Коммуникативно- информационная культура государственного и муниципального служащего
Профессиональная компетентность.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - это интегративное качество личности специалиста, объединяющее имеющиеся у него профессиональные знания, навыки и умения, профессионально значимые качества личности и психо-физиологические возможности самостоятельного использования всего этого на практике. Это способность и стремление разбираться в требованиях, предъявляемых к труду по специальности.
Профессиональную компетентность можно определить как важный показатель профессионализма индивида, представляющий собой комплекс определенных качеств личности и профессиональных знаний, умений, навыков, обеспечивающих эффективную деятельность в определенной профессиональной сфере. Формальная система оценки уровня компетентности в каждой профессиональной сфере выражается в комплексе критериев – квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим профессиональным должностям и описанных в соответствующих актах, инструкциях, документах.
Так, деятельность по формированию и развитию профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих должна охватывать все этапы развития государственного и муниципального служащего как личности. При этом начальные этапы развития государственного и муниципального служащего играют решающую роль, так как именно на этих этапах формируются ценностный фундамент личности будущего государственного и муниципального служащего, вокруг него становится возможным формировать и развивать комплекс предметных знаний, навыков и способностей, практическое применение которых позволит добиваться значимых для государства и общества целей.
Критерии компетентности.
Важной ресурсной составляющей профессионализма государственного и муниципального служащего являются егопрофессиональные способности,под которыми понимаются индивидуально-психологические свойства человека, обеспечивающие успешное выполнение им профессиональной деятельности.
На современном этапе среди важнейших профессиональных способностей государственных и муниципальных служащих, необходимых для эффективной деятельности органа государственной власти и местного самоуправления, как правило, выделяются следующие:
· развитые, нравственно ориентированные интеллектуальные способности, включая сообразительность, проявляющуюся в быстроте и оперативности мышления, догадливости, а также интуицию;
· непрерывное развитие и образование, включающие непрерывное развитие профессиональных способностей, повышение уровня квалификации;
· умение определять стратегические цели отраслей экономики (аналитические способности);
· осуществление деятельности по улучшению работы аппарата органа местного самоуправления;
· способность эффективно контактировать с людьми, убеждать их своим поведением, вести за собой, умение делать четкие и понятные устные сообщения и т. д. (коммуникативные способности);
· оперативное реагирование на изменения объективного и субъективного характера;
· способность управлять своим поведением в условиях стрессовых ситуаций, или стрессоустойчивость, которая рассматривается как волевая, интеллектуальная и эмоциональная сопротивляемость воздействиям окружающей среды;
· способность в короткие сроки практически организовать реализацию соответствующего решения (управленческие способности);
· непрерывное укрепление здоровья и совершенствование спортивной формы;
· высокая работоспособность и конкурентоспособность.
Коммуникативно- информационная культура государственного и муниципального служащего.
Систематизация исследований различных авторов, дает возможность рассмотреть информационно-коммуникативную компетентность муниципальных служащих как совокупность следующих умений и навыков:
- умение специалиста в процессе профессиональной деятельности анализировать и формулировать свои информационные запросы;
- готовность и умение муниципального служащего оперировать различными источниками информации, осуществлять их сознательный, а главное грамотный выбор;
- способность свободно ориентироваться в большом информационном потоке, определять степень надежности получаемой информации;
- знание и самостоятельное использование на практике кадрами муниципального управления алгоритмов работы с информацией;
- способность создавать, обрабатывать, передавать, хранить, распространять информацию;
- навыки работы со средствами электронно-вычислительной, копировально-множительной, печатающей техники, устройствами, средствами факсимильной связи и другими устройствами, способствующими оптимизации профессиональной деятельности муниципального служащего.
Развитие информационно-технологических и коммуникативных качеств должно представлять собой одновременное совершенствование нескольких элементов:
- познавательно-интеллектуального;
- технологического;
- информационно-коммуникативного;
- прогностического;
- эргономического;
- психологического;
- процессуального [5, c. 136].
Основными существующими формами развития информационной компетентности муниципальных служащих являются:
- повышение квалификации в ВУЗе;
- дистанционное обучение на рабочем месте;
- обеспечение специальной литературой;
- получение второго высшего профессионального образования;
- обучение в аспирантуре.