Тема 6. Технологии управления
Понятие технологии управления. Цель технологии управления. Виды управленческих технологий: линейная, разветвленная, по отклонениям, по ситуации, по результатам, по целям, поисковая. Место техники управления в технологии управления.
Информационные технологии управления.
Организационные технологии управления. Основные этапы организационно-технологического проектирования: концептуализация, технологизация, процедуризация, алгоритмизация и автоматизация выделенных фрагментов деятельности.
Критерии эффективности технологии управления: простота, гибкость, надежность, экономичность и удобство эксплуатации.
Тема 7. Эффективность управления
Понятие эффективности управления. Критерии эффективности управления: управленческая эффективность (результативность, понимаемая как достижение цели); экономическая эффективность (соотношение результатов с затратами, необходимыми для их достижения); социальная эффективность (степень достижения социальных параметров управления). Группы показателей, используемых при оценках эффективности аппарата управления: показатели, характеризующие эффективность системы управления, выражающиеся через конечные результаты социальной системы и затраты на управление; показатели, характеризующие содержание и организацию процесса управления через непосредственные результаты и затраты управленческого труда; показатели, характеризующие рациональность организационной структуры и ее техническо-организационный уровень. Методы измерения эффективности управления. Факторы повышения эффективности управления.
Тема 8. Культура и стиль управления
Понятие культуры управления. Виды культуры управления: информационная, организационная, социальная, экономическая, социально-
психологическая, правовая и техническая.
Оценочные методы культуры управления: нормативные, сравнительный (сопоставительный), отслеживание изменений и конструктивно-критический. Понятие стиля управления.
Классификация стилей управления. Основные стили управления: авторитарный (директивный, автократический), демократический и либеральный. Сочетание стилей управления.
Зарубежные и отечественные подходы к применению стилей управления.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Формами проведения учебных занятий и формами заданий для самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплина «Политология» в аудитории под контролем преподавателя являются:
ответы на вопросы;
собеседование;
доклад и его обсуждение;
систематизация учебного материала;
формулирование вопросов по теме
НАПРАВЛЕНИЕ: «Государственное и муниципальное управление»
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 3 года, 6 мес.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная
Таблица 10 – Содержание, формы и методы контроля, показатели и критерии оценки самостоятельной работы
№п/п | Раздел (тема) дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (кол-во часов) |
1. | Тема 1. Понятие, предмет, метод и категории теории управления | составление конспекта | |
2. | Тема 2. Эволюция управленческой мысли | подбор литературы | |
3. | Тема 3. Система, механизм, процесс управления | систематизация учебного материала | |
4. | Тема 4. Применение системного подхода в управлении | систематизация учебного материала | |
5. | Тема 5. Планирование, организация, мотивация, контроль и координация как функции управления | составление конспекта | |
6. | Тема 6. Технологии управления | составление конспекта | |
7. | Тема 7. Эффективность управления | составление конспекта | |
8. | Тема 8. Культура и стиль управления | систематизация учебного материала | |
Итого |
НАПРАВЛЕНИЕ: «Государственное и муниципальное управление»
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4 года, 6 мес.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная
Таблица 11– Содержание, формы и методы контроля, показатели и критерии оценки самостоятельной работы
№п/п | Раздел (тема) дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (кол-во часов) |
1. | Тема 1. Понятие, предмет, метод и категории теории управления | составление конспекта | |
2. | Тема 2. Эволюция управленческой мысли | подбор литературы | |
3. | Тема 3. Система, механизм, процесс управления | систематизация учебного материала | |
4. | Тема 4. Применение системного подхода в управлении | систематизация учебного материала | |
5. | Тема 5. Планирование, организация, мотивация, контроль и координация как функции управления | составление конспекта | |
6. | Тема 6. Технологии управления | составление конспекта | |
7. | Тема 7. Эффективность управления | Составление конспекта | |
8. | Тема 8. Культура и стиль управления | систематизация учебного материала | |
Итого |
Вопросы для самостоятельной работы
Задание 1
Распределите нижеперечисленные факторы на две группы. Первая группа –
факторы, определяющие тенденцию к централизации управления. Вторая
группа – факторы, определяющие тенденцию к децентрализации управления.
Перечень факторов:
- Внешняя ситуация стабильности.
- Для организационной культуры характерна открытость, что позволяет
управленцам смело высказывать свое мнение по поводу происходящего.
- Управленцы низкого звена не способны принимать решения или не имеют
подобного опыта по сравнению с управленцами высшего уровня.
- Управленцы низкого звена не хотят высказывать свое мнение при принятии решений.
- Организация географически рассеяна, рассредоточена.
- Решения очень серьезны.
- Эффективность реализации стратегий организации зависит от степени
участия управленцев и их гибкости при принятии решений.
- Организация крупная.
- Эффективность реализации стратегий организации зависит от решающего
слова руководителя.
- Управленцы низкого звена стремятся высказывать свое мнение при принятии решений.
- Внешняя ситуация сложная и неопределенная.
- Управленцы низкого звена способны принимать решения и имеют соответствующий опыт.
- Решения относительно незначительны.
Задание 2
Исходя из принятой классификации принципов управления, необходимо
сгруппировать их в следующие группы:
- государственно-политические и хозяйственные;
- организационные;
- экономические;
- социально-психологические;
- технические;
- психофизиологические.
Перечень принципов управления:
1) способность руководить;
2) принцип иерархичности;
3) единство личности и коллективной заинтересованности;
4) умение обучать и развивать подчиненных;
5) полномочия и ответственность;
6) единство действий;
7) широта использования технических средств;
8) психологическая совместимость;
9) материальное и моральное стимулирование труда;
10) сочетание политического и хозяйственного руководства;
11) способность выдерживать продолжительные умственные нагрузки;
12) хозрасчетные отношения между структурными подразделениями
управления;
13) единоначалие и коллегиальность;
14) демократический централизм;
15) отраслевой и территориальный подход;
16) способность управлять собой;
17) подбор и расстановка персонала;
18) комплексный и системный подход;
19) терпимость и гуманное отношение;
20) контроль и проверка исполнения;
21) обязательность планирования принимаемых решений;
22) научность и широкое использование передового опыта;
23) критика и самокритика;
24) разделение и специализация труда;
25) единство действий;
26) дисциплина;
27) ведущая роль государства в решении отдельных задач;
28) физическое и умственное состояние;
29) стабильность персонала;
30) экономичность и эффективность;
31) точность;
32) порядочность;
33) справедливость;
34) коммуникабельность;
35) народнохозяйственный подход при построении системы управления;
36) согласованность действий;
37) лояльность;
38) инициативность.
Задание 3
Дайте определение понятия «контроль» и перечислите его виды.
Задание 4
Из перечисленных ниже методов выделите экономико-статистические,
организационно-распределительные и социально-психологические:
1) метод экспертных оценок;
2) эконометрические модели «затраты – выпуск»;
3) анкетирование;
4) психоанализ;
5) сценарии развития;
6) индексный метод;
7) наблюдение;
8) формулирование гипотезы;
9) верификация;
10) показатели вариации;
11) корреляционно-регрессионный анализ;
12) модель Портера в маркетинге;
13) аналоговая модель;
14) имитационное моделирование;
15) прогнозирование.
Задание 5
Согласно действующей должностной инструкции на начальника отдела
по работе с персоналом возлагаются следующие должностные обязанности:
определение потребности в персонале; обеспечение отдела необходимым
персоналом; участие в разработке разделов плана социального развития;
представление в вышестоящие органы текущих и перспективных планов потребности в персонале различной специализации и квалификации; обеспечение приема персонала на работу; проверка расстановки и использования принятых работников; осуществление контроля за выполнением мероприятий, направленных на повышение эффективности персонала; организация подбора кандидатур на руководствующие должности; внесение предложений о назначениях, освобождении руководствующего персонала; формирование резерва работников на выдвижение; организация периодической аттестации кадров; проведение анализа движения персонала; составление установленной
отчетности по персоналу.
Вам необходимо:
1) сформулировать все этапы процесса управления и раскрыть их со-
держание на конкретных примерах;
2) привести перечень работ на разных стадиях управления.
Задание 6
Управленческая ситуация: ваш отдел достигает основных целей. Но это результат усилий только нескольких индивидуумов. Отношения в группе плохие. Групповые встречи (собрания) часто перерастают в умные ссоры. В коллективе накопилось много невысказанного, так как все боятся конфликтов. Когда появляется ошибка в работе или проблема вы узнаете о ней спустя много времени. И тогда уже трудно будет определить, кто виноват. Если вы пытаетесь что-то изменить, это становится проблематичным, так как люди упираются, спорят по мелочам, стараются переложить ответственность на других или используют возможность посчитаться друг с другом. Те, кто работают на должностях дольше других, – самые несносные. Вам удалось достичь определенных перемен. Но при этом пришлось использовать давление на людей и проявить большую настойчивость. Вам иногда кажется, что каждый должен быть ответственным за свою работу. Многое приходится проверять и исправлять. Это всегда потеря времени и источник споров. Тем не менее вы уверены, что очередные нововведения встретят сопротивление. Вы знаете, что необходимо, но боитесь, что если вы начнете действовать правильно, то ничего не достигнете.
Что вы должны предпринять, чтобы достичь максимально своих целей?
Задание 7
Управленческая ситуация: вы приняли руководство отделом. Ваш предшественник вел спокойную жизнь и запустил свои обязанности настолько, что они превратились в проблему. Вами были предприняты попытки улучшить ситуацию, но улучшение было недолгим. У вашего предшественника были прекрасные технико-технологические навыки, и это держало его в организации.
Вы поняли, что персонал не заинтересован в работе и циничен. Ответ сотрудников на все: «Мы уже видели это раньше, тогда это не работало, и сейчас ничего не получится». Многие считают, что усердно работают и без них дисциплины не будет. Точка зрения другого руководителя – они «кучка бездельников», без которых будет намного лучше. Все же эту группу жалко потому, что ими плохо управляли, и это не их вина. С точки зрения вашей карьеры необходимо показать успехи в управлении этим отделом (секцией).
Все изменения команда считает ненужными. В вас они видят человека, который хочет сделать себе имя за их счет. Они уже решили, что за их счет вы сделаете себе карьеру. Они против всего, что принципиально меняет ситуацию.
Что вы можете предпринять, чтобы улучшить работу команды?
Задание 8
Выберете из приведенного ниже перечня определения предварительного,
текущего и заключительного контроля.
1. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на
измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь.
2. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления – реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок).
3. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Контроль способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.
Задание 9
Молодой специалист К. обсуждает с руководителем организации Ф. проблему постановки целей в управлении.
«Управление всегда осуществляется для достижения целей, – говорит К., –
причем вполне конкретной для каждого объекта управления и связанной с со
стоянием этого объекта и среды, в которой он находится. Особенно важно определить цель управления.
«Я думаю, что цель управления объектом должна быть единственной. Только
тогда можно добиться оптимального управления», – продолжает мысль Ф.
Затем К. затронул вопрос о том, что для реализации оптимального управления недостаточно знать целевую функцию управления и заданные для нее ограничения. Нужна также информация о состоянии объекта управления и внешней среды и о множестве возможных состояний элементов управления.
1. Согласны ли вы с утверждением, что цель управления должна быть
единственной?
2. Следует ли при определении цели учитывать внешние факторы,
влияющие на процесс управления?
3. Как должна выбираться целевая функция управления?
4. Что понимается в теории и практике под оптимальным управлением
объектом?
Задание 10
В недавно созданной организации было проведено проблемное совещание
руководителей и специалистов по выбору политики, стратегии, определению
миссии и цели организации.
Спор между руководителями «разгорелся» вокруг главного типа организационных целей.
Руководитель организации П. утверждал: «Прежде всего, надо закрепить
основу, общее назначение организации, отраженное в абстрактных "официальных целях". На стадии оформления организации это самое главное. Надо
точно определить область деятельности нашей организации». Главный инженер П. возразил: «В быстро меняющихся условиях рынка не это главное. Работать мы должны исходя из сегодняшней политики и фактически существующих направлений деятельности, которые легко корректируются. Только"оперативные цели" важны для организации».
Начальник технического отдела В. отметил: «Мы говорили пока только о
качественных характеристиках, а людям надо дать количественно измеряемые ориентиры – "операционные цели". Они направляют деятельность коллектива и на их основе дают оценку работе организации».
1. Что понимается под «официальными целями» организации?
2. Как вы понимаете термин «оперативные цели» организации?
3. Какой смысл вы вкладываете в понятие «операционные цели» организации?
4. Определение каких целей наиболее важно с позиции выражения организации?
Задание 11
В кондитерском акционерном обществе годовой экономический эффект,
полученный в результате проведения мероприятий по научной организации
управленческого труда составил 1078 у.е., а затраты, на мероприятия по совершенствованию управления – 1012 у.е.
Определите коэффициент эффективности управления. Сделайте выводы и
комментарий.
Задание 12
Два руководителя вели разговор о значении «цели» в процессе управления.
Молодой руководитель Алексей Яковлев поделился своими соображениями: «Единственные объективные цели в управлении – это цели индивида, все остальные цели – производные от них». «Нет, Алексей! Я с тобой не согласен, – возразил опытный, старший по возрасту руководитель Олег Петрович Лузгин. – Первостепенное значение для общества имеют цели деловой организации, так как с ними связанно удовлетворение потребностей общества. Цель организации – отправной пункт для упорядочения отношений субъекта и объекта управления и нормального функционирования системы управления».
1. Кто прав в этом споре? Обоснуйте свою позицию.
2. С чем связана эффективность цели:
- с достижением цели организации;
- с достижением индивидом личных целей внутри организации?
Задание 13
Управленческая ситуация: вам поручено управлять группой из четырех
человек. Эта группа новая. Три человека пришли в нее из других секций, а
четвертый только что принят на работу. При поверхностном взгляде группа достаточно хорошо справляется с должностными обязанностями, большинство работников трудолюбивы и усердно работают. До сих пор не возникало споров или ссор. Кажется, что они довольны. Тем не менее вы озабочены тем, что в целом достижения не так высоки, как могли бы быть. Но очевидных затруднений в работе нет. Ситуация выглядит так, что каждый работник работает индивидуально и взаимодействие между ними отсутствует. Вы подняли этот вопрос и попросили работников высказать свое мнение. Их мнение таково, что каждый работает достаточно хорошо и ваши ожидания, очевидно, слишком высоки.
Какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы улучшить положение?
Задание 14
Предложите вариант организационной структуры для судостроительного
завода, состоящего из следующих подразделений:
- администрация;
- кузнечный цех;
- деревообрабатывающий цех;
- литейный цех;
- механический цех;
- судокорпусной цех;
- технический отдел;
- отдел маркетинга;
- отдел материально-технического снабжения;
- финансовый отдел;
- отдел труда и заработной платы;
- бухгалтерия;
- производственно-эксплуатационный отдел;
- отдел кадров.
Задание 15
Определите, для какого стиля управления (по решетке Блейка–Мутона)
характерны следующие действия.
1. Руководитель принимает решения, которые в принципе можно осуществить. Борется за свои идеи, представления и стиль поведения, даже если при этом приходится кое-кому «наступить на мозоль». Если возникают конфликты, или устраняет их, или проводит свою линию. Если дело срывается,защищается, оказывает сопротивление или выдвигает контраргументы. Может быть и циничным, подгонять себя и других.
2. Принимает решения других, присоединяется к мнениям, представлениям и стилю поведения других. Если возникает конфликт, пытается быть в стороне или оставаться нейтральным, поэтому редко раздражается. Работает, не напрягаясь сверх того, что совершенно необходимо.