Политический режим и его формы
Политический режим– методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Политический режим – совокупность способов, методов осуществления гос-ной власти в обществе. Характеризует связь гос-ва с обществом.
Признаки:
1. ПР зависит от методов осуществления власти (убеждение, законность, парламентаризм → демократия).
2. ПР определяется соотношением политических сил (устойчивый баланс политических сил → стабильный ПР).
Виды:
В зависимости от механизма осуществления власти:
а) Демократический режим(или открытый политический режим) - единственным источником власти признаётся народ. Характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости, идеологическое многообразие, многопартийность, разделение властей, рыночные отношения.
б) Недемократический(или закрытый политический режим) - характерно ущемление прав человека, власть не формируется и не контролируется народом.
i) Авторитарный - политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. Характерны: высокая централизация власти, огосударствление многих сторон общественной жизни, командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти, отчуждение народа от власти, недопущение реальной политической оппозиции, ограничение свободы печати.
(1) Военный режим- основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц (страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция). Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей..
(2) Партийный режим - осуществление монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их сплоченными политическими «командами» (Белоруссия).
(3) Корпоративный режим - власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Данные группировки используют прерогативы официальных органов для защиты своих интересов. Государственные институты, обладающие формальными правами, не могут противостоять этим группам. Корпоративное перераспределение ресурсов, как правило, исключает политические партии и другие специализированные группы интересов из процесса принятия решений.
(4) Национальный режим - возникает в результате доминирования в элитарной группировке национальной или этнической группы (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Они еще не обрели законченности, но уже явно демонстрируют стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения, этнизировать органы государственной власти, представить активность инонациональных групп населения как политическую оппозицию. В этих странах проводится негласная политика вытеснения иностранных национальных групп. В то же время в ряде стран отдельные круги оппозиции (в основном конкуренты в этнически господствующей среде) скатываются к применению методов политического террора.
(5) Режим личной власти- главным источником авторитета выступает индивидуальный лидер и власть и доступ к власти зависят от доступа к лидеру, близости к нему, зависимости от него (Индия при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при Чаушеску). Такой лидер может либо проводить относительно самостоятельный политический курс, опираясь на собственную харизму, либо обслуживать интересы своих сторонников. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со стороны оппозиции.
(6) Теократический режим - форма осуществления власти, при которой высшая государственная власть принадлежит духовенству или главе церкви. Теократические режимы, характеризующиеся концентрацией реальной власти в руках духовенства или религиозного лидера (даже при возможном существовании представительных органов власти и президента как главы государства) и базирующиеся на отождествлении религиозной веры и политического доверия людей, авторитарны по своей сути (Иран, Афганистан, Ватикан).
ii) Тоталитарный - политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля.
(1) «Правый» тоталитаризм - идея национального или расово-этнического превосходства одного народа над другим, сохраняется рыночная экономика, институт собственности, опирается на механизмы экономического саморегулирования. Представлена 2 формами:
(а) итальянский фашизм. Основная идея возрождение былого могущества Римской империи.
(б) германский национал-социализм. Основная идея превосходство арийской рассы.
(2) «Левый» тоталитаризм- опирается на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует (СССР, Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам, Куба).