Эффективность отправительской маршрутизации
Определение эффективности маршрутов с мест погрузки заключается в установлении маршрутных назначений, обеспечивающих наибольшую экономию по сравнению с немаршрутными перевозками. Чтобы определенное назначение можно было включить в план отправительской маршрутизации, оно должно удовлетворять следующим необходимым условиям:
– суммарный суточный объем погрузки по всем грузам всех грузоотправителей, участвующих в организации отправительских маршрутов рассматриваемого назначения, должен быть не менее нормы длины состава маршрута ;
– суммарная выгрузочная способность за сутки у всех получателей по всем грузам, включаемым в рассматриваемые маршруты, должна быть не менее нормы длины состава маршрута ;
– межу станцией погрузки маршрута и станцией его назначения должна быть хоть одна техническая станция, на которой по плану формирования предусмотрена переработка вагонопотока данного назначения. Если маршрут формируют или расформировывают на подъездных путях предприятий, от этой работы освобождается станция примыкания.
Если необходимые условия соблюдаются, назначение проверяется по достаточному условию: дополнительные затраты на организацию маршрутов по сравнению с немаршрутизированным отправлением на станции погрузки и на станции выгрузки (если маршруты прямые) не должны превышать экономии в пути следования по каждому назначению с мощностью вагонопотока N: + ≤ .
Элементы приведенного неравенства можно выражать:
– в денежных единицах, используя расходные ставки 1 вагоно-часа, 1 маневрового локомотиво-часа и 1 бригадо-часа. При этом в расходной ставке 1 вагоно-часа учитывается стоимость грузов, а также стоимость и расходы на ремонт тех вагонов, которые используются для их перевозок;
– в приведенных вагоно-часах, когда все виды затрат с помощью соответствующих экономических эквивалентов приводят к вагоно-часам;
– в натуральных вагоно-часах, когда учитывают только затраты (и экономию) на простои вагонов и их переработку на станциях в пути следования.
Для расчетов суммарной экономии в пути следования маршрутов используют три критерия:
– экономию денежных средств
где – суммарная экономия приведенных часов при следовании маршрута без переработки через сортировочные, участковые и грузовые станции; – соответственно экономия времени на участках погрузки и выгрузки промежуточных станций, r; N – маршрутизируемый вагонопоток; , – расходная ставка одного груженого вагоно-часа соответственно для вагона с данным родом груза и средняя для всех вагонов; – сумма эквивалентов переработки вагонов и экономия локомотиво–часов и бригадо-часов, приведенных к стоимости 1 вагоно-часа на всех станциях, проходимых маршрутом без переработки.
– экономию приведенных вагоно-часов
где – общая приведенная экономия вагоно-часов на один вагон при пропуске через станцию без переработки:
;
– экономию натуральных вагоно-часов
.
Затраты, связанные с маршрутизацией, на станции погрузки определяют в зависимости от условий образования маршрута:
– при погрузке однородных грузов;
– при погрузке разнородных грузов;
– при погрузке разнородных грузов с накоплением вагонов и их централизованной заадресовкой;
– с накоплением загруженных и заадресованных по назначениям вагонов.
На станции выгрузки
при следовании маршрута без переработки через сортировочные, участковые и грузовые станции; – соответственно экономия времени на участках погрузки и выгрузки промежуточных станций, r; N – маршрутизируемый вагонопоток; , – расходная ставка одного груженого вагоно-часа соответственно для вагона с данным родом груза и средняя для всех вагонов; – сумма эквивалентов переработки вагонов и экономия локомотиво–часов и бригадо-часов, приведенных к стоимости 1 вагоно-часа на всех станциях, проходимых маршрутом без переработки.
отправленных за отчетный период в маршрутах в целом и по родам грузов в среднем в сутки;