Понятие основ правового статуса человека и гражданина
Реферат студента 2 курса бакалавриата группы № 24\221
по Правоведению
Научный руководитель
Кандидат экономических наук
А.В. Мерзлякова
Санкт-Петербург
Содержание:
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1………………………………………………………………………5
1.1 Понятие и сущность правового статуса личности в Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.2 Принципы правового статуса личности………………………………9
1.3 Структура правового статуса личности: Гражданство и гарантии правового статуса………………………………………………………………..13
Глава 2. ……………………………………………………………………19
2.1 Права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации………………………………………………………………………..19
2.2 Ограничения прав и свобод человека и гражданина……………….21
2.3 Правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России…………………………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………..30
Список используемой литературы……………………………………….32
Введение
Конституционные права и свободы человека и гражданина лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права и, в целом, составляют ядро правового статуса личности. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации.
Актуальность темы контрольный работы связана в первую очередь с тем, что закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции Российской Федерации, представляются самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации. Не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества. Правовой статус – это сложная, собирательная категория, которая отражает весь комплекс связей человека с обществом и государством. Именно правовой статус человека и гражданина определяет систему взаимоотношений личности и государства, их взаимные права и ответственность.
Основной целью данной контрольной работы является исследование правового статуса человека и гражданина в России, его понятие, структура и содержание.
Исходя из поставленной цели работы можно выявить следующие задачи:
1. Прежде всего, необходимо выявить что представляет из себя правовой статус и подробно разобрать такие понятия как «человек», «гражданин» «личность» и установить разницу между ними.
2.Выделить основные принципы правового статуса личности.
3. Исследовать понятия правовых гарантий и гражданства как основной части правового статуса человека и гражданина в государстве.
4. Рассмотреть основы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ.
Глава 1
1.1 Понятие и сущность правового статуса личности в Российской Федерации
На мой взгляд, наиболее важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил во 2-й главе Конституции РФ: "Права и свободы человека и гражданина". В этой главе устанавливается, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.
Прежде всего, в данной главе необходимо выделить определение правового статуса личности. Итак, правовое положение или, другими словами, правовой статус человека и гражданина - это совокупность прав, свобод и обязанностей человека, закрепленных Конституцией Российской Федерации, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.[1]
В установлении правового положения человека и гражданина конституционное право выполняет особую роль, а что касается остальных отраслей права, то они, в свою очередь, закрепляют совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: будь то имущественные отношения, семейные, финансовые, трудовые, и т.д.
К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности. В 64-й ст. 2-й главы Конституции РФ это выражено в прямой форме. В этой статье отмечается, что "положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации". [2]
Далее, на мой взгляд, необходимо выделить и сравнить такие категории, как «человек», «гражданин», «личность» и «индивид». Все эти понятия часто употребляются и будут употребляться в моей работе.
Начнем с понятия «человек», которое является наиболее широким, среди всех этих категорий. Такое понятие как «человек», в смысле субъекта права, достаточно широко употребляется как в различных международных документах, так и в законодательстве. Так, например, в 6-й ст. Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., записано, что "каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».[3] Декларация прав и свобод человека и гражданина в 5-й ст. 1-й ч. предусматривает, что "каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации". В приведенных в качестве примеров случаях, человек рассматривается как существо, которое соединяет в себе социальные и биологические, ему присуща высшая форма развития психики - сознание.[4]
«Индивид» - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.
Общие характеристики индивида: целостность психофизической организации организма; устойчивость по отношению к окружающей действительности; активность.
Другими словами, можно сказать, что индивид - это «конкретный человек» от рождения до смерти.
Итак, человек - это субъект множества прав и обязанностей, в том числе и гражданских. Однако законодательство, чтобы обозначить человека, как субъекта гражданских прав и обязанностей использует такое понятие, как «гражданин». «Гражданин – это лицо, которое связано с определенным государством. Посредством гражданства осуществляется постоянная политико-правовая связь государства и лица, которая позволяет гражданину иметь взаимные права и обязанности по отношению к государству или другим гражданам».[5]
И, наконец, понятие «личность». С точки зрения психологии и философии – это такой особый субъект общественных отношений, который обладает определенным уровнем психического развития. Основные качества личности присущи психически здоровому человеку, который достиг определенного возраста и который способен в силу своих интеллектуальных и духовных качеств быть участником общественных отношений, формировать свою позицию, отвечать за поступки. Понятие "личность" является более узким по сравнению с понятием "человек" и не каждый человек может называться личностью. Как правильно подчеркивается в юридической литературе, «личностью не рождаются, а ею становятся». Если бы субъектами права признавались только личности, то было бы нельзя признать субъектами людей, которые, согласно понятию, не являются личностями (психически больные люди, дети). Это явно противоречило бы законодательству, которое признает субъектом гражданского права каждого человека независимо от его возраста и состояния здоровья.[6]
Исходя из темы контрольной работы необходимо разобраться, что такое правовой статус личности.
Правовой статус личности – это совокупность прав, свобод, а также законных интересов человека как субъекта права, которые признаются и гарантируются государством. Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек. Однако, именно права и обязанности личности составляют ядро правового статуса.
Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод. Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.[7]
Следует отметить, что понятие «правовой статус» имеет несколько собирательный характер, поскольку он включает в себя правовые статусы граждан и лиц, имеющих двойное гражданство, иностранцев, беженцев, а также лиц, вынужденных на переселение. Так же правовой статус отражает реальное положение личности в системе общественных отношение, фиксирует фактический или социальный статус личности и позволяет увидеть права и обязанности личности в системном целостном виде. Немаловажной особенностью правового статуса личности является то, что он позволяет проводить сравнение статусов и открывает пути их дальнейшего совершенствования.
Правовой статус – это комплексная категория, которая отражает взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, а также и другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре.[8]
Выделяется 3 вида правового статуса личности: общий, специальный и индивидуальный статусы.
Прежде всего, общий правовой статус — это не зависящий от обстоятельств, исходный для остальных статусов личности и одинаковый для всех конституционный статус гражданина государства, члена общества.
Специальный правовой статус — это особый родовой статус, который имеют определенные категории граждан, имеющие специфические дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством;
И третий, индивидуальный правовой статус — это единичный статус; совокупность персонифицированных прав и обязанностей конкретного лица. Данный статус может изменяться вместе с изменениями в жизни человека.
1.2 Принципы правового статуса личности
Помимо самого определения и характеристики правового статуса личности, необходимо так же обозначить начала, принципы, на основе которых осуществляется использование прав и свобод человека.
Итак, принципы правового статуса личности – это начала, охраняемые и признаваемые государством и правом, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, а также выполнение его обязанностей.
Единого, признанного всеми учеными-конституционалистами перечня принципов правового статуса личности не существует. Некоторые выделяют 4 основных универсальных принципа, некоторые больше. Мы будем рассматривать перечень принципов по С. А. Авакьяну, считает систему принципов правового положения человека и гражданина в Российской Федерации более разветвленной и его версия мне кажется наиболее полной и обоснованной.
Принципы, которые мы будем рассматривать наиболее универсальны, поскольку они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.[9]
Самое важное место занимает принцип равноправия, отмеченный в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в п. 2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.[10]
Равноправие значит, что государство гарантирует обеспечить равные права и свободы своим гражданам.
Принцип равноправия прежде всего включает в себя равенство всех перед законом и судом, что предписания закона обязательны для всех, а суд должен принимать решения, руководствуясь только законом.
Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.
Равенство прав и свобод человека и гражданина или равноправие Конституция понимает, как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.
Следующий принцип — это непосредственное действие прав и свобод. Этот принцип закрепляется в Конституции РФ, в которой говорится: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления».[11]
Неотчуждаемость основных прав и свобод – еще один принцип правового статуса человека так же сформулирован в Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».[12] Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека и подтверждает, что эти права не дарованы государством и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается только в признании этих прав в создании специальных условий, чтобы эти права могли реализовываться.
Не менее важный принцип - это недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем виде этот принцип в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.
Наряду с этим Конституция РФ содержит и положение о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.
Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Закон формируется таким образом, чтобы удовлетворить интересы людей и суметь предотвратить нарушение прав и свобод.
Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями.
Еще один принцип находит свое выражение в том, что правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, избирательные права, и др.
И последний принцип – это гарантированность прав и свобод, который означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. Этот принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.[13]
1.3 Структура правового статуса личности
В заключительной части первой главы необходимо выделить гарантии правового статуса личности и гражданство, поскольку оно является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности.
Итак, прежде всего раскроем понятие гражданства и его роль в правовом статусе человека и гражданина. Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
Непосредственно само гражданство — это устойчивая правовая связь данного лица со своим государством, основанная на их взаимных правах, обязанностях и ответственности и выражающаяся в распространении на данное лицо суверенной власти и юрисдикции этого государства. Гражданство — неотъемлемое свойство, атрибут государственного суверенитета. Благодаря наличию гражданства на соответствующих лиц распространяется суверенная власть и законы данного государства вне зависимости от того, находятся ли они постоянно или временно на территории своей или другой страны. На основе признания гражданства то или иное лицо не только становится обладателем определенной совокупности субъективных прав, но и получает возможность принимать участие в управлении делами соответствующего общества и государства. [14]
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние.
Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гра Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует решения государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.
Определение в Законе гражданства как связи лица с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.
Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.
1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6).
Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.
2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства Российской Федерации проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства.
Далее, что касается гарантий правового статуса личности. Одно из центральных мест в вопросе о правах личности занимает проблема гарантий, так как о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране и реализации.
Расширение и углубление правового статуса личности зависят от условий, которые предоставляет государство, а также и от добросовестного выполнения своих обязанностей каждой личностью перед государством и, разумеется, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека - это экономическое состояние государства. Сознательность и самодеятельность людей являются решающей гарантией осуществления Конституции, ее статей и гражданских нрав, обозначенных законом.
Систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности традиционно подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности нельзя рассматривать как реальный, если он не снабжен правовыми гарантиями, которые, в свою очередь, обеспечивают реализацию прав, свобод и обязанностей личности и охраняют их от нарушений. В таком случае правовой статус будет носить лишь формальный характер. Специальные или, другими словами, юридические гарантии – это правовые нормы, которые определяют порядок и условия при которых реализуются права, определяют юридические средства охраны и защиты этих прав в случае их нарушения. При помощи этих гарантий обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.[15]
С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям - и это важно подчеркнуть - уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем.[16]
С точки зрения своей структуры, юридические гарантии входят в правовое положение личности. Мне кажется, что можно считать вполне обоснованным высказанное в литературе мнение о подразделении юридических гарантий на гарантии реализации и охраны, поскольку они тесно связаны между собой. Однако выделять гарантии охраны в качестве самостоятельного вида было бы не совсем верно. Прежде всего в силу того, что эти гарантии, их действие проявляются в тех случаях, когда нарушается нормальный, четкий ритм реализации правового статуса, когда юридических гарантий реализации по существу оказывается недостаточно, они "не срабатывают" вообще или частично, не хватает их воздействующего качества. Нужно более жесткое принуждение, заключающееся во вступлении в действие юридических гарантий охраны. Поэтому гарантии реализации и гарантии охраны взаимосвязаны, их подразделение скорее условное, чтобы выделить, оттенить воздействие и собственно регулирование.[17]
По-видимому, гарантии охраны правового статуса следует рассматривать в качестве подвида юридических гарантий реализации, ибо их наличие тоже способствует правильной реализации правового статуса.
Общими гарантиями традиционно принято считать экономические, политические, идеологические, которые представляют собой совокупность экономических, политических, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод граждан.
Некоторые авторы из политических гарантий в самостоятельную группу выделяют социальные, а идеологические гарантии рассматривают как составную часть духовных.[18] Возможно, выделение социальных гарантий в качестве самостоятельных, еще имеет право на отдельное существование, а включение идеологических в состав духовных - нет. Скорее всего, они существуют самостоятельно, так как отражаются в политико-правовом сознании общества в целом, отдельных социальных групп, личности.
Экономические гарантии являются определяющими в системе гарантий, поскольку они создают такие материальные условия, которые обеспечивают более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, которые непрерывно возрастают. Экономическими гарантиями выступают прежде всего различные формы собственности, экономическая политика государства, состоящая в поддержке различных слоев граждан.
Социальные гарантии углубляют реальное содержание правового статуса личности на основе принципов гуманизма, справедливости, равенства, расширения реальных условий в реализации потенциальных возможностей как для каждой личности, так и для всего общества.
Итак, подводя итог всему вышесказанному на тему гарантий правового статуса личности необходимо еще раз повторить, что каждый человек должен ощущать свою социальную защищенность в обществе и должен понимать, что государство обязано обеспечить реализацию его прав, свобод и обязанностей и охранять их от нарушений. Социальная защищенность человека в обществе определяется реализацией его права на определенный уровень благосостояния, отраженный в системе гарантий. [19]
Глава 2
2.1 Права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
Как уже ранее отмечалось, в систему прав и свобод человека и гражданина входят прежде всего личные, или гражданские, права и свободы, характеризующие положение личности как таковой. Сюда входят права на жизнь, достоинство, свободу и неприкосновенность личности, на частную жизнь, неприкосновенность жилища, свободы мысли, совести и слова, передвижения и выбора места жительства, право на судебную защиту своих прав и свобод и др. При всем исключительно важном значении других прав и свобод, именно эти личные права и свободы составляют базисную основу (первооснову) конституционно-правового статуса личности, в то время как другие права и свободы выступают как бы производными, вторичными. Не случайно, что этим правам и свободам уделяется особенно пристальное внимание в конституционном законодательстве демократических стран. Большинство из этих прав являются неотъемлемыми и не подлежат ограничению.
Право на жизнь — наиболее общепризнанное, естественное и неотъемлемое право человека, суть которого состоит в том, что ни один человек не может быть произвольно лишен жизни.
С правом на жизнь тесно связаны и права на человеческое достоинство, свободу и неприкосновенность личности. Право на человеческое достоинство означает обязанность государства, его органов и других граждан соблюдать законность и этические нормы во взаимоотношениях с каждой личностью, проявлять к ней правовое, уважительное отношение, не нарушать своими действиями ее права и свободы. Само собой разумеется, что это право исключает всякую возможность применения насилия, пыток, других жестоких и унижающих человеческое достоинство наказаний и обращений, проведения медицинских, научных и иных опытов без добровольного согласия соответствующего лица. Охрана достоинства личности обеспечивается уголовным, гражданским и иным законодательством, которое предусматривает, в частности, ответственность за клевету и оскорбление, право каждого на защиту своей чести, достоинства, доброго имени, на возмещение морального ущерба и др.
Право на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона и не нарушая права и свободы других людей.
А теперь, отметим положения, которые касаются права на частную жизнь и на неприкосновенность жилища; свободы передвижения и выбора места жительства. Тоталитарные и авторитарные режимы стремятся в той или иной мере поставить под контроль государства и частную (личную) жизнь человека. В гражданском же обществе и подлинно демократическом государстве личность автономна и суверенно решает вопросы своей частной жизни, не допуская бесцеремонного вмешательства в нее государственной власти. Не случайно поэтому во Всеобщей декларации прав человека ООН закрепляется, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства и таких посягательств (ст.12).
Далее рассмотрим права человека относительно Свободы мысли и слова, совести и вероисповедания. Свобода мысли — это естественное и имманентное состояние человеческого ума, в принципе не нуждающееся ни в каком правовом закреплении. Но поскольку в определенных (тоталитарных и авторитарных) условиях имеют место ограничения и даже подавление этого естественного права человека, конституции демократических стран считают необходимым четко и последовательно утверждать такую свободу в тесной связи со свободой слова, совести и религии. В обеспечении этих прав и свобод — одно из важнейших проявлений демократизма и гуманизма общественного и государственного строя страны. Эти личные права и свободы неотделимы от обеспечения таких других прав и свобод, как свободы инакомыслия, печати, критики, оппозиции, права меньшинств и др.
2.2 Ограничения прав и свобод человека и гражданина
Как известно, права человека являются общечеловеческим достоянием и обладают наивысшей ценностью. Эти права не должны ограничиваться, однако, существуют случаи, когда это необходимо и государство должно устанавливать определенные четкие обоснования и некие конкретные пределы введения ограничений прав или же ввести возможности возможных отступлений от тех прав, которые защищены международными соглашениями. Ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.е. определение пределов свободы личности в обществе и государстве, — это, вероятно, одна из важнейших составляющих взаимоотношений человека и государства. Безусловно, один из важнейших вопросов права – это установление и законодательное закрепление баланса между интересами личности, общества и государства. Также конституционное право определяет конституционные основы свободы личности.
Итак, конституционные ограничения – это установленные в Конституции РФ границы, в пределах которых субъекты могут осуществлять свои права и свободы. В основном, такие границы устанавливаются с помощью разнообразных запретов, обязанностей, приостановлений и ответственности.
Правовые ограничения прав и свобод зафиксированы в Конституции РФ и занимают в ней особое положение. Особенность этих ограничений заключается в том, что здесь они во многом приближаются к общетеоретической конструкции, приобретают надотраслевые черты, которые уже впоследствии конкретизируются в отдельных законах. Конституционные ограничения выступают в качестве индикатора, который позволяет определить степень свободы и защищенности личности. Установленные в Конституции РФ ограничения наилучшим образом характеризуют отношения между человеком и государством и представляют собой некий раздел между законностью и произволом.
Как уже говорилось, согласно ст. 17 п. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются наивысшей ценностью, однако основной закон страны допускает возможность их ограничения, о чем говорится ст. 55 п. 3, в котором установлено: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.».[20] Также в Конституции в ст. 56 п. 3 четко фиксируется: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации».
Конституционные ограничения прежде всего связаны с неблагоприятными условиями для реализации интересов личности (угрозой или лишением определенных ценностей), поскольку они направлены на их сдерживание и, одновременно, на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите (интересов правопорядка). Ограничения, согласно Конституции, сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельно допустимого» уровня.
Необходимо отметить, что ограничения отличаются от ущемлений, являющихся в какой-то степени теми же специфическими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. правонарушениями.
Конституционные ограничения прав и свобод можно классифицировать по следующим основаниям:[21]
1. Прежде всего, в зависимости от прав и свобод. Здесь ограничения разделяются на ограничения гражданских и политических прав (например, что касается ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю).
Однако, что среди прав существуют и такие, которые вообще не должны ограничиваться. Это такие права как абсолютные или основные. Они не создаются государством, не нуждаются в его признании и не могут быть ограничены или вовсе ликвидированы им. Эти права присущи индивидууму охраняют его свободу не только от незаконного, но и законного государственного принуждения. Говоря о правах, которые не подлежат ограничению, упоминают 4 статью Международного пакта о гражданских и политических правах. В этой статье предусмотрено, что такие права, как право на жизнь, право не подвергаться жестокому и бесчеловечному обращению, право не содержаться в рабстве или подневольном состоянии, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести и религии и др., ни при каких обстоятельствах не могут быть ограничены.
2. Так же ограничения могут классифицироваться в зависимости от времени действия. Здесь они делятся на постоянные – те, которые установлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть четко обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации и т.д. Однако, постоянные ограничения весьма условны, поскольку в настоящее время все чаще и чаще складываются ситуации, когда установленные ограничения отменяются. В основном, это происходит по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии.