Этапы создания и деятельности ООН
История создания ООН
14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствие название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН1.
Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые».
Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям. Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года2.
Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу. Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.
40-80е годы ООН
Важнейшим направлением деятельности ООН в период холодной войны было урегулирование международных конфликтов и кризисов, ликвидация очагов военной опасности в районах, где имели место агрессия и посягательства империализма на права народов распоряжаться своими судьбами. Понятно, что на этом направлении, как и в делах разоружения, возможности ООН были значительно ограничены вследствие стремления империалистических держав либо устранить ООН от решения острых вопросов, либо так или иначе использовать ее в своих корыстных интересах. Однако при всем этом ООН внесла немалый вклад в урегулирование кризисных ситуаций и конфликтов, не раз предотвращала угрозу перерастания споров в открытые военные действия, помогала восстановить мир там, где конфликт выходил из-под контроля. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы видеть, что решающую роль в обеспечении успехов ООН и на этом направлении ее деятельности играла поддержка ее усилий со стороны Советского Союза, других социалистических государств, влиятельных стран Азии, Африки и Латинской Америки3.
Практически с самого начала своего существования ООН была активно вовлечена в события на Ближнем Востоке, где стержнем напряженности всегда был и до сих пор остается арабо-израильский конфликт. В ходе острой политической и дипломатической борьбы ООН неоднократно оказывалась на высоте положения, принимая решения, которые и поныне служат важными ориентирами для достижения справедливого и всеобъемлющего ближневосточного урегулирования.
К числу первых таких решений следует отнести резолюцию II сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947г. о создании в Палестине - бывшей подмандатной территории Великобритании двух "независимых государств - Арабского и Еврейского" и об особом статуте "Города Иерусалима", где предусматривалась "свобода доступа" к Святым местам этого города трех религий - христианской, иудейской и мусульманской.
Отметим при этом, что благодаря усилиям в первую очередь советской дипломатии в резолюции Генеральной Ассамблеи были закреплены демократические принципы конституционного устройства будущих государств. Эти государства должны были проводить миролюбивую политику, воздерживаться от угроз и применения силы в отношении территориальной неприкосновенности и политической независимости друг друга и от иных действий, несовместимых с Уставом ООН. Резолюцию исходила из того, что два государства должны развивать друг с другом всестороннее и тесное экономическое сотрудничество, предусматривала создание экономического и таможенного союза, общность валют, единую транспортную и коммуникационную сеть, совместное использование ирригационной системы и т.п
Содействие ООН урегулированию конфликтов и кризисов, разумеется, не сводилось к принятию полезных резолюций Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других органов ООН. Не меньшую роль в этом порою играли и в период холодной войны дипломатические инициативы и действия дипломатического характера, посреднические усилия и добрые услуги, консультативная помощь и инспекции на местах, предпринимавшиеся Генеральным секретарем ООН и его аппаратом, если все это проводилось в строгом соответствии с решениями Совета Безопасности и под контролем этого главного органа ООН по поддержанию международного мира и безопасности5.
Несомненно позитивное значение в деле урегулирования конфликтов в 40-80 годах имели и некоторые операции ООН по поддержанию мира, проводившиеся с участием вооруженных сил и наблюдателей от различных стран, в основном азиатских и африканских.
Оценка деятельности всех этих миссий, разумеется, не может быть однозначной, тем более, что в своем большинстве они создавались и действовали отнюдь не в строгом соответствии с положениями Устава ООН относительно исключительных полномочий Совета Безопасности ООН в этой области. Обстановка холодной войны диктовала, однако, свои правила и порою компромиссные решения, основанные на реальных возможностях ООН, наилучшим образом способствовали справедливому урегулированию конфликтов, хотя и принимались они с формальным нарушений таких полномочий. Другими словами, обстоятельная оценка каждой такой миссии ООН требует особого рассмотрения с точки зрения конкретной ситуации в каждом отдельном случае. В том же, что касается Советского Союза, то он неизменно исходил из своей принципиальной линии, направленной на поддержку национально-освободительных и антиимпериалистических сил в их борьбе за такое разрешение кризисов и конфликтов, которое основывалось бы на должном учете их законных прав и интересов.
Интересам борьбы народов за свою свободу и независимость полностью отвечали и усилия Советского Союза в ООН в 70-80 годах, направленные на объявление зон мира в конфликтных районах, имеющих, как правило, большое стратегическое значение: в Персидском заливе, в Юго-Восточной Азии, в Индийском океане и Средиземноморье. Советский Союз исходил из того, что устранение существующих и недопущение возникновения новых вооруженных конфликтов в этих районах - чрезвычайно важная задача для обеспечения всеобщего мира и безопасности. Однако соответствующие и всесторонне обоснованные предложения Советского Союза, так же, как и его предложения о создании безъядерных зон в ряде регионов, систематически игнорировались западными державами и не были претворены в жизнь.
Яркими страницами в историю ООН 50-80 годов вписаны выступления представителей Советского Союза в этой международной организации в поддержку народов КНДР, Вьетнама, Кубы, Египта, Сирии, Палестины, Афганистана, Лаоса, Камбоджи, Алжира, Анголы, Мозамбика, Конго, Гвинеи-Бисау, Кабо Верде, Намибии, Никарагуа, с оружием в руках боровшихся против агрессии и посягательств империализма на их свободу, суверенитет и независимость. Народы Южной Африки во многом обязаны Советскому Союзу, другим социалистическим странам тем, что благодаря оказанной ими политической поддержке, в том числе в ООН, а также материальной и в особенности военной помощи, увенчалась победой их многолетняя борьба за ликвидацию апартеида, расизма и колониализма на своей земле.
С конца 60-годов в результате совместных инициатив СССР, других социалистических и развивающихся государств в рассмотрении в ООН проблем борьбы с колониализмом появляются новые моменты: все более широко стали обсуждаться вопросы о военных базах на колониальных территориях, о поддержке ООН вооруженной борьбы народов против колонизаторов и о санкциях против колониально-расистских режимов на Юге Африки.
Основные антиимпериалистические решения ООН по вопросам деколонизации были подтверждены и в резолюции XL сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1985г.), посвященной 25-летию принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. В резолюции отмечалось, что Декларация сыграла важную роль в оказании помощи народам, находящимся под колониальным господством, и будет по-прежнему служить источником вдохновения в их усилиях по достижению самоопределения и независимости в соответствии с Уставом ООН "в мобилизации мирового общественного мнения в целях полной ликвидации колониализма во всех его формах и проявлениях".
В стремлении оградить свою экономику от экспансии империализма и неоколониализма развивающиеся страны сразу же по достижении независимости решительно выступили в ООН за устранение неравноправия и дискриминации, за обеспечение на деле суверенных прав государств распоряжаться своими природными богатствами. В этом они с самого начала получили поддержку СССР и других социалистических стран.
В 1961 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 60-годы Десятилетием развития ООН (1962-1970гг.). За этим последовало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Программ развития на 70 и 80-годы, которые стали называться Международными стратегиями развития. И хотя соответствующие документы в основном ограничивались требованиями улучшения положения развивающихся стран в рамках системы мирового капиталистического хозяйства и не нацеливали на проведение в этих странах коренных социально-экономических преобразований, они, в целом, сыграли положительную роль в борьбе с колониализмом, неоколониализмом, апартеидом, расовой дискриминацией и другими спутниками империализма.
Особо выделялся тезис о том, что реальный путь высвобождения ресурсов на мирные нужды, включая проблему преодоления экономической отсталости во многих районах мира- это осуществление мер по обузданию гонки вооружений и разоружению. "Вместо навязанного империализмом принципа - вооружение вместо развития,- говорилось в Меморандуме,- должен прийти обратный порядок вещей- разоружение для развития".
Завершая рассмотрение деятельности ООН в период от ее создания и до разрушения Советского Союза, можно сделать вывод о том, что попытки империалистических держав поставить под контроль эту уникальную и универсальную международную организацию и использовать ее механизм для достижения своих корыстных целей в целом окончились провалом, хотя в ряде случаев ООН оказывалась далеко не на высоте положения, Главное, однако, состояло в том, что из года в год , из десятилетия в десятилетие в деятельности ООН все больше укреплялись тенденции, направленные на упрочение международного мира и безопасности народов, что нередко ставило империалистические державы в положение полной или почти полной изоляции в этой международной организации, затрудняло им проводить в жизнь планы, идущие вразрез с целями и принципами Устава ООН.
Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Совет Безопасности регулярно рассматривает вопросы о необходимости той или иной миротворческой миссии.
Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:
· Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;
· Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;
· Содействии поддержанию законности и правопорядка;
· Предоставлении гуманитарной помощи;
· Наблюдении за ситуацией.
Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильском конфликте в 1948 году. Также известны проведение миротворческих миссий на Кипре (в 1964 году — для прекращения военных действий и восстановления порядка), в Грузии (в 1993 году — для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистане (1994 году — для урегулирования религиозного конфликта), а также миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали.
Гуманитарные катастрофы могут произойти в любом месте и в любое время. Какой бы ни была их причина — наводнение, засуха, землетрясение или конфликт, — они всегда ведут к гибели людей, перемещению населения, потере общинами способности своими силами обеспечивать свое существование и приносят огромные страдания.
В странах, которые в течение длительного времени подвергаются стихийным бедствиям или оправляются от конфликта, гуманитарная помощь все больше рассматривается как один из элементов общих усилий по обеспечению миростроительства наряду с помощью в области развития, политической и финансовой помощью.
Пожалуй, самым драматическим стихийным бедствием в последние годы стало вызвавшее цунами землетрясение в Индийском океане. Рано утром в воскресенье, 26 декабря 2004 года, у западного побережья северной части Суматры произошло сильное землетрясение мощностью 9,0 балла по шкале Рихтера, которое привело к возникновению огромного цунами, достигавшего в высоту 10 м и двигавшегося по поверхности Индийского океана со скоростью 500 км/ч. Цунами обрушилось на прибрежные районы Индии, Индонезии, Шри-Ланки, Таиланда, Мальдивских Островов, Мьянмы, на Сейшельские острова и Сомали. Было подсчитано, что по состоянию на апрель 2005 года более 217 тыс. человек погибли, 51 тыс. пропали без вести и более полумиллиона человек остались без крова.
Организации системы Организации Объединённых Наций начали немедленно принимать меры, стремясь удовлетворить целый ряд гуманитарных потребностей, в том числе в таких областях, как сельское хозяйство, координация и вспомогательное обслуживание, восстановление экономики и инфраструктуры, образование, обеспечение семей жильем и непродовольственными товарами, питание, здравоохранение, меры, связанные с разминированием, защита прав человека и обеспечение верховенства права, безопасность и водоснабжение и санитария. С этой целью 5 января 2005 года был сделан «экстренный призыв» к мобилизации 977 млн долл. США для финансирования важнейших работ по оказанию помощи, осуществляемых примерно 40 учреждениями Организации Объединённых Наций и неправительственными организациями (НПО). А 1 февраля Генеральный секретарь назначил бывшего президента США Клинтона своим Специальным посланником в странах, пострадавших от цунами.
Устав ООН.