Глава 25. Особенности постпереговорного этапа
73. М.М.Лебедева. [Что обычно происходит после того, как переговоры завершены?]
<…>…конец одних переговоров — это обычно и начало новых с этим либо другим партнером.
Переговоры закончились. Казалось бы, на этом можно поставить точку. Однако это далеко не так. Прежде всего предстоит подвести их итоги. Были ли они успешными? Это не простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Принято считать, что, если стороны подписали некий документ, значит, переговоры были не впустую. Но наличие соглашения еще не делает переговоры успешными, а его отсутствие не всегда означает их провал. Так, если основная функция переговоров была информационно-коммуникативная, то такие переговоры вообще могут и не предусматривать выработку совместного документа.
Кроме того, к совместному документу участники переговоров могут относиться по-разному: одна сторона, например, считает, что он полностью отвечает ее интересам, другая—проявляет более сдержанное отношение.В целом надо сказать, что субъективные оценки переговоров и их результатов являются одним из важнейших индикаторов успеха переговоров. Переговоры можно считать удавшимися, если обе стороны высоко оценивают их итоги, если оба партнера расценивают их как взаимный выигрыш.
Другим важнейшим показателем успешности переговоров, который тесным образом связан с предыдущим, можно назвать степень решения проблем. Успешные переговоры предполагают прежде всего нахождение решения проблемы, которая лежала в их основе. Участники могут по-разному видеть, насколько проблема решена и требует ли она дополнительных усилий с их стороны.
И наконец, в качестве последнего показателя успешности проведенных переговоров может служить объективный критерий — выполнение обеими сторонами взятых на себя обязательств. На этом остановимся подробнее. Несмотря на то, что переговоры закончились, взаимо действие сторон продолжается. Ведь предстоит выполнение совместно принятых решений. Обратим внимание на такой момент. Может возникнуть желание не выполнить обязательства. Такое порой бывает. Вряд ли имеет смысл говорить о том, что достигнутые договоренности должны строго выполняться.
На этой стадии складывается представление о надежности партнера, о том, насколько строго он следует подписанным им документам. При выполнении договоренностей формируется то, что называется репутацией. Достаточно один раз нарушить обещания, а потом строго следовать подписанным документам, и сложится репутация как о ненадежном партнере. В нашей стране рынок только начинает складываться, образуются новые предприятия и фирмы, а вместе с ними формируется и их репутация, которая в дальнейшем может способствовать деловому успеху или, на против, привести к банкротству.
Как дорожат имеющейся репутацией надежного партнера, хорошо видно из примера, приводимого В.Б.Спандарьяном, который долгое время проработал в Японии в качестве торгового представителя СССР. Он пишет: "В моей практике был случай, когда президент одной из крупнейших судостроительных компаний Японии просил не выставлять штраф за небольшое опоздание в поставке танкера, строившегося по советскому заказу. Он предложил сумму штрафных санкций возместить даже за счет более значительной по размеру скидки в цене при поставке следующего танкера. Мы не хотим, объяснял президент, чтобы кому-либо стало известно о возможности хотя бы небольшого опоздания в выполнении заказа нашей фирмой"[60] . "Репутация — дороже денег!" — заключает автор.
Еще один важный момент, связанный с репутацией. Информация о степени надежности того или иного партнера , распространяется быстро. На основе имеющейся репутации партнеру доверяют или не доверяют на последующих переговорах. А наличие взаимного доверия между участниками, например, на переговорах по разоружению, по словам итальянского исследователя У.Гори, гораздо важнее для их успешного ведения и завершения, чем "слепое сокращение вооружений"[61].
Заканчивая обсуждение вопроса о репутации, обратим внимание на ее значение в области социально-политических отношений. Возьмем такой пример. Перед угрозой забастовки администрация идет на подписание соглашений, заранее зная, что по крайней мере часть из них выполнена не будет. Подобная политика весьма недальновидна: доверие к администрации потеряно, а последствия от нового конфликта (в том числе и материальные) могут оказаться более тяжелыми, чем выполнение прежних договоренностей.
При выполнении соглашений важно также иметь в виду, что необходимо следовать не только "букве", но и "духу" достигнутых договоренностей, заранее обговаривая возможные спорные места, иначе возможны конфликтные ситуации, которые вновь потребуют поиска методов их урегулирования. Вот один из примеров, о котором сообщали многие как советские, так и немецкие газеты весной 1991 г. Согласно советско-германским договоренностям о выводе войск с территории Германии, достигнутым в 1990 г., правительство ФРГ выделяет 7,8 млрд. марок на строительство жилья для советских военнослужащих. Подряды же на строительство первой партии жилья на общую сумму 700 млн. марок получили турецкие и финские фирмы, предложившие лучшие условия контракта, а значит, и возможность построить больше жилья в пределах данных ассигнований. Нарушения договоренностей не было, тем более что стороны специально оговаривали проведение открытых торгов. Понятно, почему советская сторона сделала такое предпочтение в выборе фирм. В то же время понятна и обеспокоенность немецкой стороны.
Получение заказов на строительство означает стимулирование производства и занятости, а эти проблемы особенно остро встают в Восточной Германии. Кроме того, СССР и так задолжал Германии 22 млрд. марок. В итоге данная проблема из чисто экономической превратилась в политическую. Обе стороны считали, что должно быть найдено взаимоприемлемое решение, поскольку нелепо ставить под угрозу всю совокупность экономических и финансовых отношений двух стран из-за относительно небольшой экономии, даже если она и была получена законным путем. Этот конфликт был успешно улажен: найдено компромиссное решение, однако представляется, что его уроки прошли небесполезно.
По окончании переговоров их участники обычно готовят отчет. Ведь важен не только сам по себе итоговый документ, но и то, как проходили переговоры, каковы были предложения партнеров и их реакция на ваши предложения, что не вошло в итоговый документ, но может представлять интерес для дальнейшей работы. Все эти вопросы освещаются в отчете. Однако здесь есть небольшой психологический феномен, о котором следует помнить и тем, кто составляет отчет, и тем, кто его читает.
Профессор Дипломатической академии ВЛ.Исраэлян рассказал такой немного курьезный случай из своей педагогической практики. Он проводил занятия со слушателями Академии, которые предусматривали, в частности, игровую имитацию конференции по ближневосточной проблеме. Все шло как обычно, распределили роли, участники добросовестно подготовились и провели игру. По окончании игры было введено небольшое новшество. Каждая сторона должна была составить "отчет" о проведенных переговорах "своему правительству". Каково же было удивление организаторов игры, а затем и участников, когда они прочли эти отчеты. Никто не избежал искушения хотя бы чуть-чуть приукрасить себя.
Такое случается сплошь и рядом не только в игре, но и в реальной жизни. Вольно, а порой и невольно ситуация в отчете представляется несколько в лучшем свете, чем было на самом деле. Поэтому необходимо делать некоторую скидку при чтении и написании текста отчета с учетом данного факта.
И еще одно замечание по заключительной стадии переговоров. Часто на анализ переговоров не остается времени. В лучшем случае подводятся итоги содержательной части — что было сделано. Вопросы же, как были достигнуты договоренности, участники переговоров зачастую не рассматривают вообще. Такое игнорирование анализа процессуальной стороны может впоследствии обернуться и неудачами содержательного плана. Поэтому каждый раз по завершении переговоров их участникам целесообразно обсудить следующие вопросы:
- что способствовало успеху переговоров;
- какие возникали трудности, как они преодолевались;
- что не было учтено при подготовке к переговорам и почему;
- какие возникли неожиданности в ходе ведения переговоров;
- каково было поведение партнера на переговорах;
- какие принципы ведения переговоров возможно и нужно использовать на других переговорах.
74. «Международная тревога» о поддержании мирного процесса после соглашения.
Целью этого раздела является рассмотрение различных элементов, которые могут помочь консолидировать мирные процессы после того, как формальные переговоры или посредничество закончились соглашением между ранее конфликтовавшими сторонами. Важно обратиться к этим элементам, начиная с ранних стадий трансформации конфликта.
Именно на этой стадии может появиться вероятность, что мир станет устойчивым на месяцы и годы, если он укоренится в структуре общества. Укрепление устойчивости может также включать изменение тех структур общества, которые способствовали конфликту. Есть определенные вопросы или задачи, с которыми нужно иметь дело на фазе после соглашения, чтобы добиться устойчивости процесса.
Задачи
Задачи фазы пост-соглашения состоят в следующем:
* Как добиться широкой поддержки мирного соглашения?
* Как демобилизовать вооруженные группы, привлечь военных к соглашению, обеспечить гражданский контроль над военными?
* Что делать с беженцами, перемещенными лицами и теми, кто пострадал от насильственного конфликта?
* Как заняться восстановлением материальных ценностей, разрушенных насильственным конфликтом?
* Как заняться социальной реконструкцией и примирением и избежать насильственного конфликта в будущем?
* Как реформировать политическую жизнь, чтобы обеспечить народное участие и справедливое представительство?
* Как обеспечить экономическое развитие?
То, что требуется для поддержания мира в фазе после соглашения, может быть рассмотрено под заголовками "реализация", "восстановление" ("реконструкция") и "примирение".
Реализация
Реализация мирного соглашения может казаться самой ближайшей задачей и быть узкой по характеру, но она может иметь глубокое воздействие на будущую жизнь общества. Это воздействие зависит как от того, насколько полно реализуется соглашение, так и того, каков опыт его осуществления (сотрудничество? напряженность? соперничество?)
<…> Соглашение, достигнутое между конфликтующими сторонами, должно содержать детали реализации, контроля, а также соображения по поводу того, что делать в случае несоблюдения соглашений, или оно (соглашение) должно сформулировать, как эти детали будут согласованы и приведены в действие.
Если детали реализации должны быть выработаны позднее, это означает, что должна быть рассмотрена возможность нового цикла переговоров по стадиям переговоров и требованиям, установленным выше для основных переговоров. Третьи стороны могут участвовать или не участвовать, но надо с осторожностью подходить к тому, чтобы третья сторона прекратила свою деятельность, прежде чем будут полностью согласованы условия реализации. Можно с уверенностью сказать, что отсутствие заботы и внимания к реализации составляют большую угрозу для соглашения, чем что-либо другое.
Задача реализации и контроля после соглашения предоставляет возможность ранее конфликтовавшим сторонам работать вместе практическим образом, в реальном мире, а не в конференц-зале. Для конфликтующих сторон и третьей стороны полезно определить задачи после соглашения в таком же конструктивном духе, как в начале сотрудничества.
Когда план реализации согласован, третьи стороны нуждаются в анализе того, должны ли они по-прежнему участвовать и каким образом. Этот процесс нового анализа и принятия решения должен привести к выбору ими новых ролей, о которых они должны ясно сообщить другим сторонам. Для третьих сторон редко бывает целесообразно полностью устраниться сразу же после соглашения, но характер их участия может измениться и должен быь тщательно согласован, чтобы он Соответствовал ситуации. Важно, чтобы ответственность за реализацию определенно лежала на сторонах, подписавших соглашение, а не на третьих сторонах. Продолжающееся присутствие третьих сторон, особенно их внимание и энтузиазм, могут привести к недоразумению. Реализация может стать ‘’козырем", и переговоры могут быть возобновлены и продолжены. Контроль над реализацией может быть особенно деликатным, если это осуществляется преимущественно третьей стороной, или, по крайней мере, создается видимость этого, но присутствие третьей стороны придает больше уверенности. Реагировать на сложные процессы после соглашения - демобилизацию, разоружение, установление гражданского контроля над вооруженными силами . часто легче благодаря участию третьих сторон. Их продолжающееся присутствие является доказательством того, что ни одна сторона не ищет несправедливых преимуществ.
Реализацию и контроль над мирными соглашениями редко можно отделить от потребностей восстановления и примирения в условиях, которые определяются последствиями насильственного конфликта, особенно, если он был интенсивным и длительным. <…>