Государственное устройство. Туркменистан - унитарное государство
Туркменистан - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 5 велаятов (областей), этрапы, шахеры.
Действующая Конституция, принятая XIV сессией Верховного Совета Туркменистана двенадцатого созыва 18 мая 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г., установившими постоянно нейтральный статус Туркменистана), стала первой конституцией постсоветского пространства. До этого действовали конституции 1937 и 1978 гг., копировавшие основные законы РСФСР и СССР.
Согласно Конституции 1992 г. (ст.1) Туркменистан является демократическим, правовым, светским и постоянно нейтральным государством, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики. Пост Президента был введен в октябре 1990 г. Первые президентские выборы в истории Туркмении состоялись 27 октября 1990 г.; победивший кандидат (Сапармурат Атаевич Ниязов) получил 98,2% голосов. В июне 1992 г. на внеочередных президентских выборах вновь избран С. Ниязов, получивший 99,5% голосов.
В январе 1994 г. был проведен референдум по вопросу о продлении полномочий Президента на второй пятилетний срок без проведения очередных выборов. По официальным данным, 99,99% граждан, принявших участие в референдуме, высказались за их продление. Специальным постановлением Меджлиса Туркменистана Президенту С. Ниязову присвоено имя Сапармурата Туркменбаши ("Отец туркменского народа") и учрежден ежегодный всенародный праздник - День рождения Сапармурата Туркменбаши.
В декабре 1999 г. Конституционным законом Туркменистана, принятым в соответствии с постановлением Народного совета Туркменистана, первому Президенту Туркменистана Сапармурату Туркменбаши было предоставлено исключительное право осуществлять полномочия главы государства без ограничения срока.
Система органов власти в Туркменистане носит весьма своеобразный характер. Здесь проводится различие между "представительной властью" и "государственной властью". Согласно Конституции высшим представительным органом народной власти является Халк маслахаты (Народный совет) Туркменистана (ст.45). Высшую государственную власть и управление в Туркменистане осуществляют Президент, Меджлис, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Кабинет министров Туркменистана (ст.46).
Халк маслахаты стоит на вершине властной пирамиды; его существование рассматривается как воплощение традиционных туркменских ценностей: уважения старших и широких консультаций с местными лидерами. В состав Халк маслахаты входят Президент Туркменистана, депутаты Меджлиса, халк векиллери (народные представители), избираемые народом по одному от каждого этрапа (района), Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда, генеральный прокурор, члены Кабинета министров, главы администрации велаятов (областей), арчыны (мэры муниципальных советов) шахеров (городов), а также поселков, являющихся административными центрами этрапов. Срок полномочий Халк маслахаты - 5 лет.
Халк маслахаты не является законодательным органом в традиционном смысле. Он принимает решения по вопросам целесообразности изменения и дополнения действующей или принятия новой Конституции, а также по вопросам проведения референдумов, выработки рекомендаций об основных направлениях экономического, социального и политического развития Туркменистана, изменения государственных границ и административно-территориального деления, ратификации и денонсации международных соглашений о межгосударственных союзах и иных образованиях, объявления войны и мира.
Халк маслахаты созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год по инициативе Президента, Меджлиса или 1/3 членов Халк маслахаты. Работой этого органа руководит Президент либо избираемый Халк маслахаты любой из его членов.
Решения Халк маслахаты реализуются Президентом Туркменистана, Меджлисом и другими государственными органами в соответствии с их компетенцией.
Глава государства и исполнительной власти - Президент Туркменистана, избираемый путем всеобщих прямых выборов. Он является высшим должностным лицом государства и гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения Конституции и международных соглашений. Срок его полномочий - 5 лет, при этом по Конституции одно и то же лицо не может быть президентом более 2 сроков подряд.
Президент Туркменистана проводит в жизнь Конституцию и законы; обеспечивает точное их исполнение; руководит внешней политикой; представляет Туркменистан в отношениях с другими государствами; назначает и отзывает дипломатических представителей Туркменистана; принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатических представителей. Президент также выступает в качестве верховного главнокомандующего вооруженными силами, дает распоряжения о всеобщей и частичной мобилизации, использовании вооруженных сил с последующим утверждением этих действий Халк маслахаты; назначает высшее командование вооруженных сил. Он также представляет Халк маслахаты доклады о ситуации в Туркменистане и по основным вопросам внутренней и внешней политики, представляет в Меджлис Туркменистана государственный бюджет и отчет о его исполнении, подписывает законы, назначает референдумы, решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища, награждает медалями и иными наградами Туркменистана, присваивает звания, по предварительной договоренности с Mеджлисом назначает и освобождает от должности председателей Верховного суда, Высшего хозяйственного суда и генерального прокурора, министра внутренних дел, министра юстиции, осуществляет помилование и амнистирование и т.д.
Помимо этого Президент издает указы, постановления, распоряжения. Постановлением Меджлиса Туркменистана от 12 апреля 1993 г. ему предоставлено право издавать законы (по отдельным вопросам).
В случае нарушения Президентом Конституции и законов Туркменистана Халк маслахаты может выразить ему недоверие и поставить вопрос о его смещении на референдум.
Законодательным органом Туркменистана является Меджлис (парламент). Он избирается прямыми всеобщими выборами сроком на 5 лет и состоит из 50 депутатов. Меджлис может быть досрочно распущен: по решению референдума; по постановлению Меджлиса, принятому большинством не менее 2/3 от установленного числа депутатов (самороспуск); Президентом - в случаях несформирования в пределах 6месяцев руководящих органов Меджлиса либо выраженного дважды в течение 18 месяцев недоверия Кабинету министров.
Меджлис представляет собой постоянно действующий орган. Его депутаты не могут занимать должности членов Кабинета министров, судей, прокуроров и глав администраций административно-территориальных образований.
В полномочия Меджлиса входят: принятие и изменение Конституции и законов, их толкование; назначение выборов Президента, Меджлиса, халк векиллери; образование Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов; одобрение программы деятельности Кабинета министров, выражение ему недоверия; одобрение или отклонение кандидатов на должности председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда, генерального прокурора, министра внутренних дел, министра юстиции, а также представлений об их освобождении; утверждение бюджета Туркменистана и отчета о его исполнении; учреждение государственных наград, присвоение Президенту государственных наград и почетных званий; присвоение воинских званий и отличий; определение соответствия Конституции и законам нормативных актов органов государственной власти и управления.
Право законодательной инициативы в Меджлисе принадлежит Президенту, депутатам Меджлиса и Кабинету министров, Верховному суду. Принятый Меджлисом закон передается для подписания Президенту. Последний вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. Если Меджлис большинством в 2/3 голосов подтвердит ранее принятое им решение, Президент подписывает закон.
Кабинет министров, или правительство, является исполнительным и распорядительным органом, возглавляемым Президентом Туркменистана. В него входят заместители Председателя Кабинета и министры. Правительство организует исполнение законов, актов Президента и решений Халк маслахаты; обеспечивает защиту прав и свобод граждан, охраняет собственность, общественный порядок и национальную безопасность; разрабатывает и вносит в Халк маслахаты предложения по основным направлениям внутриполитической и внешнеполитической деятельности государства, программы экономического и социального развития страны; осуществляет государственное управление экономическим и социальным развитием, обеспечивает рациональное использование и охрану природных ресурсов; принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы; реализует внешнеэкономическую политику, обеспечивает развитие культурных связей с зарубежными государствами; руководство деятельностью правительственных учреждений, государственных предприятий и организаций; отменяет акты министерств и ведомств.
Правовая система
Общая характеристика
В плоть до 1920-х гг. на территории современного Туркменистана господствовали системы обычного и мусульманского права. Советский период характеризуется рецепцией социалистического права РСФСР и других союзных республик.
С начала 1990-х гг. правовая система Туркменистана переживает коренную трансформацию. Провозглашенные общие принципы реформ - такие же, как и на всем постсоциалистическом пространстве: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и свобод личности и укрепление их гарантий. Принятая в 1992 г. Конституция независимого Туркменистана закрепила новые идеологические основы общества и государства. Согласно Конституции (ст.3) высшей ценностью является человек.
По темпам правовых преобразований Туркменистан занимает среднее место на территории бывшего СССР, заметно отставая от таких государств, как Узбекистан, Казахстан, Беларусь. Приняты Хозяйственно-процессуальный (1991), Санитарный (1992), Таможенный (1993), Воздушный (1996), Уголовный (1997) и Гражданский (1998) кодексы. В то же время к 2000 г. оставались в силе большинство старых советских кодексов.
Основные источники права и их иерархия определены Законом Туркменистана "О нормативно-правовых актах", принятым 18 июня 1996 г. Высшим нормативным актом является Конституция, за ней следуют законы, принятые на референдуме, затем - законы, далее - указы и постановления Президента Туркменистана, постановления Меджлиса Туркменистана, постановления и распоряжения Кабинета министров Туркменистана, акты министерств и других центральных органов государственного управления, постановления хякимов и решения Генгеши. Законы, вносящие поправки в Конституцию, именуются "конституционными". Они обладают приоритетом перед другими законами. Всего было принято 5 таких актов - Конституционный закон "О независимости и основах государственного устройства Туркменистана" от 27 октября 1991 г., Конституционный закон "О постоянном нейтралитете Туркменистана" от 27 декабря 1995 г., 2 конституционных закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию и Конституционный закон "Об исключительных полномочиях первого Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши" от 28 декабря 1999 г.
Правовой системе Туркменистана известен институт делегированного законодательства. Согласно ст.86 Конституции Меджлис может передать право издавать законы Президенту (с последующим утверждением их Меджлисом). Эта возможность не касается законов по вопросам принятия и изменения Конституции; уголовного и административного законодательства; судопроизводства.
Решения, принятые Халк маслахаты, являются основой для принятия нормативно-правовых актов и подлежат исполнению Президентом Туркменистана, Меджлисом Туркменистана и другими государственными органами. Однако сами по себе такие решения не являются нормативно-правовыми актами.
Согласно ст.6 Конституции Туркменистан признает приоритет общепризнанных норм международного права. Закон о нормативно-правовых актах 1996 г. не содержит упоминания о статусе международных договоров в иерархии источников права в Туркменистане. Однако Закон о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Туркменистана 1995 г. предусматривает: если законодательством Туркменистана установлены правила, отличные от тех, которые определены международными договорами, то применению подлежат положения последних.