Парламент в системе органов государства в зарубежных странах. Классификация парламентов
Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры и т. д.В парламентской республике и парламентской монархии выборный представительный орган государственной власти, олицетворяя народный суверенитет, формирует и контролирует правительство. В президентской (полупрезидентской) республике и дуалистической монархии он делит власть с главой государства, который сам формирует и контролирует правительство.Парламент состоит из двух палат. Палаты парламента имеют разные названия, но их принято называть нижней и верхней. Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Конституция (закон) может фиксировать точную численность палат, может устанавливать предел численности, может устанавливать подвижную численность, указывая, от какого числа жителей или избирателей избирается один депутат. С изменением численности населения изменяется и число депутатов. Обычно нижняя палата в два раза, а то и больше многочисленнее верхней. Лишь в Великобритании до 1999 г. было иное соотношение: более 1200 пэров в верхней палате (Палате лордов) и 659 членов – в Палате общин.Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами и избираются обычно на 4–5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных выборов, народными представителями. Часть членов может избираться косвенными выборами (Бутан, Свазиленд и др.). Члены верхней палаты называются сенаторами.В состав парламента иногда входят также их заместители, а в единичных федеративных государствах – делегаты от территорий, владений, федерального округа, ассоциированных штатов (государств), не являющихся субъектами федерации (США). Порядок занятия ими места в парламенте и их правовое положение неодинаковы.Верхняя палата формируется различными способами: путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Часть сенаторов может избираться по мажоритарной, а часть – по пропорциональной системе (например, Италия). В Бельгии часть сенаторов избирается прямыми выборами, часть назначается, часть избирается косвенными выборами – провинциальными советами.Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком. К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы избираются на более длительный срок и палата обновляется по частям (в США на шесть лет с обновлением на 1/3 через два года, во Франции на девять лет с обновлением на 1/3 через три года). Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя (Италия, Польша и др.).Парламенты включают в себя руководящие органы – председателя (спикера), заместителя председателя (вице-спикера), президиум, бюро. Для выполнения полномочий создаются парламентские комиссии, комитеты, а из членов одной партии или партийного блока – парламентские фракции, депутатские группы.Парламент сам вправе определять свою компетенцию путем принятия законов и даже конституции. Он издает основополагающие акты о компетенции органов исполнительной и судебной власти, а в федеративных государствах устанавливает основы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации, разграничивая сферы их ведения. Парламент – орган народного представительства и высший законодательный орган страны.
В западных демократиях понятие «парламент» связано с концепцией разделения властей и представительного правления. Оценка того или иного законодательного органа производится по нескольким параметрам: порядку формирования, полномочиям, характеру взаимоотношений с другими органами.
Для того чтобы орган мог считаться парламентом, он должен:
1) формироваться путем демократических выборов, обеспечивающих «справедливое» представительство избирательного корпуса;
2) его депутаты не должны быть связаны императивным мандатом;
3) обладать определенной автономией в системе органов государства, с тем чтобы свободно осуществлять законодательную функцию (разделение властей);
4) реализовать свои полномочия самостоятельно, а не путем передачи другим органам;
5) парламентарии должны быть профессиональными политиками и работать на постоянной основе.
Парламенты в качестве своих самых крупных структурных единиц могут иметь одну, две и более палат.
При однопалатной системе депутаты организационно не разделены, что делает однопалатный парламент (при прочих равных условиях) более мобильным, чем двухпалатный (Болгария, Дания, Финляндия).
Две палаты создаются для представительства:
1) интересов аристократии (Палата лордов Великобритании, сильно реформированная);
2) политико-территориальных единиц (Польша, Испания, Япония).
В федерациях, как правило (США, ФРГ, Германия и др.), двухпалатные парламенты.
Более двух палат формируется обычно для реализации какой-либо политической концепции конкретного государства (т. е. она не является общераспространенной, а прямо продиктована ситуацией и может быть понята только в определенном историческом контексте) (в Югославии для реализации концепции социалистического самоуправляющегося общества, в котором каждый индивид выступал в нескольких «ипостасях» (как член политической организации, как работник, как член местного сообщества), каждая из них должна была реализовываться в представительстве, был создан шестипалатный парламент).
Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах (Бахрейне, Катаре и др.). Иногда они принимают законы одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законов.
Парламент имеет свои внутренние органы. Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в КНР). Председатель однопалатного парламента, имеет одного или нескольких заместителей; президиум сессии или бюро избирает председательствующего – иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. В Швеции председатели и вице-председатели палат избираются только на одно заседание. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. На совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената).