Приобретение автомобиля
Организация государственного учета и контроля
Технического состояния автомобиля
Методические указания к выполнению практических работ
для студентов – очной формы обучения
по направлению подготовки бакалавров 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», профиль подготовки
190603 «Автомобильный сервис»
Брянск 2013
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Брянская государственная
инженерно-технологическая академия»
(ФГБОУ ВПО «БГИТА»)
Кафедра «Технический сервис»
Утверждены Научно-методическим советом БГИТА Протокол № ______________________ от "____" __________________ 2013 г. |
Организация государственного учета и контроля
Технического состояния автомобиля
Методические указания к выполнению практических работ
для студентов – очной формы обучения
по направлению подготовки бакалавров 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», профиль подготовки
190603 «Автомобильный сервис»
Брянск 2013
УДК 656.13 (075.8)
Организация государственного учета и контроля технического состояния автомобилей / Методические указания к выполнению практических работ для студентов – очной формы обучения по направлению подготовки бакалавров 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», профиль подготовки 190603 «Автомобильный сервис»" / Брянск. гос. технол. акад. Сост. П.В. Тихомиров, - Брянск: БГИТА, 2013 – 53 с.
В методическом указании даны задания для выполнения практических работ.
Библиограф. 12 назв.
Рецензенты: к.т.н., проф. кафедры «Детали машин», БГТУСтриженок А.Г.
к.т.н., проф. зав. кафедрой «Технический сервис»Лобанов В.Н.
Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями
механико-технологического факультета БГИТА
Протокол №____ от «____»_________2013 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………….….. | |
Практическая работа № 1. Приобретение автомобиля…………………. | |
Практическая работа № 2. Автогражданская ответственность и страхование АТС………………………………………………………….. | |
Практическая работа № 3.Проверка технического состояния АТС (тормозное управление)…………………………………………….. | |
Практическая работа № 4. Проверка технического состояния АТС (рулевое управление).………….…………………………………….. | |
Практическая работа № 5. Проверка технического состояния АТС (шины и колеса) ………………………………………..……………... | |
Практическая работа № 6. Проверка технического состояния АТС (Концентрация отработавших газов автомобилей)…………………..... | |
Список использованных источников………………………………………. | |
Приложение……………….……………………………………………..…... | |
Введение
В последнее время происходит значительный рост парка подвижного состава в Российской Федерации, так в большинстве городов число автомобилей достигает 300 и более на 1 000 жителей, а вся инфраструктура соответствует уровню 60-100 автомобилей на 1 000 жителей.
Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту из-за несоответствия дорожно-транспортной инфраструктуры многих крупных городов потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективности функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплины участников дорожного движения.
Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние 4 года примерно 2,5% валового внутреннего продукта страны (социально-экономический ущерб от ДТП в 2006 г. составил 462 млрд. руб.).
Стоимость автомобилей в Российской Федерации постоянно увеличивается, увеличиваются и затраты на поддержание их в работоспособном состоянии, что делает их привлекательными для угона с целью перепродажи или разборки на запасные части.
Аналогичная ситуации складываются во многих странах мира, поэтому правительства большинства стран вынуждены решать вопросы учета транспортных средств и контроля их технического состояния в процессе эксплуатации.
Целью дисциплины является рассмотрение основных причин необходимости государственного учета автомобилей, а также контроля их технического состояния в процессе эксплуатации. При изучении дисциплины формируется у студентов комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для использования нормативных материалов, содержащих информацию о порядке регистрации, учета, эксплуатации, надзора и контроля технического состояния автотранспортных средств.
Практическая работа № 1
Приобретение автомобиля
1.1 Цель работы: изучить способы приобретения, порядок и оформление документов при приобретении автотранспортных средств, а также проведение диагностики кузова автомобиля.
1.2 Теоретическая часть
1.2.1 Способы приобретения автомобиля могут быть разными: можно купить новый автомобиль в автосалоне или купить подержанный автомобиль через комиссионную торговлю или – без посредников – у частного лица. В этих случаях автомобиль приобретается по договору купли-продажи и к этой сделке применимы нормы гл.30 ГК РФ, однако продажа новых и подержанных автомобилей регулируется законодательством по-разному.
В настоящее время также распространен способ "приобретения" автомобиля у частного лица по доверенности, т.е. продавец получает деньги и выдает покупателю доверенность на право управления и распоряжения автомобилем.
Кроме того, автомобиль можно приобрести по наследству, в подарок (на основании договора дарения), по договору мены и другими способами.
Во всех этих способах приобретения есть свои особенности.
1.2.2 Для проведения диагностики кузова с целью выявления перекрашенных деталей в настоящее время применяются толщиномеры лакокрасочных покрытий (ЛКП). При приобретении автомобиля на вторичном рынке с помощью толщиномера можно обнаружить признаки шпаклевки, перекраски и даже замены деталей.
Заводское ЛКП современного автомобиля имеет вполне определенную и примерно одинаковую у всех моделей толщину: как правило, 100–140 мкм. Если же деталь рихтовали, то, под слоем краски может быть даже пара миллиметров шпаклевки. Но даже если деталь просто меняли, последующая окраска в автосервисе тоже будет далека от заводских стандартов. В этом случае типичное значение толщины вряд ли будет менее 200 мкм – обычно немного больше. При отсутствии грунтовки, то возможна и обратная картина: ЛКП может оказаться тоньше 100 мкм. Толщиномеры дают возможность выявить эти отклонения.
Любой толщиномер – это прибор, определяющий расстояние от датчика до основы кузовной детали. Самый легкий случай, если эта основа стальная, то есть ферромагнитная, в этом случае возможно применение недорогого магнитного прибора. Принцип его работы следующий: в корпусе спрятан постоянный магнит, механически соединенный со стрелкой-указателем. Чем ближе магнит оказывается к металлу, тем сильнее его притяжение и тем на больший угол отклоняется стрелка. Минусы – очень невысоки чувствительность и точность. Позволит определить слой шпатлевки.
Более дорогими и точными являются электромагнитные толщиномеры, работающие на основе датчиков Холла или на принципе электромагнитной индукции. В последнем случае кузов как бы замыкает магнитную цепь трансформатора. И чем меньше зазор, определяемый толщиной ЛКП, тем сильнее сигнал. Можно также измерять изменение индуктивности катушки-сенсора. Такие приборы называются индуктивными.
Для измерения немагнитных материалов (алюминий) применяются вихретоковые толщиномеры. Принцип работы, в следующем, чем более сильные вихревые токи, тем тоньше покрытие. Прибор отреагирует на алюминий и емкостные датчики. В них кузов становится как бы второй обкладкой конденсатора, образованного им и двумя электродами прибора. Чем тоньше покрытие, тем больше измеренная емкость. К недостаткам относится высокая чувствительность к влаге: она приводит к «короткому замыканию» электродов.
Для измерения ЛКП нанесенного на пластмассу применяется ультразвуковой толщиномер-эхолот. Он измеряет время до прихода отраженного ультразвукового импульса. Недостаток – очень дорогой.
1.2.3 Применение толщиномера с (рисунок 1.1) для диагностирования кузова ТС.
а) б) в)
Рисунок 1.1 – Толщиномер Horstek TC 215:
а – внешний вид; б – сенсор датчика; в – кнопки управления
Описание. Толщиномер Horstek TC 215 – портативный самокалибрующийся прибор для измерения толщины немагнитных покрытий на металлических поверхностях, как ферромагнитных (железных), так и неферромагнитных (алюминиевых). Позволяет провести в том числе точную диагностику кузова автомобиля для выявления перекрашенных деталей.
Использование. Прибор включается автоматически во время измерения, необходимо установить датчик на измеряемую поверхность и плотно прижать его до появления звукового сигнала (рисунок 1.1 б). Прочитать показания на дисплее прибора. Перед проведением следующего измерения снять датчик с тестируемой поверхности примерно на 2 секунды.
Выбор единиц измерения осуществляется нажатием на кнопку μm/mil (рисунок 1.1 в) для переключения с миллидюймов (mil) на микроны (μm). На экране отобразится соответствующий символ. Рекомендуется использовать при измерении единицу микрометр (μm), являющуюся стандартом в европейских странах и в РФ.
Переворот экрана используется при необходимости перевернуть прибор. Для активации этой функции нажать кнопку (рисунок 1.1 в).
Память. Прибор запоминает 10 последних измеренных значений. Для их просмотра нужно нажать кнопку МЕМ. Внизу экрана мелкими цифрами отобразится номер измерения (начиная с 0), а вверху крупными цифрами будет показано само значение. С помощью кнопок + и – можно перелистывать значения.
Калибровка. Прибор Horstek TC 215 – самокалибрующийся прибор и в большинстве случаев не требует дополнительной калибровки. Тем не менее, в приборе предусмотрена функция калибровки. Обычно достаточно нулевой калибровки. Для ее проведения прикладывают датчик к металлическому диску без пленки и делается измерение. Если оно отличается от 0, нажать кнопку + на 2 секунды. На экране появится «000». Повторить процедуру на втором диске. Калибровка завершена. Если при измерениях на сложных, шероховатых поверхностях показания прибора неточны, рекомендуется сделать калибровку с помощью тестовых пластин, входящих в комплект. Для этого берут пластину с толщиной, близкой к толщине покрытия исследуемого объекта. Кладут пластину на тестовый металлический диск и производят измерение. Далее нажимают кнопку МЕМ до появления звукового сигнала. Выставляют значение на экране, равное толщине тестовой пластины, используя кнопки + и - . Нажимают еще раз кнопку МЕМ для подтверждения калибровки. Если под рукой не оказалось калибровочных дисков и пластин, можно произвести сброс прибора к заводским настройкам. Для этого нажимают клавишу – на 2 секунды. На экране отобразится 0,00,000. Заводские настройки восстановлены.
Характеристика толщиномера Horstek TC 215:
Измеряемые поверхности – черные и цветные металлы (Fe + Al);
Частота калибровки – не требуется;
Проверяемые авто – авто любых марок;
Диапазон измерений 0-1250 мкм (0-1,25 мм);
Точность - ± 3%;
Дискретность 0,001 мм (1 мкм);
Рабочая температура - -25…50 ºС;
Вес – 68 г;
Габариты – 96х47х24 мм;
Время непрерывной работы от батареи – 9 часов;
Дисплей – 3,5 дюйма;
Автоотключение – есть;
Режим точечного замера – есть;
Самокалибровка – есть;
Память – 10 значений.
1.3 Порядок выполнения работы и составления отчета
1.3.1 Изучить самостоятельно теоретический материал по теме практической работы:
- способы приобретения АТС:
- приобретение нового автомобиля;
- способы купли-продажи подержанного автомобиля;
- приобретение автомобиля в кредит;
- защита прав потребителя.
1.3.2 Согласно варианту (таблица 1.1) оформить в отчете, следующее:
- порядок приобретения АТС;
- дать описание технических характеристик АТС, его фотографию и цену (допускается вставить копию с интернет страницы) с приложением необходимых документов для приобретения АТС (заполненные собственноручно): ПТС, справка-счет, договор купли-продажи и т.д.
1.3.3 Провести измерение толщиномером толщины ЛКП автомобилей, полученные результаты занести в отчет:
- изучить устройство и принцип работы (толщиномер Horstek TC 215 V3);
- провести диагностику кузова (лакокрасочного покрытия) для выявления перекрашенных деталей и оформить в соответствующих бланках (бланки для замера получить у преподавателя);
- полученные значения сравнить со значениями толщины заводской краски (приложение 1), сделать выводы по полученным результатам.
1.4 Контрольные вопросы
1.4.1 Перечислите способы и этапы купли-продажи АТС?
1.4.2 Какие документы получает потребитель при приобретении ТС?
1.4.3 Расскажите об особенностях автокредитования.
1.4.4 Назначение и виды толщиномеров.
1.4.5 Порядок проведения диагностики кузова автомобиля.
Таблица 1.1 – Варианты заданий
Вариант | Автомобиль | Способы приобретения | Вариант | Автомобиль | Способы приобретения |
ВАЗ | Новый в автосалоне | Lexus | Новый в автосалоне | ||
ГАЗ | Автокредитование | Mazda | Автокредитование | ||
УАЗ | С пробегом по объявлению | Mercedes-Benz | С пробегом по объявлению | ||
Audi | Новый в автосалоне | Mitsubishi | Новый в автосалоне | ||
BMW | Автокредитование | Nissan | Автокредитование | ||
Chevrolet | С пробегом по объявлению | Opel | С пробегом по объявлению | ||
Chrysler | Новый в автосалоне | Peugeot | Новый в автосалоне | ||
Citroen | Автокредитование | Porsche | Автокредитование | ||
Daewoo | С пробегом по объявлению | Renault | С пробегом по объявлению | ||
Fiat | Новый в автосалоне | Skoda | Новый в автосалоне | ||
Ford | Автокредитование | Ssang Yong | Автокредитование | ||
Honda | С пробегом по объявлению | Suzuki | С пробегом по объявлению | ||
Hyundai | Новый в автосалоне | Toyota | Новый в автосалоне | ||
KIA | Автокредитование | Volkswagen | Автокредитование | ||
Land Rover | С пробегом по объявлению | Volvo | С пробегом по объявлению |
Практическая работа № 2