Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60-70-х гг. 19в. Царствование Александра II (1855 – 1881 гг.)
Новый император понимал, что главной задачей для России является отмена крепостного права. Главные причины этого быть следующие:
- крепостное право сдерживало развитие промышленности России;
- труд крепостных крестьян был крайне неэффективен;
- крепостничество явилось одной из главных причин поражения России в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России;
- рост числа крепостных волнений создавал угрозу социального взрыва;
-крепостное право, как форма рабства, осуждалось всеми слоями русского общества.
Первые годы царствования Александра II были отмечены либеральными действиями власти.
Была объявлена амнистия политических заключенных, ослаблена цензура, разрешен свободный выезд заграницу.
Подготовка реформ началась сразу же после окончания Крымской войны. В 1857 г.был образован «Секретный комитет», который негласно начал разрабатывать план освобождения крестьян. Уже в ноябре 1857 г. Александр II дал указание губернаторам учредить губернские комитеты для подготовки проектов по освобождению крестьян. Таким образом, реформа стала разрабатываться в обстановке гласности.
Летом 1859г. проект «Положений о крестьянах» был подготовлен. 19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положения о реформе» и «Манифест об отмене крепостного права». В печати эти документы были опубликованы 5 марта 1861 г.
По манифесту крестьяне сразу получали личную свободу.
Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и н независимость от помещиков. Крестьяне получали гражданские свободы (могли приобретать имущество и распоряжаться им, заниматься торговлей, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия и т.д.). Но крестьяне получили неполные гражданские права; они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, не были отменены телесные наказания для крестьян. Вводилось выборное крестьянское самоуправление.
Реформа 1861 г. регулировала и земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую. Крестьяне были освобождены с землей, но за выкуп. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина (норма надела – от 3 до 12 десятин). Территория России делилась на черноземную, нечерноземную и степную. В Нечерноземье помещик имел право сохранить за собой 1/3 часть земли, а в Черноземье – ½ часть. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалась законом 1861 г., то часть земли отбиралась у них в пользу помещиков (это называлось отрезками). Крестьяне средней полосы потеряли на отрезках 20%, а в черноземной – 40% земли.
Лес и другие угодья сохранялись в собственности помещика.
Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить надел у помещика. Порядок выплаты был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами (до 1906г. крестьяне выплатили 3 млрд. рублей –при стоимости 500 млн. рублей).
После опубликования документов о реформе, крестьяне должны были еще два года оставаться в подчинении у помещиков.
Очевидно, что земельные положения реформы практически полностью отвечали интересам помещиков.
Реформа местного самоуправления (земская и городская). В 1864г было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения.
В ведении земств находились следующие вопросы:
- строительство и содержание местных дорог;
- открытие школ, больниц;
- оказание продовольственной помощи населению;
- сбор статистических сведений.
В губерниях и уездах создавались земские собрания и земские управы. Выборы в земские собрания проводились 1 раз в 3 года. Избиратели (только мужчины) делились на три разряда: уездные землевладельцы, городские избиратели и представители крестьянских общин. Во главе земства стоит предводитель дворянства. Земства контролировались губернатором, который имел право отменить любое решение земского собрания.
В целом, земства сыграли свою положительную роль в культурной и хозяйственной жизни провинций.
В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы. которые ведали следующими вопросами:
- благоустройство городов;
- организация городского здравоохранения;
- устройство рынков, магазинов, базаров;
- содержание полиции, тюрем;
- занятие благотворительностью.
Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу. Право избрать и быть избранными имели право только состоятельные жители города. Губернатор имел право наложить запрет на любое решение городской думы.
Судебная реформа.
По настоянию общественности в 1864 г. правительство провело судебную реформу. До этой реформы суд в России был сословный, тайный и зависел от администрации и полиции.
В 1864 г. Россия получила новый суд. Это был бессословный, гласный, независимый суд. Новое судопроизводство означало:
- суд становится бессословным;
- суд проходил открыто;
- вводился состязательный процесс, прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;
- вводился институт присяжных заседателей;
- к смертной казни могли приговорить только военный суд или Сенат;
- судьи назначались правительством, но уволить их можно было только по решению суда.
Были учреждены две системы судов: 1) мировые суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела; 2) общие окружные суды, которые назначались губернатором и решали сложные уголовные и гражданские дела. Должностные преступления чиновников и политические дела разбирала Судебная палата. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.
Судебная реформа была наиболее последовательной и прогрессивной из всех реформ этого периода. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников.
Поражение России в Крымской войне показало, что необходимо реконструировать всю военную систему. Во главе реформы встал военный министр Д.А. Милютин. Военная реформа проводилась с 1861по 1874гг. В первую очередь были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты юнкерские училища, созданы Военная юридическая и Морская академии. Были отменены рекрутские наборы, а вместо них введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все мужчины, достигшие 50 лет. Срок службы в армии составлял в пехоте – 6 лет, во флоте – 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, призывник, у которого отслужил старший брат, а также народы Севера. Для имеющих высшее образование служба составляла пол года.
Была изменена система военного управления: в России вводилось 15 военных округов, которые управлялись военным министром. Были отменены телесные наказания в армии, улучшено питание и быт солдат. Происходило перевооружение русской армии. В результате военной реформы Россия получила массовую армию современного типа.