Политический строй. Внутренняя и внешняя политика русских князей

Большинство историков считает Древнерусское государст­во раннефеодальным, в котором характерные черты феодализма еще не получили полного развития и существуют многие показа­тели, свойственные ранним формациям. В Древнерусском госу­дарстве переплетались институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной.

Главой государства был киевский князь,которому подчи­нялись владетели других княжеств. Он был законодателем, пред­водителем войска, верховным судьей, управлял при помощи сове­та из других князей и дружинников, составлявших боярскую думу, состоящую из наиболее уважаемых старших дружинников.

Дружинаделилась на старшую (в нее входили бояре, му­жи) и младшую (членами ее были гриди, отроки, детские), с кото­рой князь советовался по всем вопросам. Княжеские дружинники осуществляли суд, сбор дани и судебных пошлин. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников станови­лась земельными собственниками, ведущими свое хозяйство тру­дом закабаляемых крестьян. Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины и делившая между собой дань, представляла формирую­щийся класс феодалов.

Власть князя была ограничена и элементами сохранивше­гося народного самоуправления. Народное собрание - вече- ак­тивно действовало в ГХ - Хпзв. и даже позднее, оно имело сильные позиции в Новгороде и ряде других городов.

В течение ГХ - ХI вв. под властью киевских князей закон­чилось объединение восточнославянских земель, в ряде которых местная знать оказывала значительное сопротивление, подавляе­мое вооруженным путем.

В укреплении Древнерусского государства важную роль играли правовые нормы.Наиболее ранними памятниками древ­нерусского права являются договоры киевских князей с Византий­ской империей (911, 944, 971 гг.), содержащие ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных.

Древнейший свод Руси представлен «Русской Правдой», под общим названием которой известны три памятника: «Краткая Правда», наиболее древняя, «Пространная Правда» (2-я половинаХ11 в.) и «Сокращенная Правда», основанная на некоторых, не до­шедших до нас законодательных актах более древнего периода. «Русская Правда» представляет собой первое собрание обычаев, княжеских законов и приговоров, в котором говорится о мести за убийство, о наказании за побои и оскорбления, за кражу. Суд вер­шил сам князь, а там, где его не было, - наместник. Местом разби­рательства был княжеский двор, или князь чинил суд во время объезда своего княжества.

Помимо княжеского гражданского права существовали и памятники церковного права,определявшие долю церкви в кня­жеских доходах («десятина») и ряд тех преступлений, которые не рассматривались княжеским судом и передавались церковному. К ним относились семейные преступления, колдовство, богохульст­во (например, нанесение надписей на стенах церкви или ввод со­бак в церковь). Все эти уставы укрепляли политические позиции церкви.

Христианство и церковь.Важнейшим итогом русско-византийских отношений в Х веке было принятие Русью христи­анства. До этого времени господствующей религией оставалось христианство. Старая дохристианская религия, языческая религия славян, с возникновением государства пришла в противоречие с новыми условиями общественной жизни и не могла выполнять главную функцию религии нового общества - освящать и укреп­лять существующий общественный порядок. С развитием общест­венной жизни и социальной структуры общества, с образованием неоднородного государства, язычество, как религиозная система, не могла идеологически обосновать происходящие перемены и объединить общество: власть и общество приобрели раннефео­дальный характер, а духовные отношения оставались родоплемен-ными.

«Повесть временных лет» уделяет особое внимание исто­рии принятия христианства. 988 год стал общепринятой датой принятия новой религии, когда князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и, под страхом наказаний, заставил креститься киевлян и всех русских. Властные структуры Руси получили в христианской религии мощное идеологическое средство, а в лице христианской церкви - новую политическую организацию, осуще­ствляющую задачи божественного освящения существующего строя.

Приняв христианство, Древнерусское государство укрепи­ло экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляцию от внешнего мира, вызванную вероисповедальными различиями, и на основе христианских ценностей начала развиваться культурная и духовная жизнь страны.

Главой церкви на Руси являлся митрополит, подчинявший­ся константинопольскому патриарху. Киевская митрополия была разделена на Новгородскую, Полоцкую, Ростовскую и другие епархии. Митрополит и епископы владели землями, городами и селами. На содержание церкви князья давали «десятину», т. е. де­сятую часть своих оброков и даней.

Внешняя политика Руси.Внешняя политика Руси. Борьба с кочевниками в течение нескольких столетий была основной внешнеполитической задачей Древней Руси. На степной границе приходилось держать значительные военные силы. Организация обороны южной границы в общегосударственном масштабе спо­собствовала укреплению власти великих киевских князей, подни­мала значение Киева как центра борьбы с кочевниками.

Древнерусское государство было одной из крупнейших ев­ропейских держав, находилось в тесных политических, экономи­ческих, культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.

Социальное, политическое и культурное развитие Руси происходило в тесном взаимодействии со своим ближайшим сосе­дом - Византией. Русско-византийские отношения РХ - ХI вв. -это сложный комплекс всесторонних связей, острых военных столкновений. Византия была удобным источником военной до­бычи для славянских князей и дружин. Византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в При­черноморье, а затем превратить Русь в зависимое от нее государ­ство особенно при помощи христианизации.

В период своего наивысшего расцвета, при Ярославе Му­дром (1031-1060 гг.) Древнерусское государство завязывает связи со многими странами Европы, возрастает его международный ав­торитет. Это положение Руси нашло отражение в династических связях русских князей. Сам князь был женат на дочери шведского короля. Одна из его дочерей - Анна - стала королевой Франции, две другие дочери королевами Венгрии и Норвегии.

До Х1 в. сохранились сведения об отношениях отдельных земель Руси с варягами (разноязычными дружинами из северных стран). Основой связи Руси со странами Северной Европы остава­лись торгово-поморские отношения и служба скандинавских ви­кингов при русском дворе. Русь и страны Северной Европы могли иметь общие международные интересы в:

- поддержке торговли на Балтике;

- защите своих прав в Византии;

- охране торговых путей к арабам и др.

Что касается Руси и стран Западной Европы, то «Повесть временных лет» дает ясное представление об Италии, перечисляя ее жителей: римляне, венецианцы, генуэзцы, итальянцы в широ­ком смысле слова - древние римляне, волхва.

После установления государственных договорных отно­шений с Византией русские отряды, а затем и наемный корпус участвовали в антиарабских войнах Х в. на Крите и Сицилии, а также действовали в южной Италии - в Апулии и Калабрии про­тив норманнов.

Русские князья открыто ставили политические интересы выше церковных, вступая в широкие экономические, политиче­ские контакты с католическими державами, используя в своих це­лях иноземную служилую знать.

Установились связи и с крестоносцами, осевшими в Пе­редней Азии, куда при поддержке иерусалимского короля Болдуи­на 1 ездил русский игумен Даниил.

Русско-французские отношения усилились при Ярославе Мудром, когда французский король Генрих I женился на дочери великого князя. Финансовая и моральная поддержка со стороны Руси могла пригодиться королю в тяжелой борьбе за единство Франции.

Название Руси на английских картах появляется в середине ХШ в. Саги сохранили традицию, согласно которой некоторые скандинавы служили и воевали как в Англии, так и на Руси.

Знакомство арабов с Русью определялось ее международ­ным положением. В течение полутора столетий славянская гвар­дия (Х - середина ХI вв.) играла заметную роль в истории борьбы за независимость арабского государства Египта. В Каире была из­вестна Славянская улица, в Палермо еще в 70-х гг. Х в. при арабах существовал Славянский квартал. Русские, посещавшие Алексан­дрию, Каир или Сицилию, могли найти этнически близкую среду.

Важнейшими международными событиями, как известно, были крестовые походы, которые касались и Руси. Так, во время 1-го крестового похода (1096-1099 гг.) Русь отозвала свой военный корпус из Византии. В Иерусалиме после завоевания его латиня­нами существовал русский монастырь. Король Болдуин тепло принял побывавшего здесь в составе большой русской дружины черниговского игумена Даниила. Во 2-м крестовом походе (1147­1149 гг.) русское войско вместе с поляками осуществило поход в сторону прибалтийского Поморья, но в то же время Русь была свя­зана и с другими участниками похода - через ее территорию в 1148 г. Возвращался чешский король Владислав II. В 3-м кресто­вом походе (1189-1192 гг.) Русь не принимала участия, а летописи отметили падение Иерусалима в 1187 году. 4-й крестовый поход (1203-1204 гг.), как и 2-й, был обращен в Переднюю Азию и При­балтику, а сама Русь с подвластными ей землями (неславянскими), стала его целью. На этот раз ей надо было думать не о походах на мусульман-арабов или на язычников Прибалтики и Причерномо­рья, а о защите своих владений и независимости.

Древняя Русь сыграла огромную роль в формировании по­литической карты Европы, так как:

- она участвовала в борьбе народов против арабского, ви­зантийского и германского владычества;

- приняла на себя главный удар тюркских кочевников;

- победа Руси, русского народа в борьбе с крестовым похо­дом шести стран, совпавшим с монгольским нашествием стала поворотным пунктом в исторических судьбах Европы.

Наши рекомендации