Херсонес (херсон) средневековый
Особенности развития средневекового Херсонеса.В эпоху «великого переселения народов» были сметены и прекратили свое существование многие государственные образования Восточной и Западной Европы. В Северном Причерноморье нашествие варваров уничтожило Ольвию, Боспорское царство. Не устояла и сама Римская держава. В 395 г. н.э. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую). В состав последней и вошли греческие колонии в Тавриде. Скромный и небольшой по размерам Херсонес благополучно перенес невзгоды III—V вв., вошел в средневековую эпоху и просуществовал еще около тысячи лет. Чем же объяснить такой исторический феномен, такую жизнестойкость маленького, оторванного от других культурных центров городка? Видимо, причин здесь несколько. Среди них можно указать важнейшие.
Весьма благоприятным оказалось географическое положение Херсонеса. Он был прикрыт со стороны степи хотя и невысокими, но труднопреодолимыми для кочевой орды горами, покрытыми густым лесом. Проникновение к городу вдоль морского побережья затруднялось тем, что этот путь пересекался глубоко вдающимся в сушу заливом Большого рейда и рядом рек, текущих в северо-западном направлении (Черная, Бельбек, Кача, Альма), более полноводных, чем в наше время. При отсутствии дорог продвижение в этом районе было затруднительным и опасным.
Способствовала сохранению Херсонеса и забота о нем сильных, заинтересованных соседей — вначале Рима, затем Византии. Для обеих этих крупнейших держав Херсонес являлся форпостом в таком важном районе, как Северное Причерноморье. Он становится ремесленным, торговым и культурным центром Юго-Западного Крыма, заселенного преимущественно земледельческим населением.
На протяжении всей средневековой эпохи в Херсонесе сильно чувствовалось влияние античных традиций. До конца жизни города он сохранил планировку, возникшую вскоре после его основания: в соответствии с так называемой гипподамовой системой улицы были прямыми, они пересекались под прямыми углами, образуя кварталы прямоугольных очертаний. Многие христианские церкви были построены на местах старинных языческих храмов. Линия оборонительных стен, единожды сложившаяся к III в. до н.э., изменялась на протяжении столетий лишь незначительно и в моментах непринципиальных. Следовательно, и площадь города, заключенная в эти стены, оставалась почти неизменной. Продолжали существовать, развивались и совершенствовались ремесло и промыслы. Сложнее выяснить положение сельского хозяйства.
На Гераклейском полуострове еще в эллинистическое время были искусственно созданы условия для успешного выращивания винограда, который стал монокультурой на его территории. Нет никаких оснований считать, что херсонеситы отказались в эпоху средневековья от этого направления сельскохозяйственной деятельности. На многих наделах полуострова встречаются фрагменты средневековых сосудов и другие
материалы того же времени, что указывает на продолжение их функционирования. Действительно, давно выяснилось, что виноградарство и виноделие — весьма перспективные отрасли хозяйства. Вино — такой товар, который всегда находил надежный спрос в среде местных варварских племен. Известно, что другие греческие центры Северного Причерноморья — Боспор и Ольвия — в первые века н.э. попытались быстрыми темпами развивать эти высокоинтенсивные отрасли, но по тем или иным причинам им вряд ли удалось поднять виноградарство и виноделие на такой высокий уровень, как в Херсонесском государстве. После их гибели именно Херсонес становится единственным в Северном Причерноморье массовым производителем вина, и это должно было приносить ему значительный и твердый доход.
Соль также имела гарантированный сбыт во все времена, вплоть до новейших. В X в. император Константин Багрянородный указывал, что между Днепром и Херсоном — болота и бухты, «в которых херсониты добывают соль». В римскую эпоху начались, в раннем средневековье интенсивно продолжались развитие рыболовного промысла и переработка его продуктов в таких масштабах, которые свидетельствовали о вывозе рыбы за пределы Херсонеса. Все эти отрасли вкупе с высокоразвитым ремеслом и широкой торговлей, в том числе посреднической, обеспечивали устойчивость экономики, стабильность положения города.
Следствием такого положения явилось то, что Херсонес смог поддерживать в надлежащем порядке свои оборонительные сооружения: стены и башни ремонтировались, достраивались (помощь оказывала Византия). Видимо, была крепкой и армия. Таковы основные факторы, обусловившие необычайную стойкость Херсонеса перед всеми невзгодами.
Византия и Херсон*.Еще до разделения Римской империи правители восточной ее части проявляли большую заинтересованность в Херсоне, как в пункте, через который можно было оказывать влияние на отдаленные-от центра области, лежавшие на северных берегах Понта. Если судить по одной боспорской надписи конца VI — начала VII вв., в Херсоне имел ставку византийский военачальник, носивший титул дука, который обычно командовал контингентами войск, расквартированных в приграничных районах империи или за ее границами. По-видимому, и здесь стоял отряд византийской армии. В этом чувствуется прямая преемственность политики римских императоров, которые сделали Херсон главным центром расположения своих войск в Северном Причерноморье.
Постоянный интерес Византии к Херсону выражался в настойчивых попытках насаждения в крае христианства, которое здесь, как и везде, верно служило существенным подспорьем в достижении политических целей. Действительно, навязать Херсону христианство значило прочнее привязать его к империи, получить дополнительные рычаги, с помощью которых можно эффективно оказывать давление на его внутреннюю и внешнюю политику, на всю его жизнь. И вот, как сообщается в «Житиях святых епископов херсонских», в город один за другим отправляются
* Кстати, современный его «тезка», украинский г.Херсон, был заложен Уже в «екатерининское» время - в 1783 г.
крестители. Горожане упорно сопротивляются, недвусмысленно демонстрируя свое нежелание переходить в христианскую веру, однако церковные власти посылают все новых и новых миссионеров. Такая настойчивость красноречиво свидетельствует о громадном значении, которое придавалось этому акту. Доподлинно известно, что христианство всегда и везде действовало чрезвычайно напористо, прокладывая себе дорогу, порой не считаясь ни с чем. Но в истории Византии не много найдется примеров, когда одному, сравнительно небольшому городу уделялось бы так много внимания.
Это нашло отражение в легендах и сказаниях, сообщающих, что проповедь христианства в Херсоне вели еще апостол Андрей, папа Климент. Но действительно серьезный нажим на жителей города начинается несколько позднее. Только за одну первую четверть IV в. здесь действуют семь епископов, из которых лишь последнему — Капитону — удалось добиться успеха в своей миссии, да и этот успех, как показывают последующие события, можно считать весьма относительным, к тому же он был достигнут не без помощи военной силы. Все остальные епископы были убиты или изгнаны. С одной стороны, это свидетельство большой заинтересованности Византии в Херсоне, с другой — показатель независимости херсонитов и того, что они сознавали свою силу.
Во взглядах ученых на положение Херсона в V-IX вв. единодушие отсутствует. Решающую роль здесь играет существование двух концепций возможного развития византийского города в этот период, который получил название «темные века». Сторонники одной из них считают, что при переходе от античности к средневековью городская жизнь замирает, центр экономической деятельности переносится в деревню. Другие утверждают, что существенного перерыва в жизни городов не было, ремесла и торговля хотя несколько и сократились в объеме, но продолжали успешно развиваться, города по-прежнему оставались средоточием товарно-денежных отношений и центрами культуры.
В соответствии со взглядами приверженцев первой концепции, Херсон в этот период выступает как «отдаленная окраина Византии», «захолустный и отдаленный город, заброшенный на край империи», к тому же «дикий и голодный». Для подтверждения такой негативной оценки чаще всего привлекаются следующие аргументы: во-первых, Херсон был местом ссылки, во-вторых, о тяжелом положении в городе сообщает сосланный сюда римский папа Мартин в своей переписке, в-третьих, ссылаются на отсутствие слоев VI — первой половины IX вв. среди напластований херсонесского городища. Рассмотрим эти доказательства в пользу якобы полного.упадка города.
В Херсон действительно традиционно ссылали многих опальных лиц. Однако при этом опускается тот важный факт, что ссыльными были весьма видные представители высшего византийского общества. Среди них мы насчитываем по крайней мере одного свергнутого императора, двух претендентов на престол, двух братьев императора. К тому же Херсон был далеко не единственным местом, куда ссылали неугодных светских и церковных сановников высокого ранга. Среди мест ссылки фигурирую1,
крупнейшие центры империи, в том числе Рим. Так что сама по себе принадлежность того или иного города к местам ссылки ни о чем не говорит.
В 655 г. римский папа Мартин за взгляды, объявленные ересью, действительно был сослан в Херсон. Отсюда он шлет письма своим друзьям и сторонникам, не скупясь при этом на темные тона, описывая внутреннее положение города.
Здесь следует учитывать, что папа Мартин был довольно пожилым и со слабым здоровьем человеком. Более суровые и, главное, непривычные условия, отсутствие комфорта, убогая обстановка в Херсоне должны были поразить его и произвести тяжелое впечатление, под влиянием которого все вокруг окрашивалось для него в мрачные тона, вселяло уныние.
Что же касается отсутствия слоев, то и здесь далеко не все ясно. В эпоху средневековья слои датируются, в первую очередь, по монетам. До недавнего времени считалось, что после VI в. монетная чеканка Херсона прекращается и вновь возобновляется лишь во второй половине IX в. Однако новые исследования нумизматов показали ошибочность этого мнения. Со второй половины V в. и почти до середины VII в. монетный двор Херсона обильно чеканил медную монету. После небольшого перерыва, со второй половины следующего века выпуск монеты возобновился. Таким образом, оказывается, что Херсон не чеканил монету лишь 100 с небольшим лет. А в этот сравнительно короткий период в обращении находилась масса денег, выпущенных в предшествующие века, надчеканенных и унифицированных в результате денежной реформы императора Ираклия (610-641).
Значит, оснований для утверждения о возможном упадке товарно-денежных отношений в IV-VII вв. в Херсонесе нет. Более того, конец V-VI вв. считаются временем определенного экономического подъема Херсона. Массовое производство амфор — сосудов для транспортировки и хранения жидких и сыпучих продуктов, в том числе вина — косвенно свидетельствует о развитии виноделия. Гончарное ремесло, кроме амфор, производило и другие виды изделий: большие глиняные бочки-пифосы, столовую и кухонную посуду, плинфу (плоские кирпичи), кровельную .черепицу, водопроводные трубы.
Важное значение для жизни города имело металлообрабатывающее ремесло, которое не только давало многочисленные вещи повседневного употребления — замки, подсвечники, ножи, оружие и многое другое, нои определяло уровень развития других отраслей производства, изготовляя Употреблявшиеся в них орудия труда (например, плуга, серпы, инструменты Для обработки камня, дерева и пр.). Металлообрабатывающие мастерские, работавшие на крымском или привозном сырье, обнаружены в Раннесредневековых слоях Херсона. В городе имели широкое развитие также строительное дело, тесно с ним связанные камнерезное, столярное и плотницкое ремесла, косторезное, ювелирное, ткацкое производства. Херсон ПоДДерживал широкие торговые связи с городами южного и западного брегов Черного моря, с более отдаленными пунктами (Рим, Александрия), а также постоянно обменивал ремесленные изделия на продукты
земледелия и скотоводства с сельскими поселениями Юго-Западной Таврики.
Такое прочное экономическое положение позволяло Херсону занимать активную политическую позицию во многих международных событиях. Особенно активную роль сыграл он в эпизоде, связанном с именем Юстиниана II. Этот византийский император в 695 г. был свергнут с престола и отправлен в ссылку в Херсон, где прожил несколько лет, лелея надежду вернуться на царствование и пытаясь найти поддержку у жителей города. Когда же это не удалось, он бежал к хазарскому хакану, заключил с ним соглашение и даже женился на его сестре. Недовольное таким оборотом событий византийское правительство потребовало от хакана выдачи беглого императора, живого или мертвого. Узнав об этом, Юстиниан отправился в Болгарию, а оттуда, получив военную помощь, в 705 г. осадил Константинополь. Город был взят, Юстиниан вторично сел на византийский престол. Развернулась широкая кампания репрессий против врагов Юстиниана. В Херсон одна за другой отправляются две армии с приказом «истребить мечом всех жителей», причем одна из армий была, по сообщению источников, гигантской для своего времени и состояла из 100 тыс. солдат. В результате длительной, кровопролитной борьбы херсониты при участии хазар, призванных на помощь, отбили все нападения, объявили низверженным Юстиниана, провозгласили новым императором находившегося здесь в ссылке армянского вельможу Вардана, который вскоре и занял константинопольский престол под именем Филиппика.
В этих событиях Херсон выступает как решающая политическая сила. Он вступает в борьбу с центральным правительством, ведет независимую внешнюю политику, заключая международные соглашения (с хазарами), фактически свергает одного и сажает на византийский престол другого императора и вообще твердо и успешно проводит в жизнь свою линию. После волнений, связанных с насаждением христианства, зафиксирован еще ряд восстаний херсонитов, направленных против Византии и центральной власти. Источники упоминают выступления жителей города в конце VII, конце IX, в начале и в 70-х гг. XI вв.
Константин Багрянородный предполагает постоянную возможность отделения Херсона и рекомендует ряд мер, способных, по его мнению, предотвратить эти крайне нежелательные для Византии действия. Обращает на себя внимание, что во всех восстаниях херсониты добивались определенных успехов, а Византия легко шла на уступки. Только крупный и сильный город мог вести себя так независимо.
Византия проявляет заботу о безопасности и благосостоянии Херсона. Так, Константин Багрянородный советует натравливать аланов на хазар, чтобы последние не могли выступить против Херсона. По-видимому, поддержанию в постоянной боевой готовности стен Херсона правительство Византии придавало очень большое значение. На это косвенно указывает тот факт, что в связи со строительными работами еще во времена императора Зенона (474-491) в Херсон было командировано столь высокопоставленное лицо, как комит Диоген, который вскоре стал комитом схол (т.е. начальником придворной гвардии) и прославился как
полководец в войне против исаврийцев,
В Херсоне долгое время сохраняется городское самоуправление. Оно состоит из «первенствующих» мужей (по некоторым имеющимся сведениям, относящимся к началу VIII в., их было 67) во главе с протополитом. Этот «муниципалитет» действует под наблюдением византийских чиновников — представителей императорского правительства. Одно время в городе сидит тудун — наместник хазарского кагана.
Около середины IX в. в Юго-Западном Крыму византийским правительством была организована фема. Так называлась военно-территориальная единица в Византии, где и военные, и административные функции сосредоточивались в руках одного лица — стратига. В состав фемы вошла довольно значительная территория: на южном берегу -- до района Алупки — Симеиза, горная часть — до долины р. Бельбек, степное побережье — до нижнего течения р. Альма. Стратиг Херсона создает наемные войска, для чего он имеет в своем распоряжении значительные средства (до 4 кг золота) на содержание войска и пограничной стражи. Стратиги внимательно следили за ситуацией в Крыму и за его пределами и сообщали императору о ее малейших изменениях. Кроме того, глава фемы заботился о поддержании в порядке крепостных сооружений города, их своевременном ремонте и совершенствовании. А такая забота очень нужна была Херсону, поскольку над городом часто нависала угроза набегов со стороны кочевых народов, обитавших в Северном Причерноморье. Упразднена фема в Херсоне была в конце XI в. в связи с общей реорганизацией административной системы империи.
В 1204 г. в результате Четвертого крестового похода Константинополь был захвачен западными рыцарями. Византийское государство более чем на полвека прекратило свое существование. Трапезундская империя, образованная на части завоеванных земель, претендовала на то, чтобы стать наследницей Византии в Причерноморье. Под верховную власть этого нового государства поступает Юго-Западный Крым, в том числе Херсон. Эта часть Крыма платит императорам Трапезунда, Комнинам, государственные подати. В свою очередь, те берут на себя обязанность защищать город и представлять его во внешнеполитических делах. После воссоздания Византийской империи в 1261 г. Херсон некоторое время продолжает ориентироваться на Трапезунд, но постепенно прежнее положение восстанавливается, влияние центрального византийского правительства вновь становится непререкаемым.
Между тем местное самоуправление продолжало играть заметную роль в различных областях жизни города. Руководство состоит из «знатных людей», «старейшин», патрициата. Известны также чиновники — представители центральной власти.
Византия оказывает давление на Херсон и через церковные каналы. Во второй половине XIII в. Херсонское архиепископство поднимается на более высокую ступень, преобразуется в митрополию.
На протяжении второй половины XIII и первой половины XIV вв. все большую роль в Северном Причерноморье играют венецианцы, а
несколько позднее генуэзцы. Итальянские купцы развивают бурную торговую деятельность, и постепенно большая часть торговых путей этого района переходит в их руки. Они закрепляются в Каффе, Суроже, Чембало. Проникают и в Херсон. К первой половине XIV в. в городе живет уже столько католиков, что признается необходимым организовать здесь католическую кафедру, входившую в состав Боспорской митрополии. Предполагалось даже воздвигнуть в Херсоне католический собор. Такое -распоряжение было дано одним из «авиньонских» пап Иоанном XXII, но либо оно не было выполнено, либо собор был так разрушен, что от него не осталось заметных следов, во всяком случае, археологическим путем они обнаружены не были.
Во второй половине XIVв. в Херсоне появляются и лица из администрации Каффы, что указывает на возникновение в нем генуэзской фактории и на вмешательство итальянцев в дела (по крайней мере, торговые) горожан. Побывали здесь и генуэзские войска.
К XIIIв. относится довольно интенсивная русская эммиграция в Херсон, связанная с татаро-монгольским нашествием на Киевскую Русь. Выходцы из Поднепровья селились в северных прибрежных кварталах города, а также занимали отдельные усадьбы в других его частях.
Поздний Херсон.В последний период жизни Херсон был небольшим по современным понятиям, но среднимпо византийским масштабам провинциальным городом. Правда, очень трудно определить, сколько же населения имел город — различные подсчеты дают цифры от 3-4 до 7-8 тыс. жителей.
Большинство населения Херсона, вероятно, составляли потомки старых жителей города — греков. В ходе многовекового процесса этнический конгломерат, перенявший греческий язык, подвергшийся влиянию византийской культуры, приобрел черты этнической общности, известной в дальнейшем как крымские греки. Однако наряду с ними появляется много представителей и других народностей — русских, армян, аланов, хазар, евреев, печенегов, половцев. В самый поздний период жизни города среди его жителей зафиксированы венецианцы, генуэзцы и, наконец, татары. Судя по всему, все они жили мирно, не выделялись даже отдельные районы или кварталы, где поселялись бы отдельные этнические группы, нередки были смешанные браки. Каждая группа приносила с собой какие-то присущие ей элементы культуры, но все это перемешивалось в одном котле и в конечном счете подчинялось старой византийско-греческой культуре. Многие из пришлых после переселения в Херсон принимали христианство, что ускоряло культурную нивелировку. На улицах и площадях звучала многоязычная речь, в городской толпе мелькали разные лица, прически, костюмы. Среди надписей этого времени встречаются, наряду с греческими, также славянские, армянские, аланские, арабские. Между прочим, надписи, нанесенные на надгробия, предметы культа, и имевшие самое широкое распространение бытовые предметы повседневного употребления свидетельствуют не только о притоке разноязычного населения, но и о значительном уровне грамотности среди населения.
Поздний Херсон представляется не только достаточно культурным,
но и весьма благоустроенным, комфортным для жизни и внешне красивым городом. Улицы повторяли прежнее начертание: они были прямыми и пересекались под прямыми углами. Поверхность улиц и площадей постоянно (через каждый десяток лет) подсыпалась щебнем, керамическим боем и слегка утрамбовывалась, что предотвращало появление грязи во время дождей и таяния снега, а также образование глубокой колеи. Под улицами были проложены водостоки, по которым в море и бухту отводились дождевые воды и жидкие бытовые отходы. В толщу стен домов были спрятаны трубы, собиравшие воду с крыш и направлявшие ее в уличные водостоки. В качестве мусорных ям использовались вышедшие из строя старые рыбозасолочные цистерны или специально для этого вырытые углубления во дворах. И те и другие после заполнения мусором тщательно засыпались. Практически в каждом дворе были колодцы для получения воды (или один на два двора). В нескольких районах раскопаны общественные бани. Граждане находили средства не только для проведения мероприятий санитарно-гигиенического характера, но и для строительства вполне благоустроенных и красивых жилых домов. Дома не прятались в глубине дворов, а строились фасадами на улицу. Строительство в Херсоне велось из камня, который возле самого города и в его окрестностях имелся в неограниченном количестве. Но у жителей в ХІП-XIV вв. даже не появлялось необходимости активно разрабатывать близлежащие залежи известняка: для них сам город представлял собой гигантскую каменоломню. За предшествующие столетия было добыто и свезено на его территорию так много камня, что любой гражданин, копнув чуть ли не у себя во дворе, мог получить и тесаные блоки, и архитектурные детали, и массу бута. Этот материал и шел в первую очередь на новое строительство.
Отдельные археологические находки позволяют судить о том, что стены внутри были оштукатурены и расписаны яркими красками. Роскошная мебель украшалась нередко резными деталями, накладными костяными пластинами с рельефными изображениями. В быту жители употребляли великолепную посуду, одежду, украшения, многие из которых изготовлены в собственных мастерских.
Таким образом, поздний Херсон предстает перед нами как обычный византийский город, хотя и имеющий некоторые присущие только ему черты.
Постепенно, по мере того как внешняя торговля Херсона переходит в руки итальянских купцов, а на Крым одна за другой накатываются волны кочевнических нашествий, принадлежавшая ранее городу обширная территория сокращается до ближайших окрестностей. В 1396 г. воинство хана Тимура (Тамерлана) осуществило поход на Крым, учинило разгром Херсона. Жизнь в городе угасала, его покидали ремесленники и купцы, ветшал порт. В 80-х гг. XV в. Херсон еще упоминался в письменных источниках.
Город находился в зависимости от осман, жизнь в нем теплилась в основном на северном побережье и в портовом районе. Вскоре он был окончательно заброшен и превратился в груды безмолвных руин.
КРЫМ ВХ- СЕРЕДИНЕ XV вв.
Таврика и Древняя Русь.Связи Крыма с лесостепной зоной Восточной Европы имеют древнюю многовековую традицию. Уже в III-IV вв. н.э. живущие здесь племена проникают на территорию полуострова, о чем свидетельствуют многочисленные находки. В свою очередь на территории расселения раннеславянских племен имеется целый ряд кладов римских монет и другие находки римского происхождения, попавшие сюда, скорее всего, через крымские центры и частично через Ольвию. И в дальнейшем Крым был тесно связан с Древней Русью. Связи эти были разносторонними: экономическими, дипломатическими, военными. Крупнейший крымский центр этого времени — Херсон, являвшийся основным опорным пунктом римлян в Северном Причерноморье, так или иначе участвовал в этих связях: он мог являться перевалочным или складским пунктом римских товаров и товаров, вывозившихся из Поднепровья, мог поставлять продукцию собственного ремесла и промыслов (в первую очередь соль), получая взамен то, чего ему недоставало; херсонские купцы могли играть роль посредников, проводников, переводчиков для римских, малоазийских и других торговцев. Завязавшиеся еще в римское время тесные связи между Крымом и Средним Поднепровьем, естественно, не прерывались, а получили дальнейшее развитие в эпоху средневековья.
После гибели Римской державы ее восточная часть под именем Византийской империи продолжает политику своей предшественницы з Северном Причерноморье. Как можно судить по различным источникам, влияние Византии в этом районе особенно возрастает при императоре Юстиниане I. Свидетельством этому, в частности, являются находки византийских монет императоров Анастасия I (498-518) и Юстиниана I (527-565), двух небольших остродонных амфорисков херсонского производства, бронзовой фигурки льва, происходящих с Замковой горы и ее окрестностей в Киеве. Ввиду немногочисленности ранних импортов на территории Древней Руси не представляется возможным определить размеры ее торгового оборота с крымскими городами. Более четкое представление о связях между Крымом и Русью мы можем получить только для IX-X вв. С ними нас знакомят и письменные источники, в первую очередь договоры Руси с Византией, и более многочисленные археологические находки.
Для освещения торговых связей древнерусских городов с Византией и ее крымскими владениями нумизматические материалы привлекались уже давно и неоднократно. Но для большинства исследователей на первом плане стояла чисто статистическая сторона вопроса. Действительно, численность всех византийских монет (около 300 экземпляров, херсонские составляют не более 20-25% из них) во много раз меньше арабских (они исчисляются тысячами). Из этого соотношения делался вывод о незначительной роли русско-византийских связей в ІХ-Х вв.
Лишь впоследствии удалось доказать, что торговля с Византийской империей и арабским миром носила различный характер. Торговля с
Византией в значительной мере была меновой: русские купцы расплачивались за греческие товары рабами, медом, воском и особенно мехами, пользовавшимися большим спросом среди византийской знати. Что же касается арабского серебра, то оно попадало на Русь не столько как деньги, сколько само являлось товаром, объектом торговли.
Первым этапом русско-византийских отношений было установление всесторонних связей с крымскими владениями Византии, и в первую очередь с Херсоном. Об этом, кроме всего прочего, свидетельствуют и нумизматические материалы: так, в Киеве найден клад из 37 херсоно-византийских монет IX-X вв., в центральной части древнего Киева неоднократно встречались монеты Василия I (877 — 886), Василия и Константина (869-879). Здесь также найдены и амфоры херсонского производства.
В IX в. Древнерусское государство усиливается и становится господствующей силой в Восточной Европе. В постоянной борьбе с соседями-степняками оно раздвигает свои границы и угрожает самой Византии. Последняя опасается, что хазары будут разгромлены русскими дружинами и тем самым нарушится выгодное для империи соотношение сил в Северном Причерноморье, которое кропотливо, с большим трудом и затратами создавалось и поддерживалось византийской дипломатией. Более того, русские тревожат границы Византии н даже совершают набеги на ее столицу Царьград в 880-1043 гг. Вполне естественно, Древнерусское государство пытается выйти к Черному морю и закрепиться здесь. В сферу интересов киевских князей попадает Крым. В Приазовье, в Восточной Таврике уже в IX в. возникают русские поселения, которые впоследствии оформляются в Тмутараканское княжество. К самому началу IX или даже к концу VIII вв. относится поход русской дружины на Сурож (Судак). Здесь на южном склоне Крепостной горы раскопками 1964-1968 гг. были вскрыты фундамент и стены приморского укрепления, возникновение которого относится еще к VI в. На рубеже VIII—IX вв. оно было разрушено. Высказано предположение, что произошло это в результате военных действий князя Бравлина*.
Нужно отметить, что, делая постоянно набеги на Византию, русские до 988 г. и после этого не трогают Херсон (в древнерусских летописях — Корсунь), хотя он был ближе, доступнее и, конечно, не так многолюден и укреплен, как Константинополь. По всей вероятности, русские были заинтересованы в этом византийском городе как в источнике получения
В сказании из «Жития Стефана Сурожского» говорится, что через несколько лет после смерти сурожского архиепископа Стефана в Крым со своей дружиной пришел князь Бравлин. В Суроже князь со своими ратниками ворвался в церковь, где находился гроб Стефана Сурожского. «А на гробе, — говорится в сказании, — царское одеяло и жемчуг, и злато, и камень драгой, и кандила злата, и сосудов златых много». Все это воины Бравлина забрали себе. Однако после этого с князем случился приступ: он упал на пол, его лицо обратилось назад, а рот стал источать пену. Князь сообщил боярам, что его сильно ударил по лицу невидимый для них «великий и святой» человек, требуя, чтобы дружинники вернули все награбленное. Пришлось вернуть. Но «святой старец», по словам сказания., потребовал, чтобы князь и его дружинники крестились. Пришлось подчиниться, преемник Стефана — архиепископ Филарет — крестил^ киевского князя и его воинов, и новоиспеченные христиане отправились домой.
различных необходимых им товаров. Во всяком случае, никаких указаний на военные действия русских в Юго-Западном Крыму ни в письменных, ни в археологических источниках нет. Уже давно было обращено внимание на то, что периодам мирных контактов Руси и Византии предшествовали военные конфликты, походы русских князей на Константинополь или другие крупные центры. Именно в периоды ухудшения отношений между Византией и Русью получать различные византийские товары, ремесленные изделия, предметы роскоши, пряности Русь могла только из Херсона. Но и в более благоприятные времена с Херсоном нужно было поддерживать хорошие отношения именно на случай нарушения торговли с Константинополем и другими собственно византийскими центрами.
Херсон же в ходе военных действий принимал активное участие. В точном соответствии с той ролью форпоста, которая отводилась ему византийским правительством, он выступал как разведчик. Русские походы на Константинополь обычно не заставали Византию совершенно врасплох: херсонский стратиг успевал дать знать императору о предстоящем нападений, и тот принимал спешные меры для отражения опасности. Другое дело, насколько эффективными оказывались эти меры. Русский флот, состоявший из ладей-однодревок, «набойных ладей» и небольших судов, целиком сделанных из досок, мог идти только вдоль западного побережья моря, затрачивая на этот путь значительное время. Херсонские корабли, более крупные, мореходные, укомплектованные более квалифицированными экипажами, пересекали Черное море по кратчайшему пути, выигрывая при этом несколько суток и успевая заблаговременно предупредить императорское правительство о грозящей опасности. Правда, о нападении русских в 860 г. херсониты по каким-то причинам не предупредили.
Неудивительно, что Византия придавала огромное значение обладанию Херсоном и днепровским устьем, о чем можно судить по договору Игоря с греками, в котором налагается запрет на всякие военные действия русских в Корсунской. стране, включая сюда и низовья Днепра, где херсониты ловили рыбу. Более того, русские князья обязуются защищать херсонские владения от возможных нападений черных болгар и других противников. Русский князь не только сам не должен нападать на Херсон и его владения, но и был обязан защищать их в случае возникновения конфликта с племенами Северного Причерноморья. Особая забота проявлялась о территориях вблизи устья Днепра. Надо думать, что здесь были владения херсонитов, причем район считался очень важным. Действительно, он входит в северо-западную зону Черного моря, наиболее богатую в промысловом отношении, где и в настоящее время вылавливается более 80% ценных рыб. Херсонские рыбаки получали отсюда большое количество рыбы, часть которой шла на прокормление жителей города, а другая могла вывозиться в Константинополь и другие крупные византийские центры. По Днепру и Бугу проходили важнейшие транспортные артерии, они находились под контролем тех, кто владел устьем лимана. Не исключено, что херсонские поселки рыболовов были и разведочными пунктами против русских. Место это очень удобно в стратегическом отношении. О тесных связях районов, прилегающих к устью Днепра, с Крымом свидетельствуют
частые находки здесь херсоно-византийских монет.
На о.Березань, вероятно, было долговременное поселение, судя по находкам металлургического производства, стационарного по самой своей природе. Здесь же — на Березани, Белобережье — русские рыбаки вели лов рыбы и нередко задерживались на зимовку, против чего протестовал русско-византийский договор. В этих же местах отстаивались во время непогоды торговые корабли, двигавшиеся по пути «из варяг в греки», здесь провел зиму 971-972 г. Святослав со своей армией на обратном пути из Болгарии. Именно в устье Днепра происходили постоянно тесные контакты херсонитов с русскими. При этом, встречаясь, совместно, плечом к плечу трудились, оказывали друг другу поддержку и помощь, вместе переносили тяготы и невзгоды. В таких условиях люди могли хорошо узнать друг друга, проникнуться взаимной симпатией, завязать дружеские связи. Результатом этих контактов явилось дальнейшее упрочение связей Херсона и всего Крыма с Древней Русью.
В ІХ-Х вв. одним из главных направлений в русско-византийских взаимоотношениях был вопрос об отношении к Хазарскому каганату. Византия занимала двойственную позицию: с одной стороны, она поддерживала Русь в ее борьбе с хазарами, с другой — не хотела полного разгрома каганата, противопоставляя его влияние чрезмерному усилению Древнерусского государства. Тесно связан с этими событиями Крым, и в частности Херсон, ведший упорную борьбу с хазарами, неоднократно подвергавшийся нападениям с их стороны. Иногда, впрочем, между ними устанавливались вполне дружеские отношения.