Государственные деятели Исторические события
А. А. А. Аракчеев 1. Реформа управления государственными крестьянами
Б. М. М. Сперанский 2. Насаждение военных поселений
В. Н. М. Карамзин 3. Издание «Полного собрания законов Российской империи»
4. Составление «Записки о Древней и Новой России»
25. Какие две из перечисленных ниже характеристик были присущи положению крестьян после 1861 года?
1. Обязанность работать на барщине 4 дня в неделю
2. Наличие политических прав
3. Осуществление выкупной операции
4. Получение равных с другими сословиями гражданских прав
5. Личная зависимость крестьян
26. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Запишите получившуюся последовательность цифр.
Развитие промышленности в России
Годы | Общее число предприятий | Число крупных предприятий (более 16 рабочих) | Число вольнонаёмных рабочих на предприятиях (в %) |
5 261 | |||
9 994 | 2 818 |
Начальные части суждения Варианты завершения суждения
А. К 1870 г. число крупных предприятий 1. Увеличилось более чем на 30 %
Б. За 40 лет в России число предприятий, основанных на вольнонаёмном труде 2. Сократилось
В. Общий рост числа предприятий с 1830 – 1870 гг. свидетельствует 3. Увеличилось более чем на 2000
4. О промышленном перевороте
5. О сокращении числа крупных предприятий
27. Запишите термин, о котором идёт речь
Созданные в результате реформ Александра II в уездах и губерниях органы всесословного местного самоуправления назывались ___________.
28. Сравните положение русского дворянства до Крестьянской реформы 1861 года и после проведения этой реформы. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия. Запишите получившуюся последовательность цифр.
1. Привилегированное положение дворянства
2. Крепостническая основа дворянских хозяйств
3. Получение выкупных платежей
4. Наличие помещичьего землевладения
Черты сходства | Черты различия | ||
29. Запишите слово, пропущенное в схеме
Теория «официальной народности» | |||
Самодержавие | …… | Народность | |
30. Ниже приведён ряд фамилий полководцев и флотоводцев. Все они, за исключением одного, относятся к XIX веку. Найдите и запишите фамилию военачальника, относящуюся к другому историческому периоду.
М. И. Кутузов, П. И. Багратион, М. Д. Скобелев, И. В. Гурко, П. С. Нахимов, К. К. Рокоссовский
31. Прочитайте документ и ответьте на вопросы
Из сочинения историка
«Центральным событием эпохи <…> стала отмена крепостного права. Отмена крепостного права затронула огромную часть населения, разрушила столетиями установленную систему общественных отношений. Она повлекла другие реформы.
Освобождение крестьян потребовало перемен в управлении на местах. В стране введены земства — выборные местные учреждения, которые занимались хозяйственными вопросами. Общество больше всего страдало от беззакония, царившего в судебной системе. Поэтому началась судебная реформа. Новый суд состоял из присяжных. В его основе лежала состязательность сторон, вводились право на защиту и самостоятельная адвокатура. Мелкие дела единолично разбирал выборный мировой судья. Разбитая в Крымской войне русская армия также нуждалась в реформе. Ею занялся генерал Д. А. Милютин, ставший военным министром, а потом фельдмаршалом. Суть реформы состояла в переходе от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Флот нуждался в реформировании не меньше, чем армия. Его предстояло возрождать, строить заново на паровой тяге, с новым вооружением и бронёй. Возрождение флота началось с создания мониторов — низко сидящих броненосцев».
a) Назовите десятилетие, когда были проведены реформы, о которых идёт речь. Назовите российского императора, правившего в этот период.
b) В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приведены в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.
Итоговая контрольная работа по истории. 8 класс, углублённое изучение истории. 4 вариант.
1. Реформа управления государственными крестьянами была проведена П. Д. Киселёвым в
1. 1801 – 1803 гг.
2. 1837 – 1841 гг.
3. 1861 – 1863 гг.
4. 1881 – 1884 гг.
2. Героями – партизанами Отечественной войны 1812 года были
1. В. Кожина, Г. М. Курин
2. Н. Н. Раевский, П. И. Багратион
3. А. П. Ермолов, М. И. Кутузов
4. М. Б. Барклай де Толли, М. И. Платов
3. В первой четверти XIX века с понятием «аракчеевщина» современники связывали
1. Разработку проектов, ограничивавших власть царя
2. Ослабление цензурного гнёта, распространение иностранных книг
3. Возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I
4. Создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии
4. Что относилось к результатам реформы государственных крестьян, предпринятой в период правления Николая I?
1. Создание коллективных хозяйств
2. Запрет на выращивание картофеля
3. Введение крестьянского самоуправления
4. Создание в государственной деревне текстильных предприятий
5. Прочтите отрывок из работы военного историка Н. П. Михневича и укажите дату, к которой относится описанная ситуация.
«С Поклонной горы, на которой остановился Кутузов, видна была дорогая всякому русскому древняя столица – красавица Москва, и все с ужасом помышляли о возможности пожертвовать ею для спасения армии и России. Тяжелее всех принять это решение было старику фельдмаршалу, но оно уже созревало в его уме. Здесь сказалось всё величие духа полководца, которому русский народ доверил свою историческую судьбу».
1. 1805 год
2. 1807 год
3. 1812 год
4. 1815 год
6. Бородинское сражение состоялось
1. 1 июня 1812 года
2. 26 августа 1812 года
3. 17 ноября 1812 года
4. 12 декабря 1812 года
7. Царскосельский лицей был основан в годы правления императора
1. Александра I
2. Николая I
3. Александра II
4. Александра III
8. Как называлась работа крепостных крестьян на земле помещика в первой половине XIX века?
1. Оброк
2. Барщина
3. Помочь
4. Отработки
9. Что явилось причиной поражения России в Крымской войне?
1. Резкий рост военной мощи Османской империи
2. Отставание в развитии экономики от стран Западной Европы
3. Тяжёлое военное поражение России в Закавказье
4. Проведение плохо подготовленной военной реформы
10. Прочтите отрывок из указа и укажите год обнародования этого указа.
«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих по одиночке или целыми селениями на волю и вместе с тем утвердить им участок земли; то, сделав с ними условия, которые по обоюдному согласию признаются лучшими, …представить их при прошении своём через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам. …Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».
1. 1797 г.
2. 1803 г.
3. 1861 г.
4. 1883 г.
11. Какое из названных событий произошло позже всех других?
1. Суд над петрашевцами
2. Выступление декабристов
3. Морозовская стачка
4. Крестьянские волнения после опубликования Манифеста 1861 года
12. Возникновение института присяжных заседателей связано с проведением
1. Судебной реформы 1864 года
2. Земской реформы 1864 года
3. Преобразований в годы царствования Александра III
4. Реформы городского управления 1870 года
13. Пропаганда революции среди крестьянства стала основной задачей деятельности организации «Земля и воля», созданной в 1876 году
1. Народниками
2. Марксистами
3. Октябристами
4. Кадетами
14. Крестьяне некоторых губерний России лишились части земельных наделов, отрезков, перешедших помещикам, в результате осуществления
1. Положений указа о «вольных хлебопашцах»
2. Реформы управления государственными крестьянами 1837 – 1841 гг.
3. Крестьянской реформы 1861 года
4. Столыпинской аграрной реформы
15. Прочтите отрывок из исторического очерка и укажите даты войны, о событиях которой рассказано в отрывке.
«Внутри России началось сочувственное славянам движение … 12 апреля … Александр Николаевич подписал манифест о войне с Турцией … Война была трудная. Приходилось воевать в Азии и в Европе. Одна Плевна стоила нам огромных жертв, но в конце концов она была взята. Лето и осень царь провёл на позициях под Плевной. Русские войска … подошли вплотную к Константинополю».
1. 1828 – 1829 гг.
2. 1817 – 1864 гг.
3. 1853 – 1856 гг.
4. 1877 – 1878 гг.
16. Городская реформа была проведена в
1. 1860 г.
2. 1863 г.
3. 1865 г.
4. 1870 г.
17. В 1870 году Россия
1. Выполнила требования Парижского мирного договора и отказала Турции в проходе её судов в Чёрное море
2. Нарушила требования Парижского мирного договора и поддержала Францию в войне с Австрией
3. Выполнила требования Парижского мирного договора и поддержала Пруссию в войне с Францией
4. Нарушила требования Парижского мирного договора и начала строительство военного флота в Чёрном море
18. Документ, составлявшийся в ходе крестьянской реформы 1861 года и фиксировавший отношения помещиков с временнообязанными крестьянами
1. Вексель
2. Крепость
3. Уставная грамота
4. Кабальная запись
19. Что из перечисленного ниже являлось причиной замедленного развития капитализма в сельском хозяйстве России в 1870-х годах?
1. Сохранение крестьянской общины
2. Крепостная зависимость крестьян
3. Право крестьян на предпринимательскую деятельность
4. Ликвидация помещичьего землевладения
20. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, к какому времени относится явления в молодёжной среде, о которых идёт речь
«Типичными чертами … студенческого образа была широкополая мятая шляпа, длинные неопрятные волосы, всклокоченная нечёсаная борода, иногда красная рубаха под сюртуком и непременно плед, положенный поверх изношенного пальто … Нередко лицо студента было украшено очками, и часто эти очки были тёмными. Именно такие фигуры с тёмными очками казались мамочке особенно жуткими, она … была уверена, что по карманам у них разложены бомбы. Под пару студентам были курсистки – явление для того времени новое … Под студентов и курсисток гримировалась и вообще вся «передовая» молодёжь, а быть непередовым считалось позорным … Это была мода дня!»
1. 1820-е гг.
2. 1850-е гг.
3. 1870-е гг.
4. 1890-е гг.
21. Рассмотрите карту-схему и выполните задание.
Какому событию военной истории посвящена карта?
4 вариант.
1. Смоленскому сражению
2. Битве на реке Березина
3. «Битве народов»
4. Тарутинскому марш-маневру
22. . Рассмотрите изображение. События, связанные с появлением этой медали, произошли в годы правления
1. Екатерины II
2. Павла I
3. Александра I
4. Николая I
23. Расположите события XIX века в хронологической последовательности
1. Подписание Парижского мирного договора
2. Создание первой организации «Земля и воля»
3. Проведение денежной реформы под руководством Е. Ф. Канкрина
4. Выступление декабристов на Сенатской площади
24. Установите соответствие между терминами и датами их появления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите получившуюся последовательность цифр.
Термины Даты
А. Вольные хлебопашцы 1. 1803 год
Б. Временнообязанные крестьяне 2. 1842 год
В. Обязанные крестьяне 3. 1861 год
4. 1837 год
25. Какие два из перечисленных ниже положений соответствовали идеологии западников в 1830 – 50-е годы?
1. Наличие между народом и монархом неразрывного духовного единства
2. Общность исторического пути развития России и Европы
3. Уверенность в возможности мирного осуществления реформ
4. Отрицательное отношение к деятельности Петра I
5. Требование созыва Земского собора
26. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Запишите получившуюся последовательность цифр.