Федерализм и федерация

Федерализм (договор, союз) — это родовое (объединяющее) понятие, обозначающее тип поли­тической организации.

Федерация (объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

В качестве подвидов федеральных политических сис­тем выступают союзы, конституционно децентрализованные союзы, конфедерации, федерации, ассо­циированные государства, кондоминиумы, лиги, объединенные функциональные власти, гибриды.

Основным различием между политическими формами, вопло­щающими принцип федерализма, фактически становится сте­пень их централизации (или нецентрализации). Так, в отличие от союза, в федерации образуется федеральный центр, который, как и составные территориальные единицы, может напрямую апелли­ровать к гражданам, получая от них мандат на те или иные дейст­вия и даже на отмену тех или иных решений территорий.

По сте­пени централизации федеральные политические системы можно расположить следующим образом: союз — конфедерация — унитарное децентрализованное (регионализованное) государство — федерация — унитарное государство.

Федерализм и регионализм.

Регионализация — процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональ­ный уровень; процесс перераспределения власти между центром и регионами в пользу последних и учет интересов и нужд регионов в политике, управлении, планировании.

Регионализм — различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, проявляющих себя в идеях, настроениях, действиях, намерениях, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе государств-наций.Регионализм — это политический результат или эффект регионализации.

В ряде работ регионализм рассматривается как политическое движение и даже идеология, которая противопоставляется централизму. Когда говорят, что в определенном государстве развит регионализм, это оз­начает, что в нем имеются влиятельные политические силы регионального уров­ня, которые ведут борьбу за расширение региональной автономии. Крайним про­явлением регионализма в таком случае считается сепаратизм, который ставит за­дачей выход региона из состава государства.

Необхо­димо отличатьрегионализацию отрегионализма: если регионализм предполагает существование стратегии региональных элит, на­правленной на такое перераспределение, то регионализация опи­сывает и анализирует реальный процесс перераспределения.

Таким образом, регионализм можно трактовать как основу для федеративных от­ношений, а федерализм — как политико-правовое оформление регионализма. Федерализма без регионализма быть не может, но регионализм может существовать как самодостаточное явление и без федеративных отношений.

Подходы к классификациям федерализма.

Во-первых, федерации делятся на конституционные и договорные. Договорные, или центростремительные, федерации создаются преимущест­венно снизу, на основе договорных отношений между политиями. Отличительным признаком является учредительный договор между региональными сообществами. К этому типу федераций относятся США, Швейцария, которые называют классическими федерациями. Примером договорной федерации следует считать и ОАЭ. На этапе становления федерации договорные отношения активно использовались в Аргентине. Как правило, в договорных федерациях субъекты отли­чаются более высоким уровнем политической автономии.

Конституционные, или центробежные, федерации создаются сверху, в резуль­тате конституционной реорганизации территории и изменения модели территори­ально-государственного строительства. К этой груп­пе относятся Германия, Индия, Пакистан, Мексика. В данный момент они являются более распространенным типом.

Однако, более правильно говорить о переходных типах конституционно-договорных федераций. Например, даже США не являются чистым примером договорной федерации, поскольку договорной принцип в пол­ной мере относится только к 13 первоначальным штатам.

Во-вторых, федерации делятся на этнические, территориальные и смешан­ные.

Ø В этнических федерацияхсубъектами обычно становятся крупные этно­лингвистические ареалы(Индия, Паки­стан, Эфиопия, Нигерия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Сербия).

Ø В территориальных федерациях регионы или вообще не отличаются по этническим параметрам (если государство является моноэтнические), или же этнические границы сознательно не используются (полиэтнические).Германия, США, Ар­гентина, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Австралия

Ø Смешанный тип относится к тем федерациям, где есть субъекты федера­ции, выделенные как на этнической, так и на территориальной основе. Различные эт­нические группы могут иметь от одного до множества субъектов федерации. Яркий пример — Канада, где есть франкоязычный Квебек, эскимосский Нунавут и боль­шая группа англоязычных провинций.

Важно отметить, этнонациональный принцип государственного строительства создает территориальный формат для возможного распада страны. Поэтому в полиэтнических государствах речь идет о таком формировании политической карты, которое снижало бы риски сепаратизма, позволяя при этом учитывать потребности этнических ареалов.

В-третьих, федерации можно классифицировать по степени дробности их политико-административной структуры.

Двухсубъектные федерацииявляются наименее устойчивыми, поскольку ка­ждый из субъектов по своему формату оказывается близок к формату независимого государства. В настоящее время такими федерациями являются Сент-Киттс и Невис, Танзания, Босния и Герцеговина.Чехословакия, Сербия и Черногория не смогли долго существовать в таком формате и распались, а Камерун и Эфиопия перешли в свое время от двухсубъектности к унитаризму. Так же есть Бельгия и Коморские острова (по три субъекта), Пакистан и Микронезия (по четыре).

Большинство федераций относится к числу полисубъектных. Здесь риски распада ниже, поскольку субъекты федерации обычно невелики и прочнее связаны друг с другом. Менее 10 субъектовфедерации насчитывается в Австралии, Австрии, ОАЭ и Эфиопии, в Канаде их 11 (плюс две территории), в Малайзии — 13, в Герма­нии — 16. Латиноамериканские федерации являются достаточно дробными: 22 штата в Венесуэле, 23 провинции в Аргентине, 26 штатов в Бразилии и 31 штат в Мексике. В составе Швейцарии — 23 кантона, в Судане — 26 штатов, в Индии — 28, в Ниге­рии — 36. Наибольшее число субъектов федерации (кроме России) насчитывается в США — 50 штатов.

В-четвёртых,так же выделяют симметричные и асимметричныефедерации. Симмет­ричная федерация означает однородность и равноправие составляю­щих федерацию субъектов, она более стабильна, в ней отсутствует борь­ба за выравнивание статусов субъектов. Однако асимметрия может как раз представлять собой адекватный ответ на объективно суще­ствующие различия между субъектами, она опирается на социаль­но-экономические, исторические, культурные, этнические и иные различия между территориями государства. В случае серьезных различий искусственное выравнивание может принести только вред, способствовать территориальной дезинтеграции государства. К тому же само разграничение симметричных/асимметричных федераций является достаточно спорным, идеально симметрич­ных федераций нет, поскольку даже конституционно симметрич­ная федерация имеет ту или иную «скрытую асимметрию». Наибо­лее часто она проявляется в неодинаковом представительстве ре­гионов в верхней палате парламента (пример: представительство федеральных земель ФРГ в бундесрате).

Организация власти в федеративном государстве.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

В Российской Федерации принято разделять органы власти на:

· федеральные (органы власти федерации)

· региональные (органы власти субъектов федерации).

К основным федеральным органам власти относятся:

· Глава государства — Президент Российской Федерации;

· Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание России;

· Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;

· Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России

· Судебные органы — Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд.

На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.

Проблемы разграничения власти между федеративным центром и субъектами федерации: мировой опыт.

1) Конституция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению ее субъек­тов (примеры: Танзания, бывшие Югославия и Чехословакия). Такой подход к размежеванию компетенций чреват бесконтроль­ным расширением компетенций федерации, поскольку исключи­тельная компетенция субъектов федерации не определена.

2) Конституция устанавливает исключительную компетенцию субъектов федерации (это обычно вопросы культуры, образования и т.д.), сферу, в которую федерация не может вмешиваться. Это редкий способ размежевания компетенций, в настоящее время он не используется.

3) Конституция устанавливает две сферы компетенций — феде­рации и ее субъектов (примеры: Швейцария, Канада, Аргентина и др.). Конституция может давать перечень компетенций, однако иногда четко перечислены только компетенции федерации, а ком­петенции субъектов охарактеризованы в «негативном плане» — сказано, какие меры федерацияне вправе применять по отноше­нию к субъектам. Так формулирует соответствующие положения Конституция США.

4) В Конституции могут быть указаны три сферы компетен­ции: федерации, субъектов федерации и сфера совместной (сов­падающей, конкурирующей) компетенции. Так, среди конститу­ций федеративных государств наиболее подробный перечень содержится в Конституции Индии 1950 г., где названо 97 вопро­сов, относящихся к ведению федерации, 47 вопросов совпадаю­щей компетенции и 66 вопросов ведения штатов. В Германии в Основном законе, помимо сфер исключительной компетенции федерации и федеральных земель, перечислены сферы конкури­рующей компетенции. Это означает, что федеральная земля пра­вомочна принимать законы в этой сфере лишь до тех пор, пока эта сфера не «покрыта» законами федерации, после чего все при­нятые ранее на земельном уровне законы в этой сфере автомати­чески упраздняются.

5) Конституция дает перечень только двух сфер компетенций: федеральной и совместной (примеры: Пакистан, Нигерия).

7. Федерализм и демократия: теоретические проблемы и политическая практика.

Демократия – основа для развития федерации. В сильноцентрализованных (авторитарных) государствах федерализм не возможен, т.к. его основной принцип — «власть на местах». При этом, федерализм и демократия не являются "однокоренными" словами, и государство, устроенное по федеративному принципу, совсем не обязательно будет демократическим. Возможны как федерализм без демократии, так и демократия без федерализма. Примерами могут быть монархические государства, например, ОАЭ и Малайзия.

Федерализм - это система разделения власти и принятия решений между двумя или более свободно избранными правительствами, осуществляющими властные полномочия над теми же самыми людьми и географическим регионом.

Федерализм поощряет ответственность правительства перед народом, участие граждан и гражданскую ответственность, поскольку позволяет местным правительствам разрабатывать и обеспечивать выполнение местных законов.

Федеральная система укрепляется через конституцию, существующую в виде написанного документа, дающую полномочия и определяющую сферу разделения ответственности для каждого уровня управления.

Местные постановления отражают предпочтения, в соответствии с которыми местные сообщества хотят жить - полиция, пожарные, школьная администрация, местное законодательство, касающееся здравоохранения и строительства, часто являются вопросами, которые регулируются на местном уровне.

Межправительственные отношения - это отношения различных правительств (национального, региональных и местных) в федеральном государстве, работающих вместе, когда требуется совместное применение законодательно определенных полномочий.

Федеральная система является гибкой и позволяет гражданам участвовать в управлении.

Федерализм предоставляет политическим партиям многочисленные возможности для обслуживания своих избирателей. Даже если какая-то конкретная партия не имеет большинства в национальном законодательном органе или исполнительной власти, ей разрешается принимать участие в работе на региональном и местном уровнях.

Наши рекомендации