гвардии района Заречья в Казани насчитывалось 300 татарских рабочих. В
Саратове имелся отряд грузчиков-татар во главе с Сейфуллиным. Отдельные группы татар были в составе красногвардейских отрядов в Астрахани, Симбирске, в других городах.
В Казани вооруженное столкновение между противниками и сторонниками Временного правительства фактически совпало по времени с вооруженным восстанием в Петрограде. Это были дни 24—26 октября. Руководители Казанского мусульманского комитета (председатель — меньшевик Фуад Туктаров) и Харби Шура (председатель — правый эсер И. Алкин) попытались предотвратить участие татарских рабочих и солдат в событиях на стороне большевиков. Они агитировали в казармах четырех мусульманских рот 95-го полка сохранять «нейтралитет», «проявлять осторожность». В то же время руководители Мусульманского социалистического комитета (председатель — Мулланур Вахитов), ряд членов Харби Шура (Камиль Якубов, например), совместно с местными большевиками Г. Ахтямовым, В. Шафигуллиным и другими призывали татарских рабочих и солдат встать на сторону советской власти. По свидетельству командира роты 95-го полка прапорщика А. Рахман-кулова, собрание солдат роты 24 октября приняло резолюцию, первый пункт которой гласил: «Принять участие в восстании вместе с солдатами 164-го и 240-го полков, бороться вместе с ними плечом к плечу за власть рабочих и солдат».
Таков был ответ татарских солдат на агитацию правых эсеров и меньшевиков. Многие татарские рабочие и солдаты не только словом, но и делом поддерживали Советы. Мусульманская рота 95-го полка под командованием прапорщика Я. Чанышева 25 октября заняла железнодорожный вокзал. Организованно, самоотверженно действовали и остальные мусульманские роты. К кон-ДУ дня 26 октября Казань оказалась в руках восставших. На со-
стоявшемся вечером того же дня собрании Казанского Совета был образован Временный революционный комитет из 20 человек. В его состав вошли К. Грасис, Н. Ершов, Г. Олькенецкий, М. Вахитов, К. Якубов, Я. Чанышев и другие.
Так в Казани победила Октябрьская революция. В эти же дни советская власть была установлена в Симбирске, Самаре, Саратове, Уфе, Оренбурге, Пензе.
Октябрьские события показали, что татарский народ в своем большинстве встал на сторону советской власти, большевиков. Оказались тщетными попытки ряда лидеров национального движения консолидировать весь народ исключительно на проблеме национального возрождения, не участвуя в решении общегосударственного вопроса о власти. Эти события показали иллюзорность представлений мелкобуржуазных демократов о возможности обеспечения национального единства в условиях социально и политически расколотого общества. Фуад Туктаров, комментируя в газете «Кояш» итоги октябрьских событий в Казани, вынужден был с горечью признать: «Единая татарская нация перестала существовать... Мы побеждены. Прав, оказывается, был Тукай, когда говорил: «Нам издавна был другом русский народ, и разве конец этой дружбе придет?»
Октябрьская революция позволила приступить к решению национального вопроса на базе программы советской власти. Одним из первых программных документов этой власти стала «Декларация прав народов России», принятая Совнаркомом 2 (15) ноября 1917 года. В ней были провозглашены принципы равноправия и суверенитета народов России.
Из «Декларации прав народов России» (ноябрь 1917года): «...Совет Народных Комиссаров постановил положить в основу своей деятельности в вопросе о национальностях России следующие начала:
1. Равенство и суверенитет народов России.
2. Право народов России на самоопределение, вплоть до отделения от России и создания независимого государства.
3. Уничтожение всяческих национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
4. Свободное развитие проживающих на территории России малочисленны^ народов и этнических групп...»
20 ноября (3 декабря) 1917года Советское правительство приняло написанное В. И. Лениным «Обращение ктрудящимся мусульманам России и Востока», в котором провозглашалась неприкосновенность религиозных воззрений и обычаев, нацио нальных и культурных учреждений российских мусульман, признавалось их право свободно и без препятствий строить свою национальную жизнь. Советская власть выступала гарантом реализации декларируемых принципов и лозунгов.
Таким образом, утверждение советской власти открывало путь для подлинного демократического решения национального вопроса вообще и мусульманского, татарского вопроса в частности.
§ 47. Миллят Меджлиси и проект штата «Идель-Урал»
Выполняя поручение II Всероссийского мусульманского съезда, Милли Шура (Мусульманский Совет) и Коллегия мухтарията постановили в сентябре—ноябре 1917 года созвать Миллят Меджлиси — Национальное Собрание тюрко-татар Поволжья, При-уралья и Западной Сибири. В начале ноября проходили выборы делегатов на Миллят Меджлиси.
Собрание открылось в Уфе 22 ноября 1917года и заседало до 11января 1918 года. Крутой поворот в октябре 1917 года не мог не наложить отпечатка на деятельность Миллят Меджлиси. В его работе участвовало лишь около 80 делегатов. Среди них выделялась группа из 13 человек, принадлежавших к партиям большевиков и левых эсеров. На одном из первых заседаний делегат Ш. Ахмадиев, редактор казанской газеты «Аваз», предложил от имени Меджлиси послать приветственную телеграмму Советскому правительству. Однако большинство делегатов отвергло предложение.
Этот факт показывает, что уфимское Национальное Собрание стояло на буржуазно-националистических позициях. Хотя оно открыто не выступало против советской власти, однако отказывалось признать новую власть и сотрудничать с ней. Как вскоре обнаружилось, это была явно устаревшая, непродуктивная позиция. Она не отражала насущных интересов больших масс татарского населения. Поэтому и решения Миллят Меджлиси оказались столь малоэффективными.
Главным в работе Миллят Меджлиси было национальное самоопределение. По данному вопросу делегаты разделились на две фракции: тюркистов (тюркчилар) и территориалистов (тупракчы-лар). Тюркисты (С. Максуди, 3. Кадыри, Г. Терегулов и другие — около 50 человек) были сторонниками национально-культурной автономии тюрков Внутренней России и Сибири. Терри-ториалисты (И. Алкин, X. Атласов, Г. Баттал и другие — всего 37 человек) отстаивали идею национально-территориальной автономии в форме Урало-Волжского штата (штат «Идель-Урал). Реализация этой идеи требовала преобразования унитарного Российского государства в федеративную республику.
Из постановления Национального Собрания мусульман тюрко-татар ДокументВнутренней России и Сибири от 29 ноября 1917 года:
«Принимая во внимание, что большинство представителей тюрко-
татарской нации проживает на территории между Южным Уралом и Средней Волгой, имея в виду национальные и экономические потребности проживающих здесь тюрко-татар и других народов, Национальное Собрание мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири нашло необходимым создание автономного штата. Будучи по форме правления демократической республикой, Волжско-Уральский штат вместе с другими штатами образует Российскую Федеративную Республику».
После длительных и острых дискуссий Собрание вняло доводам территориалистов-федералистов и образовало специальную
комиссию по территориальной автономии. Комиссия подготовила несколько проектов Урало-Волжского штата. 3 января 1918года член комиссии Галимджан Шараф ознакомил делегатов Миллят Меджлиси с этими проектами.
Планировалось включить в состав территории штата полностью Казанскую, Уфимскую и Оренбургскую губернии, а также некоторые уезды и волости Пермской, Самарской, Симбирской и Вятской губерний с преобладающим татарским населением. На этой огромной территории проживало около 7 миллионов человек, из них 3,7 миллиона татар и башкир, 2,7 миллиона русских, 0,5 миллиона чувашей, мари, удмуртов.
Собрание одобрило проделанную комиссией работу. Для окончательной доработки проекта и выработки путей и способов его реализации была создана Коллегия по созданию автономного Урало-Волжского штата (КУВШ) из восьми человек (Г. Шараф, С. Атнагулов, И. Алкин, Г. Губайдуллин, С. Енгалычев, Ф. Му-хаммедъяров и другие). На КУВШ возлагалось: провести переговоры с национальными и общественными организациями, вместе с ними провозгласить Урало-Волжский штат, окончательно определить границы будущего государства, сформировать временное правительство. Коллегия начала свою работу в Казани 16 января 1918 года.
Однако с самого начала было ясно, что на пути реализации проекта Урало-Волжского штата встретятся большие трудности. Кардинальный изъян проекта состоял в том, что он фактически игнорировал право населяющих территорию будущего штата народов — русских, башкир, чувашей и других на самоопределение. Их пытались включить в новое национально-государственное образование, не спрашивая их согласия. Подобное пренебрежение к мнению коренных народов Поволжья и Приуралья неизбежно порождало подозрения и недовольство. Уже на Миллят Меджлиси лидер башкирского населения края Ахмет-Заки Валидов высказался в том смысле, что стремление татар создать территориальную автономию является «империалистическим стремлением». Он прямо заявил: «Вы как хотите, но мы пусть маленькую, но создадим свою автономию. Мы поклялись на Коране и не отступим, осуществим свою автономию во что бы то ни стало».
Хотя Валидову все же пришлось пойти на уступку и присоединиться к идее Урало-Волжского штата, тем не менее его слова о своей, башкирской автономии имели серьезный политический смысл.
Второй крупный изъян планов создания Урало-Волжского штата заключался в их ориентированности не на советскую власть, а на Учредительное собрание и получившую в нем большинство мандатов партию правых эсеров. Советское правительство пыталось установить с лидерами Миллят Меджлиси, всего мусульманского движения нормальные, конструктивные отношения. Народный комиссар по делам национальностей И. В. Сталин предлагал одному из видных лидеров мусульманского дви-
жения А. Цаликову войти в коллегию Наркомнаца и возглавить там участок работы с мусульманскими народами. Когда Цаликов обратился в Миллят Меджлиси за советом относительно данного предложения, то получил ответ, что следует воздержаться от сотрудничества с правительством Ленина.
После того как Учредительное собрание было разогнано (6 января 1918года), конструкция Урало-Волжского штата «повисла в воздухе». Расчеты буржуазных националистов на скорую гибель советской власти не оправдались. Напротив, советская власть становилась крепче и сильнее. К середине января 1918года на IIIВсероссийском съезде произошло слияние Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Был образован единый Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) Советов. Были подтверждены полномочия Совнаркома как правительства Советской Республики, теперь уже на постоянной основе. IIIВсероссийский съезд Советов провозгласил Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (РСФСР), принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в качестве основополагающего политико-правового акта нового государства.
К сожалению, в одобренном Миллят Меджлиси проекте Урало-Волжского штата эти новые политические реальности полностью игнорировались. Утвердившаяся советская власть признавала право всякого народа на национальное самоопределение в любой форме, в том числе и в форме автономного территориального образования в составе России, однако такие образования могли отныне создаваться и существовать лишь на советской основе, в виде советских автономных республик или областей. В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в частности, говорилось: «Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик...»
Коллегия по созданию Урало-Волжского штата, состоявшая в основном из революционных демократов, в ходе своей работы пыталась хоть как-то исправить недостатки первоначального проекта. Сразу по приезде в Казань Ф. Мухаммедъяров и другие члены КУВШ установили контакт с Казанским Советом, искали приемлемую конкретную форму введения национально-территориальной автономии для татар и башкир. Некоторые из них пытались осмыслить новые политические реалии, найти пути сотрудничества с советской властью. Выражая их точку зрения, уфимская газета левоэсеровской ориентации «Безнен юл» («Наш путь») писала в феврале 1918 года: «Осуществление идеи Урало-Волжского штата, которая, как известно, муссировалась на Миллят Меджлиси, возможно лишь на платформе Советской власти. Мы хотим, чтобы в штате была Советская власть».
Однако формирование Урало-Волжского штата на платформе советской власти, в тесном сотрудничестве с возглавлявшими Советы политическими силами не входило в планы таких лидеров
национального движения, как С. Максуди, братья Джангир и Ильяс Алкины, И. Ахтямов, Г. Исхаки, Г. Терегулов. Они стояли на позициях непримиримой борьбы с советской властью, за ее ликвидацию.
Эти разногласия и противоречия в национальном движении отразились в работе Второго мусульманского военного съезда, состоявшегося в Казани в конце января — феврале 1918года. На съезде присутствовали 190человек. Среди них были 97 национальных социалистов, 24 правых эсера, 22 большевика, 13 левых эсеров, 32 беспартийных делегата. Татарами назвали себя 141делегат, башкирами — 35.
По инициативе левых делегатов, к которым относились большевики К. Якубов, С. Саид-Галиев, Я. Чанышев, X. Урманов и другие, съезд принял резолюции по текущему моменту и об отношении к Совету Народных Комиссаров. В них содержалось одобрение мер советской власти в отношении Учредительного собрания и политики Совнаркома. Резолюция решительно осуждала всякие попытки воскресить учредиловку. В ней говорилось: «Солдаты-мусульмане ни в коем случае не потерпят, если подобные попытки окажутся налицо».
Однако правоэсеровское большинство съезда попыталось дезавуировать данную политическую позицию, используя для критики советской власти конкретные события политической жизни, в частности ликвидацию на Украине Центральной Рады и замену ее властью Советов. Если солдаты 95-го полка в своей резолюции, принятой на общем собрании 31 января 1918 года, осуждали Раду и требовали отзыва представителей Харби Шуры из этой организации, то руководители мусульманского военного съезда предоставили трибуну для выступления эмиссару Украинской Рады Поповскому. Его речь была встречена овацией большинства делегатов съезда.
Атмосфера на съезде и вокруг него накалялась. И. Алкин и его единомышленники готовились объявить о создании Урало-Волжского штата. И это несмотря на то, что ни один политико-правовой вопрос образования этого штата на общегосударственном уровне, в соответствии с действующими нормативными актами Советской Республики, не был решен. Поэтому местные советские органы вполне резонно оценивали назначенное Харби Шура на 28 февраля 1918года торжественное провозглашение Урало-Волжского штата как политическую провокацию. К тому же шуристы пытались использовать 95-й стрелковый полк, состоявший из мусульманских рот, в этой опасной политической игре. Командир полка подполковник А. Биглов, выступая на одном из заседаний съезда, заверил делегатов, что «каждый солдат 95-го полка готов отдать свою жизнь в их защиту». В свете этого высказывания возникала реальная угроза вооруженного кровопролития в Казани.
Попытки левой части съезда убедить агрессивное большинство решать национальный вопрос на платформе советской влас-
ти не увенчались успехом. 17 февраля 1918года левые делегаты покинули съезд. Это создало новую политическую обстановку в Казани. Советская власть должна была инициативу в осуществлении национального самоопределения татар взять в свои руки.
§ 48. Татаро-Башкирская Советская республика: нереализованный проект
Советское правительство в первые месяцы 1918года уделяло исключительно большое внимание мусульманскому, более конкретно — татарскому вопросу в России. 17 января 1918года декретом Совнаркома при Наркомнаце был образован Комиссариат по делам мусульман Внутренней России. Во главе Комиссариата поставили депутата бывшего Учредительного собрания от Казанской губернии, председателя МСК Мулланура Вахитова. Его заместителями стали депутаты Учредительного собрания от Уфимской губернии Галимджан Ибрагимов и от Оренбургской губернии — Шариф Манатов.
Личность
Вахитов Мулланур Муллазяновйч (1885 — 1918), политический деятель. Участник революции 1905 - 1907 годов. Один из организаторов и руководитель Мусульманского социалистического комитета, редактор газеты «Кызыл байрак» (1917). В 1918 году комиссар Центрального мусульманского комиссариата Наркомнаца РСФСР, председатель Центральной мусульманской военной коллегии. Руководил формированием мусульманских частей Красной Армии. С июля 1918 года чрезвычайный комиссар по продовольствию в Поволжье. В августе 1918 года возглавил 2-й татаро-башкирский батальон и принял участие в обороне Казани от белоче-хов. Попал в плен, расстрелян белогвардейцами.
Эта мера являлась весьма удачным шагом в консолидации широких слоев татарского и башкирского населения вокруг советской власти, выдвинутой ею идеи советской национальной автономии. Удачным был также подбор кандидатур руководителей Центрального мусульманского комиссариата: первые двое по этнической принадлежности были татары, Ш. Манатов — башкир, все — авторитетные, уважаемые люди.
Большую работу в составе Комиссариата вели К. Якубов, А. Маликов, И. Казаков, Н. Вахитов (однофамилец М. Вахитова) идругие.
По инициативе Центрального мусульманского комиссариата были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам таких памятников национальной истории и культуры, как башня Сююмбике в Казани и караван-сарай в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахито-вым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14марта 1918года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани.
Центральное место в деятельности Мусульманского комиссариата занимал вопрос о национально-государственном самоопре-
делении татарского и других мусульманских народов России. В Комиссариате разрабатывались проекты национальных автономий этих народов в составе РСФСР. При этом тщательно изучались и учитывались мнения, предложения, проекты, выдвигаемые местными Советами, национальными и общественными организациями.
Один из руководителей ваисовского движения Гайнанутдин Багаутдино- вич Вайсов (Сарадан) (1878—1918) |
Советское правительство не отвергало с порога и проект Урало-Волжского штата. Оно было готово обсуждать данный проект при наличии у сил, которые за ним стояли, доброй воли к сотрудничеству с советской властью. Именно в этом, очевидно, следует видеть причину того, что Второй съезд, руководство которого (И. Алкин, У. То-кумбетов, Ю. Музафаров) твердо выступало за осуществление названного проекта, в течение месяца с лишним свободно заседало в Казани в зале Дворянского собрания. Лишь после того, как были исчерпаны все возможности договориться с туристами о таком сотрудничестве, советские власти Казани приняли решение о закрытии съезда. По приказу революционного штаба при Казанском Совете красногвардейский отряд во главе с X. Урмановым арестовал братьев Алкиных, Ю. Музафарова и У. Токумбетова.
В последних числах февраля 1918 года в Казани создалась крайне напряженная обстановка. В Старой Татарской слободе, на Юнусовской площади, 28 февраля и 1 марта бурлил многолюдный митинг сторонников Харби Шура. В один из моментов подогретая антибольшевистскими речами и призывами толпа направилась к дому Мусина, где жил командир отряда «зеленой гвардии» Гайнан Вайсов, один из руководителей ваисовского движения. Вайсов был зверски убит толпой.
Значительная часть вины за обострение обстановки мятежа лежала на руководителях казанских большевиков К. Я. Грасисе, Я. С. Шейнкмане и некоторых других. Они в разгар событий допустили серьезные теоретические и практические просчеты, искажения сути национальной политики советской власти.
Справка |
Ваисовское движение — религиозная и политическая форма выражения протеста против религиозного и национального гнета. Основатель — Багаутдин Вайсов (1804—1893). Получило широкое распространение в конце XIX — начале XX века среди татарских крестьян, ремесленников, мелких торговцев. Ваисовцы призывали своих «божьих воинов» не подчиняться гражданским законам и властям, отказываться от службы в армии «неверных», от платежей податей, от паспортов. Открытое неповиновение ваисовцев властям, вплоть до отказа участвовать в переписи
населения 1897 года, привело в конце XIX века к их аресту (всего свыше ста человек). Движение возобновилось в годы революции 1905—1907 годов, пополнившись идеями «исламского социализма». После Октябрьской революции ваисовцы заявили о поддержке советской власти. В Гражданскую войну в Красной Армии были сформированы ваисовские «божьи полки». В 1930-х годах руководители и активисты ваисовского движения были репрессированы.
Это особенно ярко проявилось в работе областного съезда Советов Поволжья и Приуралья, состоявшегося 21—22 февраля 1918 года в Казани. Съезд продемонстрировал непреклонное желание большевиков и советских органов всех 11 губерний этого обширного региона найти правильное решение национального вопроса. Однако найти и предложить трудящимся разных национальностей конкретную форму национального самоопределения съезду не удалось. В своем выступлении К. Я. Грасис пытался подменить вопрос о свободном самоопределении каждой нации, вплоть до создания ею своего государства, надуманными рассуждениями о превращении губерний в республики, в рамках которых национальный вопрос должен решаться в духе идеи национально-культурной автономии. Такая перспектива далеко не устраивала многие коренные народы Поволжья и Приуралья, прежде всего татар и башкир. Это значит, что Грасису и другим большевистским лидерам не удалось в тот момент выдвинуть альтернативную Урало-Волжскому штату формулу национального самоопределения поволжских татар.
Поэтому в борьбе с туристами, добивавшимися провозглашения во что бы то ни стало Урало-Волжского штата, Казанскому Совету и его революционному штабу пришлось прибегнуть к насилию. В результате переговоров между противоборствующими сторонами было достигнуто компромиссное соглашение: шуристы отказывались от намерения провозгласить штат, а революционный штаб освобождал лидеров Харби Шура.
После этого работа Мусульманского военного съезда была перенесена в Старую Татарскую слободу за Булаком. Начался непродолжительный период, вошедший в историю под названием «Забулачной республики». В этот период, охвативший несколько недель марта, соотношение сил как в Советской республике, так и в Казани быстро менялось в пользу советской власти.
У «Забулачной республики» не оказалось никаких перспектив. Антисоветская деятельность командира 95-го полка — главной военной опоры «забулачников» — А. Биглова и военного ахуна Г. Ба-гаутдинова была пресечена полковым солдатским комитетом при содействии Мусульманского комиссариата. Отказался выступить на стороне туристов и прибывший в Казань за несколько дней до ликвидации «Забулачки» Финляндский мусульманский полк.
Руководители Харби Шура братья Алкины, Токумбетов и другие вновь, как и в октябрьские дни, оказались «генералами» без армии. «Забулачная республика» была ликвидирована почти бескровно. Харби Шура была распущена.
В разгар описанных событий в Москве вызревал проект создания автономной Советской республики в Поволжье и Приура-лье. В соответствии с этнонимами двух самых крупных, развитых и родственных народов этого региона республика должна была называться татаро-башкирской. Впервые идея такой республики обсуждалась на конференции рабочих-мусульман, состоявшейся в Москве 8—28марта 1918 года. Конференция высказалась за создание Татаро-Башкирской Советской республики.
22 марта 1918 года в газете «Известия» было опубликовано разработанное Наркомнацем в соответствии с указанием Совнаркома РСФСР Положение о Татаро-Башкирской Советской республике. Оно состояло всего из четырех пунктов. Во вводной части документа указывалось, что Положение о Татаро-Башкирской республике выработано исходя из принципа национального самоопределения трудовых масс и в согласии с Мусульманским комиссариатом. Предполагалось объявить территорию Южного Урала и Среднего Поволжья Татаро-Башкирской Советской республикой в составе РСФСР. Во втором пункте говорилось, что «при определении границ в основу кладется проект, разработанный башкирскими и татарскими революционными организациями». В эти границы включались Казанская и Уфимская губернии, башкирская часть Оренбургской губернии, за исключением чувашско-марийской части, прилегающие районы Пермской, Вятской, Симбирской и Самарской губерний. Фактически речь шла о территории, планировавшейся для Урало-Волжского штата. Но по советскому проекту предусматривалось, во избежание каких-либо ошибок, окончательное определение границ передать Учредительному съезду Татаро-Башкирской республики.
В третьем пункте указывалось: «Политическое и экономическое взаимоотношение западной части республики и Башкирстана определяется Учредительным съездом советов Татаро-Башкирской республики». Тем самым допускалась возможность внутренней автономии Башкирии. Право определять взаимоотношения между татарами и башкирами в создаваемой республике предоставлялось самим этим народам. В этом состоял глубоко демократический характер советского проекта.
Последний, четвертый пункт возлагал на Комиссариат по делам мусульман создание комиссии по созыву Учредительного съезда Татаро-Башкирской республики. И уже 28марта были разосланы телеграммы Комиссариата Казанскому, Уфимскому и Оренбургскому Советам, а также их мусульманским комиссариатам о выделении представителей в названную комиссию. Первое заседание комиссии назначалось на 8 апреля.
На заседаниях комиссии выяснилось, что в состав будущей республики пожелали войти, кроме татар и башкир, также чуваши, марийцы, удмурты и мордва. Никаких принципиальных возражений против создания Татаро-Башкирской республики не было. Выявились лишь отдельные расхождения по вопросу о границах, которые, однако, не являлись непреодолимыми.
10 мая 1918 года в Москве открылась конференция, посвященная созданию новой республики. Из выступлений участников конференции явствовало, что идея создания Татаро-Башкирской Советской республики встречает повсеместно единодушное одобрение рабочих и крестьян.
Еще одно совещание по созыву Учредительного съезда Татаро-Башкирской республики состоялось 4 июня. На совещании было решено привлечь к работе по определению границ ТБСР представителей от КУВШ. Прибывший позднее как представитель КУВШ Галимджан Шараф внес ряд ценных предложений. Были установлены нормы представительства на Учредительный съезд от губерний: Казанской — 55 делегатов, Уфимской — 59, Оренбургской — 19, Вятской — 9, Самарской — 8, Пермской — 4. Такой расчет был сделан на основе удельного веса в этих губерниях татаро-башкирского населения.