Федерализм и федерация
Федерализм (договор, союз) — это родовое (объединяющее) понятие, обозначающее тип политической организации.
Федерация (объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
В качестве подвидов федеральных политических систем выступают союзы, конституционно децентрализованные союзы, конфедерации, федерации, ассоциированные государства, кондоминиумы, лиги, объединенные функциональные власти, гибриды.
Основным различием между политическими формами, воплощающими принцип федерализма, фактически становится степень их централизации (или нецентрализации). Так, в отличие от союза, в федерации образуется федеральный центр, который, как и составные территориальные единицы, может напрямую апеллировать к гражданам, получая от них мандат на те или иные действия и даже на отмену тех или иных решений территорий.
По степени централизации федеральные политические системы можно расположить следующим образом: союз — конфедерация — унитарное децентрализованное (регионализованное) государство — федерация — унитарное государство.
Федерализм и регионализм.
Регионализация — процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень; процесс перераспределения власти между центром и регионами в пользу последних и учет интересов и нужд регионов в политике, управлении, планировании.
Регионализм — различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, проявляющих себя в идеях, настроениях, действиях, намерениях, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе государств-наций.Регионализм — это политический результат или эффект регионализации.
В ряде работ регионализм рассматривается как политическое движение и даже идеология, которая противопоставляется централизму. Когда говорят, что в определенном государстве развит регионализм, это означает, что в нем имеются влиятельные политические силы регионального уровня, которые ведут борьбу за расширение региональной автономии. Крайним проявлением регионализма в таком случае считается сепаратизм, который ставит задачей выход региона из состава государства.
Необходимо отличатьрегионализацию отрегионализма: если регионализм предполагает существование стратегии региональных элит, направленной на такое перераспределение, то регионализация описывает и анализирует реальный процесс перераспределения.
Таким образом, регионализм можно трактовать как основу для федеративных отношений, а федерализм — как политико-правовое оформление регионализма. Федерализма без регионализма быть не может, но регионализм может существовать как самодостаточное явление и без федеративных отношений.
Подходы к классификациям федерализма.
Во-первых, федерации делятся на конституционные и договорные. Договорные, или центростремительные, федерации создаются преимущественно снизу, на основе договорных отношений между политиями. Отличительным признаком является учредительный договор между региональными сообществами. К этому типу федераций относятся США, Швейцария, которые называют классическими федерациями. Примером договорной федерации следует считать и ОАЭ. На этапе становления федерации договорные отношения активно использовались в Аргентине. Как правило, в договорных федерациях субъекты отличаются более высоким уровнем политической автономии.
Конституционные, или центробежные, федерации создаются сверху, в результате конституционной реорганизации территории и изменения модели территориально-государственного строительства. К этой группе относятся Германия, Индия, Пакистан, Мексика. В данный момент они являются более распространенным типом.
Однако, более правильно говорить о переходных типах конституционно-договорных федераций. Например, даже США не являются чистым примером договорной федерации, поскольку договорной принцип в полной мере относится только к 13 первоначальным штатам.
Во-вторых, федерации делятся на этнические, территориальные и смешанные.
Ø В этнических федерацияхсубъектами обычно становятся крупные этнолингвистические ареалы(Индия, Пакистан, Эфиопия, Нигерия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Сербия).
Ø В территориальных федерациях регионы или вообще не отличаются по этническим параметрам (если государство является моноэтнические), или же этнические границы сознательно не используются (полиэтнические).Германия, США, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Австралия
Ø Смешанный тип относится к тем федерациям, где есть субъекты федерации, выделенные как на этнической, так и на территориальной основе. Различные этнические группы могут иметь от одного до множества субъектов федерации. Яркий пример — Канада, где есть франкоязычный Квебек, эскимосский Нунавут и большая группа англоязычных провинций.
Важно отметить, этнонациональный принцип государственного строительства создает территориальный формат для возможного распада страны. Поэтому в полиэтнических государствах речь идет о таком формировании политической карты, которое снижало бы риски сепаратизма, позволяя при этом учитывать потребности этнических ареалов.
В-третьих, федерации можно классифицировать по степени дробности их политико-административной структуры.
Двухсубъектные федерацииявляются наименее устойчивыми, поскольку каждый из субъектов по своему формату оказывается близок к формату независимого государства. В настоящее время такими федерациями являются Сент-Киттс и Невис, Танзания, Босния и Герцеговина.Чехословакия, Сербия и Черногория не смогли долго существовать в таком формате и распались, а Камерун и Эфиопия перешли в свое время от двухсубъектности к унитаризму. Так же есть Бельгия и Коморские острова (по три субъекта), Пакистан и Микронезия (по четыре).
Большинство федераций относится к числу полисубъектных. Здесь риски распада ниже, поскольку субъекты федерации обычно невелики и прочнее связаны друг с другом. Менее 10 субъектовфедерации насчитывается в Австралии, Австрии, ОАЭ и Эфиопии, в Канаде их 11 (плюс две территории), в Малайзии — 13, в Германии — 16. Латиноамериканские федерации являются достаточно дробными: 22 штата в Венесуэле, 23 провинции в Аргентине, 26 штатов в Бразилии и 31 штат в Мексике. В составе Швейцарии — 23 кантона, в Судане — 26 штатов, в Индии — 28, в Нигерии — 36. Наибольшее число субъектов федерации (кроме России) насчитывается в США — 50 штатов.
В-четвёртых,так же выделяют симметричные и асимметричныефедерации. Симметричная федерация означает однородность и равноправие составляющих федерацию субъектов, она более стабильна, в ней отсутствует борьба за выравнивание статусов субъектов. Однако асимметрия может как раз представлять собой адекватный ответ на объективно существующие различия между субъектами, она опирается на социально-экономические, исторические, культурные, этнические и иные различия между территориями государства. В случае серьезных различий искусственное выравнивание может принести только вред, способствовать территориальной дезинтеграции государства. К тому же само разграничение симметричных/асимметричных федераций является достаточно спорным, идеально симметричных федераций нет, поскольку даже конституционно симметричная федерация имеет ту или иную «скрытую асимметрию». Наиболее часто она проявляется в неодинаковом представительстве регионов в верхней палате парламента (пример: представительство федеральных земель ФРГ в бундесрате).
Организация власти в федеративном государстве.
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
В Российской Федерации принято разделять органы власти на:
· федеральные (органы власти федерации)
· региональные (органы власти субъектов федерации).
К основным федеральным органам власти относятся:
· Глава государства — Президент Российской Федерации;
· Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание России;
· Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;
· Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России
· Судебные органы — Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд.
На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.
Проблемы разграничения власти между федеративным центром и субъектами федерации: мировой опыт.
1) Конституция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению ее субъектов (примеры: Танзания, бывшие Югославия и Чехословакия). Такой подход к размежеванию компетенций чреват бесконтрольным расширением компетенций федерации, поскольку исключительная компетенция субъектов федерации не определена.
2) Конституция устанавливает исключительную компетенцию субъектов федерации (это обычно вопросы культуры, образования и т.д.), сферу, в которую федерация не может вмешиваться. Это редкий способ размежевания компетенций, в настоящее время он не используется.
3) Конституция устанавливает две сферы компетенций — федерации и ее субъектов (примеры: Швейцария, Канада, Аргентина и др.). Конституция может давать перечень компетенций, однако иногда четко перечислены только компетенции федерации, а компетенции субъектов охарактеризованы в «негативном плане» — сказано, какие меры федерацияне вправе применять по отношению к субъектам. Так формулирует соответствующие положения Конституция США.
4) В Конституции могут быть указаны три сферы компетенции: федерации, субъектов федерации и сфера совместной (совпадающей, конкурирующей) компетенции. Так, среди конституций федеративных государств наиболее подробный перечень содержится в Конституции Индии 1950 г., где названо 97 вопросов, относящихся к ведению федерации, 47 вопросов совпадающей компетенции и 66 вопросов ведения штатов. В Германии в Основном законе, помимо сфер исключительной компетенции федерации и федеральных земель, перечислены сферы конкурирующей компетенции. Это означает, что федеральная земля правомочна принимать законы в этой сфере лишь до тех пор, пока эта сфера не «покрыта» законами федерации, после чего все принятые ранее на земельном уровне законы в этой сфере автоматически упраздняются.
5) Конституция дает перечень только двух сфер компетенций: федеральной и совместной (примеры: Пакистан, Нигерия).
7. Федерализм и демократия: теоретические проблемы и политическая практика.
Демократия – основа для развития федерации. В сильноцентрализованных (авторитарных) государствах федерализм не возможен, т.к. его основной принцип — «власть на местах». При этом, федерализм и демократия не являются "однокоренными" словами, и государство, устроенное по федеративному принципу, совсем не обязательно будет демократическим. Возможны как федерализм без демократии, так и демократия без федерализма. Примерами могут быть монархические государства, например, ОАЭ и Малайзия.
Федерализм - это система разделения власти и принятия решений между двумя или более свободно избранными правительствами, осуществляющими властные полномочия над теми же самыми людьми и географическим регионом.
Федерализм поощряет ответственность правительства перед народом, участие граждан и гражданскую ответственность, поскольку позволяет местным правительствам разрабатывать и обеспечивать выполнение местных законов.
Федеральная система укрепляется через конституцию, существующую в виде написанного документа, дающую полномочия и определяющую сферу разделения ответственности для каждого уровня управления.
Местные постановления отражают предпочтения, в соответствии с которыми местные сообщества хотят жить - полиция, пожарные, школьная администрация, местное законодательство, касающееся здравоохранения и строительства, часто являются вопросами, которые регулируются на местном уровне.
Межправительственные отношения - это отношения различных правительств (национального, региональных и местных) в федеральном государстве, работающих вместе, когда требуется совместное применение законодательно определенных полномочий.
Федеральная система является гибкой и позволяет гражданам участвовать в управлении.
Федерализм предоставляет политическим партиям многочисленные возможности для обслуживания своих избирателей. Даже если какая-то конкретная партия не имеет большинства в национальном законодательном органе или исполнительной власти, ей разрешается принимать участие в работе на региональном и местном уровнях.