Глава 5. Государственная служба в Испании
Если на систему территориальной организации Испании повлияла итальянская традиция[8], то в государственной службе страна восприняла французскую модель. При данной модели государственные служащие действуют на основании закона, а не контракта, критерием для назначения являются профессиональные качества, определённые в ходе квалификационных экзаменов, а для продвижения по службе - выслуга лет.
Cущественных изменений в период перехода от правления генерала Франко к демократическому режиму государственная служба не претерпела. С принятием Конституции 1978 г. наиболее существенные изменения в сфере государственной службы были связаны с созданием автономных сообществ и с признанием права на создание профсоюзов.
Регламентация основ правового положения государственных служб и их служащих относится к исключительному ведению государства. Эти вопросы регулируются Конституцией Испании 1978 года, законами и королевскими декретами.
В конституции закрепляется возможность доступа граждан на условиях равенства к общественным и государственным должностям, устанавливаются пределы законодательного регулирования. На подобном уровне должны регламентироваться такие вопросы, как cтатус публичных служащих, условия доступа к публичной службе в соответствии с достоинствами и способностями, порядок пользования правом на профессиональные объединения, положение о несовместимости должностей и гарантии беспристрастности при осуществлении ими служебных функций. В Конституции также закрепляется принципы деятельности публичной администрации: беспристрастная служба общим интересам, эффективность, иерархия, децентрализация, деконцентрация, координация, подчинение закону и праву.
В настоящее время продолжают действовать отдельные положения Закона о гражданских служащих государства 1964 г., в соответствии с которыми к участию в конкурсе на замещение должностей государственных служащих допускаются лица, отвечающие следующим требованиям:
- имеющие гражданство Испании;
- достигшие совершеннолетия и возраста, установленного для каждого из корпусов служащих;
- располагающие необходимыми документами и не имеющие физических противопоказаний для занятия соответствующих должностей;
- лицо, подающее документы на конкурс, не должно быть уволено с государственной службе на основании дисциплинарной процедуры или лишено права находиться на государственной службе.
В 1984 г. был принят Закон о мерах по реформе государственной службы. В соответствии с этим законом было уменьшено число служб и подразделений государственного аппарата; разрешён переход государственных служащих в рамках аппарата в другие департаменты; установлен возрастной ценз для выхода в отставку - 65 лет; унифицирована процедура подбора кадров; запрещены контакты административного характера на выполнение дополнительных или специальных работ государственными служащими, не являющимися кадровыми чиновниками. К ведению Правительства была отнесена регламентация деятельности органов, осуществляющих отбор служащих. В обязанности Национального института публичной администрации входит координация и контроль в отношении практики подбора кадров, а также сотрудничество с другими центрами, осуществляющими аналогичные полномочия. В качестве первейшей обязанности государственного служащего указывается верность Конституции при осуществлении своих полномочий.
Также в 1984 году был принят ещё один важный акт - Закон о несовместимости должностей, распространяющийся на персонал, находящийся на службе в публичной администрации. В нём был установлен принцип занимать только одну должность в государственном секторе. Вторая должность в государственном секторе допускается только в двух сферах - педагогической деятельности и здравоохранении. Помимо этого совмещение должностей может быть допущено на основании решения Совета министров, оформленного в виде королевского декрета, либо решения органа управления регионального автономного образования.
В частном секторе государственный служащий не может заниматься бизнесом или работать в частных фирмах или у частных лиц, с которыми он имеет или имел контакты при выполнении своих служебных обязанностей в течение последних двух лет.
В январе 1990 года королевским декретом был утверждён Генеральный регламент замещения должностей и продвижения по службе гражданских чиновников государственной администрации. Этот акт регламентирует общий порядок отбора государственных служащих, однако его действие не распространяется на преподавательский и научно-исследовательский состав, здравоохранение, замещение должностей в Министерстве Обороны и Министерстве Внутренних Дел и за рубежом. Для этих категорий служащих издаются специальные нормы.
В Испании существует два способа замещения должностей:
- конкурсный отбор для замещения должностей кадровых чиновников;
- свободный отбор для замещения высших должностей.
Объявление о замещении должностей публикуется в Boletin Oficial de Estado («Государственный журнал»). Сведения об увольнении или приёме на службу в государственную администрацию должны быть внесены в центральный реестр персонала в течение трёх дней.
Государственная канцелярия публичной администрации по инициативе департаментов министерств определяет исходные позиции для объявления конкурса. В объявлении даётся перечень рабочих мест, требования, необходимые для их замещения, указывается состав комиссии по оценке кандидатов. Каждое министерство принимает решение о замещении должностей в своих подразделениях или подчинённых органах.
В состав комиссии по оценке кандидатов входят не менее пяти членов, определяемых тем подразделением, которое объявляет конкурс, однако как минимум один член комиссии определяется тем министерством, в подчинении которого находится персонал. Также в состав комиссии могут входить представители профсоюзных организаций и Государственной канцелярии публичной администрации. Члены комиссии должны занимать должности не ниже тех, которые подлежат замещению.
Участвовать в конкурсе могут государственные служащие вне зависимости от местонахождения их рабочего места и подчинённости их службы. Однако необходимым условием является то, чтобы на занимаемой должности это лицо отработало не менее двух лет с тем, чтобы претендовать на занятие новой должности.
Свободный отбор кандидатов - прерогатива министров и государственных секретарей, в чьём подчинении находится тот или иной департамент. В данном порядке замещаются такие должности, как: заместитель генерального директора, территориальные или провинциальные представители или директора, уполномоченные департаментов министерств. При этом также даётся открытое объявление о замещении должности, в котором помимо обычных реквизитов указываются ещё и дополнительные требования. Заявления кандидатов в течение 15 дней после публикации объявления направляются в тот орган, который объявил конкурс. Чиновники, назначенные в таком порядке могут быть уволены по усмотрению администрации.
В Испании выделяют четыре уровня государственной службы:
- центральная администрация;
- администрация региональных автономных сообществ;
- местная администрация;
- и администрация полунезависимых агентств и предприятий, находящихся в государственной собственности.
Статус центральной администрации определяется в Законе об организации центральной администрации 1983 г.
Статус администрации региональных автономных образований и местной администрации будет рассмотрен ниже, однако остановимся на наиболее важных аспектах. Как нам известно, Правительство направляет в область своего представителя, статус которого определяется Законом от 16 ноября 1983 года. Представитель назначается на должность королевским декретом по предложению председателя Правительства. Он руководит деятельностью гражданских губернаторов и всей администрации государства, расположенной на территории автономии, а также координирует её деятельность с деятельностью администрации области.
В связи с образованием региональных сообществ были осуществлены определённые преобразования в администрации государства. Эти вопросы регламентировались в Законе об автономном процессе 1984 года. Административная реформа осуществлялась на основании следующих критериев:
- реорганизация служб департаментов министерств с учётом процесса автономизации;
- упразднение лишних структур или преобразование их в органы координации, планирования, инспектирования и документации;
- изменение структуры периферийной администрации государства.
Была осуществлена передача областям периферийных служб государства по вопросам, переданным в компетенцию региональных сообществ, а также перевод в их подчинение чиновников, стоящих на службе в данных органах. Передаваемые государственные служащие сохраняли своё экономическое положение, а также возможности продвижения по службе и осуществления профессиональной деятельности.
Для Испании характерен самый низкий в Европе удельный вес государственных служащих местного уровня, что объясняется высокой степенью административной централизации.
Институционная администрация представлена полунезависимыми агентствами и государственными предприятиями. Они обладают определённой самостоятельностью, хотя зависят прямо или косвенно от департаментов Правительства и создаются полностью или частично на средства государственного бюджета. Деятельность таких агентств регулируется публичным правом, они являются частью государственной администрации, хотя и не относятся к центральному аппарату. Предприятия, находящиеся в государственной собственности, - субъекты частного права, являются одной из разновидностей частных кампаний, однако их капитал, полностью или частично является государственной собственностью.
Лица, занятые на государственной службе подразделяются на кадровых чиновников и обычных служащих. Государственные служащие подразделяются по корпусам. Корпус- это группа государственных служащих, которые отбираются в соответствии с единообразной процедурой, имеют одинаковую профессиональную подготовку и занимают должности с похожими полномочиями. Только в рамках центральной администрации существует около 200 корпусов.
Кадровые чиновники классифицируются по разрядам с учётом двух критериев - уровня образования и степени сложности выполняемых задач, места в иерархии должностей государственной администрации. Всего существует 30 разрядов. Для получения 4 разряда необходим аттестат средней школы, 8 - диплом технической школы, 10 - диплом университета. Разряд также зависит от класса или группы, к которой принадлежат служащие. Служащие, принадлежащие к группе А, получают разряды с 20 по 30. На этих служащих возложена функция выработки управленческих установок. Они обязаны обеспечить приведение административной деятельности в соответствие с общей политикой Правительства, готовить правительственные законопроекты и решения, разрабатывать инструкции, необходимые для их осуществления. Служащие группы В получают разряды с 16 по 26; на них возложена задача реализации управленческих установок. Они ведут текущую работу, а также выполняют некоторые специальные обязанности, требующие административных знаний и опыта. Группа С включает специалистов, которые получают с 11 по 22 разряды, а группы D и E - вспомогательный персонал, который получает разряды с 9 по 18 и с 7 по 14 соответственно.