Финансовые правоотношения
Финансовое право – это совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, то есть в сфере формирования государством денежной системы страны и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов. Финансовое право является тем инструментом, с помощью которого государство осуществляет свою финансовую деятельность. Поэтому сфера финансового права совпадает со сферой финансовой деятельности и наоборот.
Предметом финансового прававыступают общественные отношения по образованию и расходованию финансов, предмет финансового права входят, в основном, налоговые отношения и деятельность по расходованию денежных средств. То есть те отношения, которые опосредуют процессы формирования и расходования государственных денежных фондов, выражают движения конкретных денег либо от плательщика в тот или иной государственный фонд или из фонда к получателю, именуют финансово-материальными.
В финансовом праве используются методы правового регулирования: императивный и диспозитивный. Под методами правового регулирования понимаются способы воздействия государства на поведение участников финансового отношения посредством определения их прав и обязанностей.
Императивный метод, характеризуется жесткостью и тщательностью регулирования государством поведения субъектов финансового отношения. Осуществляется он посредством издания правовых актов, где детально регламентируются их права и обязанности. Субъектам остается лишь выполнять эти предписания, их внутренняя воля подавляется принудительной силой государства. Простор выбора собственного варианта поведения либо полностью отсутствует, либо весьма ограничен.
Диспозитивный метод более мягок в воздействии на поведение субъектов общественного отношения, он не столь конкретен и устаналивает лишь общие рамки их поведения. Все остальное решается самими участниками отношения путем переговоров и согласования. В итоге возникает договорная форма общественного отношения. Выбор метода правового регулирования предопределяется методом финансовой деятельности государства. Так, если оно собирает деньги путем принудительного и безвозвратного их изъятия у плательщика, то используется императивный метод, основанный на жестком принуждении.
Однако, государство в процессе своей финансовой деятельности проявляет определенную гибкость и добывает себе деньги не только силой, но и с помощью воздействия на интересы плательщика, в результате чего он отдает деньги государству добровольно. Отсюда и существование таких методов финансовой деятельности государства, как добровольно-безвозвратное и добравольно-возвратное привлечение денежных средств. Здесь применяется диспозитивный метод правового регулирования.
Система финансового права – объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности.
Наиболее крупные подразделения финансового права – части. Оно состоит из дух частей – Общей и Особенной.
К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые нормы и методы финансовой деятельности государства, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение.
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
а) бюджетного права;
б) правовое регулирование внебюджетных денежных фондов;
в) финансово-банковском праве;
г) финансово-страховом праве;
д) финансово-хозяйственном праве;
Таким образом, в системе финансового права находит отражение финансовая система РК как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев.
Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег —денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.
Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный.
Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.
Субъекты финансового правоотношения.Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового правоотношения”
Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.
Так, государство может финансировать свои потребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.
Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.
Как институт общей части финансового права финансовое устройство закрепляет общие начала строения финансовой системы и организации финансового регулирования. Конкретика реализации этих начал осуществляется через правовые нормы соответствующих институтов особенной части финансового права.
Составными частями финансового устройства выступают его звенья. При этом следует иметь в виду, что звено финансового устройства не адекватно понятию «институт финансовой системы», поскольку звено финансового устройства включает в себя не только институт финансовой системы, выраженный соответствующим фондом денежных средств, но и определенную управленческую структуру, представленную теми или иными государственными органами, а также набор присущих этому фонду методов финансового регулирования, обеспечивающих процессы формирования, распределения и организации использования данного фонда. Например, такое звено финансового устройства, как бюджетное устройство, включает в себя следующие элементы: фонд денежных средств в виде бюджета; финансово-экономический институт, именуемый «общегосударственные финансы»; организационно-управленческую структуру в виде министерства финансов (в некоторых странах, включая Казахстан, доходную часть бюджета исполняет специальное государственное ведомство.
Каждый из указанных фондов имел собственные доходные источники и свой исполнительную структуру в лице какого-либо министерства либо органа самого фонда, являющегося юридическим лицом.
Децентрализованное звено финансовой структуры государства охватывает три вида денежных фондов:
1) денежные фонды государственных предприятий. Характерной особенностью данных фондов является то, что формируются они за счет денег, заработанных самим предприятием. То есть сами предприятия содержатся за счет собственного дохода;
2) денежные фонды государственных учреждений. В отличие от предприятий, учреждения не являются товаропроизводителями и поэтому финансируются за счет собственника, т.е. государства. Таким образом, в отличие от предприятий, которые имеют собственный источник дохода, государственные учреждения содержатся за счет внешнего финансирования, источником которого выступает тот или иной государственный денежный фонд;
3) денежные фонды министерств, ведомств и других органов, возглавляющих ту или иную отрасль или сферу государственного управления.
Применительно к Казахстану система органов управления в области финансов (в широком значении этого понятия) выглядит в настоящее время следующим образом.
1. Представительные органы государства:
а) Парламент РК - высший представительный орган РК, осуществляющий законодательные функции;
б) маслихаты - местные представительные органы.
2. Исполнительные органы государства:
а) центральный исполнительный орган общей компетенции - Правительство Республики Казахстан;
б) центральные отраслевые и функциональные органы – министерства и ведомства Республики Казахстан;
в) местные исполнительные органы общей компетенции – Акимы.
г) местные отраслевые и функциональные органы - территориальные органы министерств (ведомств) и органы местной исполнительной власти.
3. Специализированные финансовые органы государства - Министерство финансов РК и его территориальные подразделения. Национальный банк РК и подведомственные ему организации
Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.
Финансовый контроль включает:
- проверку соблюдения экономических законов (оптимальности распределения и перераспределения национального дохода);
- составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
- эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
- налоговый контроль.
Задачи финансового контроля:
1. обеспечение соблюдения финансового законодательства;
2. обеспечение оптимального функционирования всех звеньев финансовой системы;
3. обеспечение нормального функционирования денежной системы страны, в т.ч. национальной валютной системы;
4. содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах наличием и размерами фондов денежных средств государства;
5. обеспечение соблюдения финансового правопорядка;
6. устранение нарушений финансового правопорядка;
7. обеспечение своевременности и полноты выполнения обязанными субъектами своих финансовых обязательства перед государством;
8. обеспечение законности, рационального, эффективного и целевого использования государственных финансовых ресурсов;
9. содействие правильной реализации специализированными финансовыми органами своих функциональных обязанностей.
Цель финансового контроля:
1. установление законности, достоверности и целесообразности проводимых субъектами финансовых отношений финансовых операций;
2. выявление фактов нарушения финансового законодательства;
3. выявление виновных лиц и привлечение их к установленной соответствующим законодательством ответственности:
4. выявление резервов повышения экономической эффективности публичной финансово - хозяйственной деятельности;
5. выявление дополнительных источников финансирования приоритетов социально - экономического развития страны:
6. выявление фактов нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий путем применения в установленном порядке мер воздействия к виновным лицам.