Тема 7. Конституционные основы административного процесса
Вопросы:
1. Конституция России и административно-процессуальное законодательство.
2. Конституционно-правовые проблемы административного процесса.
1. Конституция России и административно-процессуальное
законодательство.
Прежде всего, отметим, что такая категория как «административно-процессуальное законодательство» имеет конституционное основание – п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Это обстоятельство неизбежно приводит к осознанию его особого значения в регулировании общественных отношений и статуса в системе российского права.
В соответствии с указанным конституционным положением административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Это положение означает, что в этой сфере регулирование осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ) актами субъектов РФ, которые не должны противоречить федеральным законам (ч. 5 ст. 76). В связи с этим, логично предположить, что сдерживание развития федерального административно-процессуального законодательства самым негативным образом сказывается на состоянии управленческих отношений, значительную долю в которых занимает региональный аспект, осуществлении намеченных широких преобразований, неразрывно связанных с функционированием административного аппарата по всей России.
Конституция Российской Федерации – свод высших по юридической силе норм-гарантий административно-процессуального статуса субъектов права*. По смыслу ст. 2 Конституции РФ административно-процессуальные права человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством (юридическая конструкция ряда конституционных положений ясно указывает на защищенность в этом плане и юридических лиц).
_________________________
* Например, человека: ч. 2 ст. 24 – ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы; ч. 2 ст. 26 – пользования родным языком и свободного выбора языка общения; ч. 3 ст. 35 – предварительного возмещения при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд; ч. 2 ст. 50 – непризнания правосудием доказательств, полученных с нарушением федерального закона; ст. 51 – освобождения от обязанности давать свидетельские показания в предусмотренных федеральным законом случаях; ст. 53 – возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 56 – особых, предусмотренных федеральным законодательством, оснований и порядка для ограничения прав и свобод и др.
Ряд соответствующих конституционных гарантий логически раскрывается из приведенного основополагающего конституционного посыла, который вместе с иными нормами являются гарантиями общего действия, т.к. распространяются не только на административно-процессуальные отношения. Их выделение обусловлено процедурным характером реализации прав и осуществления связанных с ними обязанностей. В частности, гарантией свободы и личной неприкосновенности от административного произвола (гарантией законности процессуальных действий) являются положения ч. 2 ст. 22 Конституции РФ об обязательности вынесения судебного решения по поводу ареста, заключения под стражу и содержания под стражей, что предполагает установление определенной процедуры, а также об ограничении срока административного задержания*. Наконец, для всех субъектов права имеет значение (общезначима) гарантия интегрирования в мировые правоотношения (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), в т.ч. административно-процессуального характера.
Принципы административного процесса, как исходные установки для определения особенностей, специфики, назначения административно-процессуальной деятельности, закрепленные в нормах права (только в этом случае принцип приобретает правовой характер) также основаны на конституционных положениях (табл. 8).
Например, принцип законности административного процесса, с точки зрения соответствия процедурных норм актам высшей юридической силы, выводится в т.ч. из следующего положения, закрепленного в ч. 2 ст. 1.1 «Законодательство об административных правонарушениях» КоАП РФ:
«Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора».
Данное положение основано на нормах ч. 2 ст. 4, а также ч. 1 и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
С точки зрения законности действий уполномоченных лиц, которые обязаны строго руководствоваться административно-процессуальными нормами, этот принцип раскрывается, прежде всего, в нормах ст. 1.6 «Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением» КоАП РФ:
«1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
_________________________
* Отметим, что это единственная конституционная норма, которая содержит указание на процессуальный срок. При этом срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ).
Таблица 8. Конституционные основания принципов