Ш. Уалиханов - ученый, просветитель и его научное наследие

Шокан родился в 1835 году в крепости Кусмурун. Имя данное ему прирождении было Мухаммед – Канапия, а Шокан (Чокан) так ласкова называла его мать. Он закончил начальную частную аульную школу в Кульмуруне. Где овладел основами арабского, персидского языка. Шокана с детства привлекала наука. Осенью 1847 года 12- летний Шокан прибыл в Омск и был определён в Сибирский кадетский корпус. Шокан учился отлично. Уж здесь Шокан общался с крупными востоковедом Н.И.Березинфм, трудф хорошего побудили его заняться изучением средневековых восточных хроник. В 1853 году восемнадцатилетний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета. Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, владея европейскими и восточными языками Шокан занимался научными исследованиями. В 1855 году участвует в большом путешествии по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью с генералом Г.Х.Гасфорта. В 1858-1859 годах совершает свою знаменитую поездку в Кашгар. После этого пишет труд о географии Восточного Туркестана «О состоянии Алтышара». 1859-1861 годах Шокан работает в Петербурге с русскими писателями А.Н.Бекетовым, А.Н.Майковым. В 1865 году в газете «Русский инвалид» публикуется последний труд Шокана Уалиханова о восстание дунган в Цинской империи. Работа «Абай», «Казахское родословие», «Следы шаманства у казахов», «О кочевках казахов» и д.р. послужили основой глубоко изучения истории и этнографии казахского народа.

Абай Кунанбаев - великий поэт и просветитель и его место в отечественной и мировой культуре.

Абай Кунанбай – улы (1845-1904 гг.) великий поэт, основатель казахской классической литературы, мыслитель и композитор. Абай ( настоящие имя Ибрагим) родился в 1845 году в Чингизских горах Семипалатинской области. Отец Абая – Кунанбай был правителем рода Тобыкты. Мать Улжан. Первоначальное образование получил в ауле у мулы. Абай знакомится в Семипалатинске с А.Леонтьевым, Н.И.Долгополовым. Абай призывал изучать язык и культуру русского народа. Абай был композитором, им были переведены на казахский язык песни из «Евгения Онегина» отрывки стихи и песни Абая широко распространились по казахским степям. Раздумья Абая о жизни запечатлелись в художественно – философской прозе «Галлию». В 1904 году Абай Кунанбаев умер спустя 40 дней после смерти его второго сына Магаул. 1-ы сые Абдрахман умер в 1895 году.

Ы. Алтынсарин - педагог, просветитель и основатель детской литературы.

Ыбрай Алтынсары – улы (1844-1889 гг.) выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог – родился 20 октября 1841 года. В 1814 году умер отец Ыбырая. Ыбырай окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии. За годы учебы Ыбырай был близок к известному востоковеду В.В.Григорьеву, часто посещал его дом и пользовался его библиотекой. После школы он работает писарем у своего деда Балгожи бия. В 1864 году Ыбырай назначается учителем в школе. В 1879 году Ыбырай Алтынсарин был назначен инспектором школ Тургайской области. Он являлся основоположником женского образования в крае, организует ремесленные и сельскохозяйственные школы, так же занимался организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ, в городе Проицке. Для русско-казахских школ Ыбырай написал два учебных пособия «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство» по обучению киргиз русскому языку. Так же он собирал образцы устного творчества казахского народа. Пишет произведение «Кыпшак Сейткул» где одобряет изменения в жизни казахов, занимающихся земледелием. В произведениях «Байлык неде» ( В чём богатство?), « Таланты пайдасы» (Польза от стремления?) выражает свою мечту о жизни человека, надежду о светлом будущем казахского народа.

Партия Алаш и правительство Алаш-Орда (1917-1919гг.)

В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Казак» группируется наиболее значительная часть патриотически настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведение в крае прогрессивных реформ демократического толка. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш» 1917 года в июле на съезде в Оренбурге было принято решение об ее принятии. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш» - имя легендарного прародителя казахов. Партию возглавили лидеры национально-освободительного движения – Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсун, Мыржакып Дулатулы, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабай и др. Программа партии принятая на съезде в декабре 1917 года включала в себя требования автономии Казахстана, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. «Алаш-Орда» (1917-1919годах) – центральный орган власти «Алашской автономии». 21-28 июля 1917 года в Оренбурге состоялся первый Всеказахский съезд, на который прибыли делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской, Ферганской областей и Букеевского ханства. Председателем съезда был Х. Досмухамедов. Цель съезда рассмотрение 14 вопросов: форма государственного управления, автономия в казахских областях, земельный вопрос, народная милиция, просвещение, суд, религия, женский вопрос, подготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей,всероссийский съезд «Шура-и- Ислами», казахская политическая партия, о положении в Семиреченской области, о посылке казахов в учебную комиссию. По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демократического содержания. На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию «Алаш»

Временное правительство в КЗ не могло решить национальный вопрос и не стремилось к решению аграрного и национального вопроса. Тогда была составлена программа «Алаш» была составлена А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бирмекановым. Она состояла из 10 параграфов и была опубликована вгазета «Казах» 21 ноября 1917года. Партия «Алаш» ставила задачи: создание войск для защиты народа, социального партнерства, поддержки неимущих слоев населения, развития народного образования, решения аграрного вопроса. Органом печати была газета «казах», выходившая в Оренбурге да января 1918. Лидером партии был Букейханов.

Временное правительство пало . Российская Республика была лишена власти, а при отсутствии всякой власти в стране возможно возникновение гражданской войны, единственным выходом является создание твердой власти, которую признало бы все население казахских областей, съезд единогласно постановил образовать автономию казахских областей и присвоил ей имя «Алаш» был образован временный народный совет «Алаш-Орда» из 25 членов, 10 мест из которых предоставлялись русским и представителям других народов края. Лидеры Алаш Орды контактировали с советской властью, они добивались взаимного признания автономии Алаш и советской власти, но этого не произошло. В июне 1918 года было принято постановление Алаш-Орды, где говорилось: « все декреты, изданные Сов властью на территории Алаш, признать недействительными». В сентябре 1918года в Уфе состоялось совещание, известное как Уфимская директория. Она приняла решение о том, что с ее созданием в России восстанавливается единая централизованная власть, а автономные управления должны прекратить свое существование.

Советское правительство понимало, что для привлечения на свою сторону широких масс казахского населения, ему важно сотрудничество с лидерами Алаш-Орды, и 4 ноября 1919 вышло постановление об амнистии алашординцами. 21 декабря того же года совет Алаш-Орды принял решение о переходе на сторону Советов. В начале 1820 года Алаш-Орда перестала существовать, так как 9 марта было принято решение о ее ликвидации.

Наши рекомендации