Используя Конституцию РФ, составьте перечень вопросов, по которым предусмотрено принятие федеральных конституционных законов

3. Соотнесите конституционные права и свободы со следующими классификационными группами:

- гражданские (личные) права,

- социально-экономические права,

- политические права,

- культурные права,

- экологические права,

- естественные права,

позитивные права.

4. Составьте перечень конституционных обязанностей.

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ ( Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). / РГ. 1993. № 237.

Литература:

1. Кудинов О.А. Правоведение (основы права) М.: Ось-89, 2005. -192 с.

2. Бархатова Е.Ю. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 464 с.

3. Мухаев Р.Т. Правоведение. Учебник для неюридических вузов и факультетов. – М., 2003.- 430 С.

4. Правоведение / Под ред. М.Б. Смоленского. – Ростов н/Дону, 2003.- 416 С.

5. Мазуров А.В. Правоведение : Краткий курс лекций. - М., 2003.- 345 С.

6. Смоленский М.Б. Основы права.- Ростов н/Дону, 2002.- 327 С.

Тема 3. Основы гражданского права

Основные дидактические единицы

Обычай делового оборота

Эмансипация

Индивидуальный предприниматель

Предпринимательская деятельность

Юридическое лицо

Обязательство

Неустойка

Залог

Задаток

Удержание имущества должника

Поручительство

Банковская гарантия

Сделка

Договор

Приобретательская давность

Национализация

Реквизиция

Наследование

Завещание

Виндикационный иск

Негаторный иск

1. Раскройте сущность и содержание основных дидактических единиц

Заполните таблицу

  Состав учредителей Учредительные документы Органы управления Требования к уставному (складочному) капиталу Ответственность учредителей (участников)
Полное товарищество              
Товарищество на вере              
Общество с ограниченной ответственностью          
Общество с дополнительной ответственностью          
Открытое акционерное общество              
Закрытое акционерное общество              
Производственный кооператив              
Государственное (муниципальное) унитарное предприятие            

3. Решите задачи:

ЗАДАЧА 1.

16-летний Киселев после года работы по трудовому договору решил заняться предпринимательской деятельностью. В связи с этим обратился в орган опеки и попечительства за признанием его полностью дееспособным. Родители Киселева были против, о чем сообщили в орган опеки и попечительства.

Какое решение примет орган опеки и попечительства?

Как и в каком порядке должен быть решен вопрос о признании полностью дееспособным Киселева?

ЗАДАЧА 2.

Королевой А.Ю. был снижен брачный возраст и она вступила в зарегистрированный брак в 16 лет. Через год расторгла брак в связи с грубым отношением к ней мужа и решила вместе с годовалым сыном переменить место жительства. Для этого она продала подаренную ей дедом дачу, чтобы на новом месте купить квартиру. Узнав об этом, дедушка обратился в суд с иском о признании договора купли-продажи недействительным. Одновременно он просил назначить себя попечителем внучки и обязать её проживать по месту жительства попечителя.

Какое решение примет суд по каждому из заявленных требований?

ЗАДАЧА 3.

Алексей Сергеев, 24-х лет, проживающий отдельно от родителей, находящихся в трудоспособном возрасте, значительную часть своего заработка тратит на спиртное, после чего приходит к родителям занимать деньги на питание. Родители, желая лишить сына возможности пропивать деньги, обратились в суд с иском об ограничении его дееспособности.

Какое решение должен вынести суд? Изменилась бы ситуация, если бы родители Сергеева были нетрудоспособными и проживали с ним совместно?

ЗАДАЧА 4.

Татьяна Стриженова поехала в гости к своей сестре Ольге в другой город. Когда мать через несколько дней позвонила Ольге, то узнала, что Татьяна у неё не появлялась. Мать обратилась в органы МВД с заявлением о розыске дочери. Через 2 месяца, узнав, что розыск пока не дал результатов, мать, у которой на руках остался 10-летний сын Татьяны, обратилась в орган опеки и попечительства с заявлением о признании дочери безвестно отсутствующей, внука – оставшимся без попечения родителей и оформлении опекунства.

Как должен поступить орган опеки и попечительства?

Изменилась бы ситуация, если бы Татьяна пропала при обстоятельствах, угрожающих жизни?

ЗАДАЧА 5.

Аудиторская проверка потребительского кооператива «Сосновый бор» выявила значительные убытки по результатам хозяйственной деятельности кооператива в предыдущем году. На общем собрании кооператива был утвержден баланс кооператива и было решено не покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных паевых взносов. Один из кредиторов кооператива, узнав о принятом решении, обратился в суд с иском о ликвидации кооператива «Сосновый бор» и досрочном расторжении заключенного с ним договора строительного подряда.

Какое решение примет суд?

На кого будет возложена ответственность в случае недостаточности имущества кооператива для покрытия всех долгов кооператива?

ЗАДАЧА 6.

После смерти Гришиной А.В. 15 мая 2007 года остался жилой дом. В доме проживали её сын (Гришин Алексей), бывший супруг (Гришин Владимир). Дочь (Елена) и другой сын (Константин) проживали отдельно. После смерти Гришиной все расходы по содержанию дома взяли на себя Алексей и Владимир. В январе 2008 года Константин пришел к Алексею и сказал, что является законным собственником дома, предоставив соответствующие документы: свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом, и свидетельство о праве собственности.

Что Вы можете посоветовать остальным членам семьи в сложившейся ситуации?

ЗАДАЧА 7.

После смерти Николая дом должен был перейти по завещанию его брату Владимиру. Узнав об этом, прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетних детей Николая от первого брака Никиты и Дианы. Одновременно в процесс в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на часть наследства, вступила супруга Николая (53 лет, трудоспособная). В ходе судебного процесса выяснялось, что на иждивении Николая находилась его престарелая мать.

Кого суд признает в качестве наследников? Как должны быть распределены доли наследников?

ЗАДАЧА 9.

Иванова, являясь членом дачно-строительного кооператива, при жизни полностью выплатила свой пай в дачно-строительном кооперативе. Как до, так и после её смерти дети Ивановой (Павлова, Куликова, Иванов) пользовались дачей и земельным участком. Затем Иванов был принят в члены кооператива, после чего стал препятствовать Павловой и Куликовой в пользовании дачей и земельным участком. Тогда сестры обратились в суд с иском к своему брату о признании за каждой из сторон права собственности на 1/3 дачи в ДСК. Возражая на иск, Иванов заявил, что собственником дачи является кооператив, и общее собрание вправе распорядиться этим помещением. Он был принят в члены кооператива и к нему перешло права пользования дачей.

Какое решение должен принять суд?

Нормативные акты:

1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51- ФЗ / СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Часть 2 от 26 января 1996 г. № 14- ФЗ / СЗ РФ. 1996. № 5. Ст.410; Ч. 3 от 26 ноября 2001г. № 146- ФЗ/ СЗ РФ 2001. № 49 ст. 4552; Часть 3 от 26 ноября 2001 года // СЗ РФ. 2001. № 49. ст. 4552.

Литература:

1. Гражданское право. Учебник. Ч.1/ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М., 1996.- 575 с.

2. Борисов А.Б. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации: Части 1,2,3.- М., 2002.- 1075 с.

3. Кудинов О.А. Правоведение (основы права) М.: Ось-89, 2005. -192 с.

4. Бархатова Е.Ю. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 464 с.

5. Мухаев Р.Т. Правоведение. Учебник для неюридических вузов и факультетов. – М., 2003.- 430 с.

6. Правоведение / Под ред. М.Б. Смоленского. – Ростов н/Дону, 2003.- 416 с.

7. Мазуров А.В. Правоведение : Краткий курс лекций. - М., 2003.- 345 с.

8. Смоленский М.Б. Основы права.- Ростов н/Дону, 2002.- 327 с.

Тема 4. Основы семейного права

Основные дидактические единицы

Семья

Брак

Фиктивный брак

Недействительный брак

Алименты

Брачный договор

1. Раскройте сущность и содержание основных дидактических единиц

2. Решите задачи:

ЗАДАЧА 1.

Зинаида Зонтикова после расторжения брака с Алексеем Басовым подала в суд иск с требованием о разделе общего имущества супругой. В заявлении она просила суд не включать в общее имущество супругов компьютер и видеотехнику, подаренную супругами их несовершеннолетней дочери Соне в дни ее рождения, когда ей исполнилось 16 и 17 лет, а также денежный вклад в размере 20 000 рублей, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя Сони.

13 ходе судебного разбирательства Алексей Басов заявил, что компьютер и видеотехника куплены не только для удовлетворения потребностей Сони. Компьютером пользовалась исключительно Зинаида Зонтикова. видеотехникой пользовалась вся семья. Вклад уже давно не принадлежит Соне, так как им несколько раз пользовалась Зинаида Зонтикова, снимая с него деньги и для удовлетворения своих нужд.

1. Чье заявление правомерно — Зинаиды Зонтиковой или Алексея Басова?

2. Будет ли вклад, положенный на имя Сони принадлежать ей в случае, если с него снимались деньги Зинаидой Зонтиковой?

3. Какое решение должен принять суд?

ЗАДАЧА 2.

Учредитель коммерческого банка «Рассвет» Григорий Гаврилов успешно вел свои дела, получал значительную прибыль от своей деятельности, содержал свою семью в достатке, но бывал дома мало, поздно возвращался домой. Жена Анастасия жаловалась на то, что ей скучно одной дома, что ее подруги ездят на заграничные курорты, красиво и дорого одеваются. На эти жалобы Григорий не обращал внимание. Анастасия обижалась на то, что онмало ей уделяет внимание, бывает в ресторанах с другими женщинами, а ее не приглашает. На что Григорий отвечал, что эти женщины нужны ему по делу. От хорошего отношения с ними зависит его успехи по службе и соответственно их семейное благополучие.

От одиночества Анастасия завела флирт с соседом по дому и была вскоре уличена своим мужем. Григорий увидел ее днем заходящей в ресторан с мужчиной, когда проезжал мимо па автомобиле Вечером онсказал об этом Анастасии. Произошел скандал со слезами и укорами со стороны жены. Григорий заметил жене, что онсвоими действиями стремиться создать благополучие в доме, а Анастасия разрушаем семью, вбивая клин между ними. Он требовал от нее прекратить встречи с другим мужчиной и заняться каким-либо делом: повысить свои знания в английском языке и стать экскурсоводом по городу, либо освоить работу на компьютере и брать работу на дом.

1. Правомерными ли способами Григорий Гаврилов стремился содействовать благополучию и укреплению семьи?

2. Правомерно ли обвинение Григория Гаврилова Анастасии в том, что она своими действиями не укрепляет семью, а ведет к ее разрушению?

3. Что подразумевает законодатель, утверждая, что «супруги должны содействовать благополучию и укреплению семьи»?

ЗАДАЧА 3.

12-летнего Сашу Дубинина неоднократно задерживала милиция за вымогательство. Он состоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Саша уже год как бросил школу, так как его родители Валентина и Василий Дубинины, работавшие дворниками, постоянно устраивали на дому попойки, а от Саши требовали, чтобы он бросил школу, так как «профессора из него не выйдет», и приносил бы домой деньги. Видя, что обстановка в семье Дубининых действует отрицательно на Сашу, комиссия по делам несовершеннолетних подала заявление в суд с требованиями о возбуждении дела о лишении родительских прав Валентины и Василия Дубининых. При рассмотрении данного дела в суде выяснилось, чтосупруги Дубинины страдают хроническим алкоголизмом, уклоняются от выполнения обязанностей родителей но отношению к своему сыну Саше и, требуя от него денег, злоупотребляют своими родительскими правами.

1. Кто вправе, кроме комиссии по делам несовершеннолетних, в данном случае подать заявление в суд с требованием возбудить дело о лишении родительских прав супругов Дубининых по отношению к их сыну Саше?

2. Кто должен участвовать в суде при рассмотрении дела о лишении родительских прав супругов Дубининых?

3. Должен ли рассматриваться вопрос о взыскании алиментов с родителей Саши его пользу при рассмотрении в суде дела о лишении их родительских прав?

4. Вправе ли суд при рассмотрении данного дела о лишении родительских прав супругов Дубининых усмотреть в их действиях признаки уголовно наказуемого деяния по отношению к Саше. Что суд обязан в том случае сделать?

5. В какой орган и в течение, какого срока со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав супругов Дубининых суд обязан направить выписку из этого решения?

ЗАДАЧА 4.

Штурман атомной подводной лодки Николай Невельской предложил Анне Андроновой стать его женой. Свадьба была назначена на день регистрации брака. За 15 дней до заключения брака и свадьбы, командир атомной подлодки, где служил Николай, получил приказ от командования через два дня выйти на длительное дежурство в Атлантический океан. Узнав об этом, Николай и Анна вынуждены были отменить свадьбу и попросить орган загса зарегистрировать их брак раньше установленною срока в связи с уходом Николая в длительное плавание.

1. Вправе ли орган загса произвести заключение брака Николая и Анны по истечении установленного законом срока?

2. Имеется ли основание у Николая и Анны для того, чтобы просить орган загса зарегистрировать их брак до истечения назначенного срока?

ЗАДАЧА 5.

Никита Новиков и Лидия Лавандова несколько лет жили в незарегистрированном браке, у них был трехлетний сын Лева, который носил фамилию и отчество Никиты Новикова. Лидия была домохозяйкой и воспитывала сына, а Никита — индивидуальным предпринимателем. Он постоянно находился в разъездах по торговым делам. Однажды, когда он ехал по Минскому шоссе, произошла сильная авария. Никита в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Когда он пришел в себя, топросил срочно сообщить, где он находится. Никита попросил ее написать заявление в орган загса с просьбой немедленно зарегистрировать их брак и изложить мотивы, побудившие их к немедленному заключению брака. Это заявление, подписанное ею и Никитой, подпись которого заверил главный врач больницы, Лидия отвезла в загс.

1. Вправе ли орган загса по заявлению Никиты и Лидии зарегистрировать их брак в день подачи заявления?

2. Что может служить основанием для регистрации брака Никиты и Лидии в день подачи их заявления в орган загса?

3. Может ли быть зарегистрирован брак Лидии и Никиты при отсутствии последнею в органе загса в момент регистрации брака?

4. Обязательно ли нужно было главному врачу больницы заверять подпись Никиты?

ЗАДАЧА 6.

Евгения Елагина предъявила в суд иск к бывшему мужу Георгию Журкину о разделе дачного дома и земельного участка. Бывший муж возражал. Он объяснил, что земельный участок и дом, построенный на нем, перешли к нему по наследству от умершей матери. Однако Евгения настаивала на своем требовании, мотивируя его тем, что дом после смерти матери Георгия был улучшен: отремонтирован потолок, настлан пол из новых досок, заменены оконные рамы, достроены мансарда и две комнаты с балконом, подведен водопровод, а на земельном участке посажены яблони, вишни, сливы и значительно обновлены посадки ягодных кустарников. Во все эти изменения вложены ее личный труд и значительные денежные средства заработанные ею.

1. Правомерно ли требование Евгении о разделе земельного участка и дома, построенного на нем, принадлежащих Георгию, но подвергшегося модификации с личным участием и вложением денежных средств истицы?

2. Возможно ли признать земельный участок и дом совместной собственностью супругов при условиях, указанных в задаче?

3. Какое решение должен принять суд?

ЗАДАЧА 7.

Ярослав Комаров, собственник приватизированной двухкомнатной квартиры, после смерти жены Ирины остался один с девятилетним сыном Григорием. Он тяжело переживал смерть жены и пристрастился к крепким алкогольным напиткам. Через полгода он стал хроническим алкоголиком. Мать умершей Ирины Анна Яблочкина, часто навещавшая Григория, видела, что отец не может больше заботиться о нем. Она забрала Григория к себе и подала в суд иск о лишении Ярослава родительских прав. Суд удовлетворил иск Анны Яблочкиной, а орган опеки и попечительства назначил ее опекуном Григория. Через полгода после этого суда Ярослав умер от белой горячки.

1. Какие права, основанные на факте родства с Григорием, потерял отец в результате лишения его родительских прав?

2. Обязан ли был Ярослав содержать Григория после лишения родительских прав по отношению к нему?

3. В каком порядке и соответствии, с какими статьями СК РФ суд должен был решать вопрос о дальнейшем совместном проживании Григория с Ярославом, лишенным родительских прав?

4. Сохранилось ли за Григорием право на получение наследства (двухкомнатной квартиры) умершего Ярослава, лишенного

5. На каком основании орган опеки и попечительства назначил Анну Яблочкину опекуном Григория?

6. Возможно ли в данном случае усыновление Григория? Если да, то, в каком случае усыновление будет возможным?

ЗАДАЧА 8.

Лидия Липатова добилась в 1995 году объявления судом умершим своего мужа Олега, не подававшего о себе известий более шести лет. Получив копию решения суда, она посчитала себя вдовой на основании этого решения и не зарегистрировала прекращение брака в органе загса.

В 1996 Лидия Липатова вышла замуж за Сергея Соловьева, а в 1997 объявился ее первый муж Олег и заявил свои супружеские права. К этому времени Лидия была на втором месяце беременности. Олег добился отмены судебного решения об объявлении его умершим. Это решение он отнес в орган загса и там уже узнал, что он еще состоит в законном браке со своей женой.

1. Обязана ли была Лидия зарегистрировать в органе загса прекращение своего брака с Олегом на основании решения суда?

2. Должен ли быть признан недействительным второй брак Лидии?

3. Какова должна быть судьба ребенка, после его рождения в случае признания второго брака недействительным?

4. Какие действия должна предпринять Лилия для того, чтобы продолжить жизнь вместе с отцом будущего ребенка?

ЗАДАЧА 9.

1 апреля 2005 года Петров В.А. (70 лет) вступил в брак с Семеновой К.Г. (21 год). В ходе совместной жизни выяснилось, что Семенова вступила в брак с Петровым не с целью создания семьи, а с целью прописаться в его неприватизированной квартире. Об этом Петров узнал от своих соседей Ивановых, что подтвердила и сама Семенова.

Что Вы можете посоветовать Петрову в сложившейся ситуации?

Нормативные акты:

1.Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 222- ФЗ / СЗ РФ 1996. №1. Ст.1.

Литература:

1. Грудцына Л.Ю. Семейное право. Вопросы. Примеры. Рекомендации. – М.: "Бератор", 2004. – 457 с.

2. Кудинов О.А. Правоведение (основы права) М.: Ось-89, 2005. -192 с.

3. Бархатова Е.Ю. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 464 с.

4. Мухаев Р.Т. Правоведение. Учебник для неюридических вузов и факультетов. – М., 2003.- 430 с.

5. Правоведение / Под ред. М.Б. Смоленского. – Ростов н/Дону, 2003.- 416 с.

6. Мазуров А.В. Правоведение : Краткий курс лекций. - М., 2003.- 345 с.

7. Смоленский М.Б. Основы права.- Ростов н/Дону, 2002.- 327 с.

Наши рекомендации