Коммуникативно- информационная культура государственного и муниципального служащего

Профессиональная компетентность.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - это интегративное качество личности специалиста, объединяющее имеющиеся у него профессиональные знания, навыки и умения, профессионально значимые качества личности и психо-физиологические возможности самостоятельного использования всего этого на практике. Это способность и стремление разбираться в требованиях, предъявляемых к труду по специальности.

Профессиональную компетентность можно определить как важный показатель профессионализма индивида, представляющий собой комплекс определенных качеств личности и профессиональных знаний, умений, навыков, обеспечивающих эффективную деятельность в определенной профессиональной сфере. Формальная система оценки уровня компетентности в каждой профессиональной сфере выражается в комплексе критериев – квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим профессиональным должностям и описанных в соответствующих актах, инструкциях, документах.

Так, деятельность по формированию и развитию профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих должна охватывать все этапы развития государственного и муниципального служащего как личности. При этом начальные этапы развития государственного и муниципального служащего играют решающую роль, так как именно на этих этапах формируются ценностный фундамент личности будущего государственного и муниципального служащего, вокруг него становится возможным формировать и развивать комплекс предметных знаний, навыков и способностей, практическое применение которых позволит добиваться значимых для государства и общества целей.

Критерии компетентности.

Важной ресурсной составляющей профессионализма государственного и муниципального служащего являются егопрофессиональные способности,под которыми понимаются индивидуально-психологические свойства человека, обеспечивающие успешное выполнение им профессиональной деятельности.

На современном этапе среди важнейших профессиональных способностей государственных и муниципальных служащих, необходимых для эффективной деятельности органа государственной власти и местного самоуправления, как правило, выделяются следующие:

· развитые, нравственно ориентированные интеллектуальные способности, включая сообразительность, проявляющуюся в быстроте и оперативности мышления, догадливости, а также интуицию;

· непрерывное развитие и образование, включающие непрерывное развитие профессиональных способностей, повышение уровня квалификации;

· умение определять стратегические цели отраслей экономики (аналитические способности);

· осуществление деятельности по улучшению работы аппарата органа местного самоуправления;

· способность эффективно контактировать с людьми, убеждать их своим поведением, вести за собой, умение делать четкие и понятные устные сообщения и т. д. (коммуникативные способности);

· оперативное реагирование на изменения объективного и субъективного характера;

· способность управлять своим поведением в условиях стрессовых ситуаций, или стрессоустойчивость, которая рассматривается как волевая, интеллектуальная и эмоциональная сопротивляемость воздействиям окружающей среды;

· способность в короткие сроки практически организовать реализацию соответствующего решения (управленческие способности);

· непрерывное укрепление здоровья и совершенствование спортивной формы;

· высокая работоспособность и конкурентоспособность.

Коммуникативно- информационная культура государственного и муниципального служащего.

Систематизация исследований различных авторов, дает возможность рассмотреть информационно-коммуникативную компетентность муниципальных служащих как совокупность следующих умений и навыков:

- умение специалиста в процессе профессиональной деятельности анализировать и формулировать свои информационные запросы;

- готовность и умение муниципального служащего оперировать различными источниками информации, осуществлять их сознательный, а главное грамотный выбор;

- способность свободно ориентироваться в большом информационном потоке, определять степень надежности получаемой информации;

- знание и самостоятельное использование на практике кадрами муниципального управления алгоритмов работы с информацией;

- способность создавать, обрабатывать, передавать, хранить, распространять информацию;

- навыки работы со средствами электронно-вычислительной, копировально-множительной, печатающей техники, устройствами, средствами факсимильной связи и другими устройствами, способствующими оптимизации профессиональной деятельности муниципального служащего.

Развитие информационно-технологических и коммуникативных качеств должно представлять собой одновременное совершенствование нескольких элементов:

- познавательно-интеллектуального;

- технологического;

- информационно-коммуникативного;

- прогностического;

- эргономического;

- психологического;

- процессуального [5, c. 136].

Основными существующими формами развития информационной компетентности муниципальных служащих являются:

- повышение квалификации в ВУЗе;

- дистанционное обучение на рабочем месте;

- обеспечение специальной литературой;

- получение второго высшего профессионального образования;

- обучение в аспирантуре.

Наши рекомендации