Церковная политика Ярослава Мудрого
Основанием для внутреннего церковного управления служил НОМОКАНОНИоанна Схоластика (VI в.) и патр. Фотия (IX в.), содержащий в себе законы византийских императоров и церковные правила. Из русских князей первый опыт приложения Номоканона к русской жизни сделал в своем "церковном уставе" св. Владимир. Этот устав касается главным образом судебных прав РЦ. К ведомству ее суда отнесены здесь: 1) дела против веры и церкви - еретичество, волшебство, святотатство, повреждение могил, 2) дела семейные: умыкание девиц, вступление в брак в родство и в свойство, споры между супругами об имении, блуд и прелюбодеяние, развод, побои от детой родителям, дела о наследстве, словесное оскорбление семейной чести и проч. В греческом законодательстве некоторые из этих дел подлежали гражданскому суду; у нас признано за лучшее предать в ведомство церкви все семейные дала, чтобы она там успешнее могла содействовать нравственному перерождению общества. Расширено было сравнительно с греческим законодательством ведомство Церкви и относительно подсудных ему лиц; кроме духовенства, суду Церкви подчинены: просвирня, паломник, прощеник и разные люди, которых церковь призревала в своих гостиницах, больницах и богадельнях. Великий князь Ярослав Мудрый издал другой такой же "Церковный устав", содержавший в себе подтверждение и раскрытие "Устава святого Владимира". В нем видим некоторые новые определения; так, к церковному суду, вместо непринятых у славян телесных наказаний и жестоких казной за вины, какие были определены в Номоканоне, применена славянская система вир, или денежных штрафов за преступления. В перечислении церковных людей прибавлены у него изгои - люди, не принадлежавшие ни к какому ведомству, и поступавшие под покровительство церкви, каковы "попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, а еще князь осиротеет." Грамота Ростислава Смоленской епископии (1150 года), кроме церковного суда, определяет еще источники содержания для новой епископии. Грамоты Всеволода Новгородского выстроенной им церкви Иоанна Предтечи на Опоках и Святослава Ольговича святой Софии (1137 г.) исключительно занимаются определением материальных средств для этих церквей.
Начало книжного просвещения на Руси при св. Владимире и Ярославе мудром.
Дело просвещения, начатое Владимирам, поддерживал Ярослав. "Владимир вспахал, - говорит летопись, - и умягчил сердца людей, просветивши их крещением, а Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая учение книжное". Ярослав сам любил читать книги, он собрал переписчиков и переводчиков, которые перевели с греческого языка на славянский и переписали много книг. Это первое на Руси собрание рукописей - библиотека - сохранялось при Софийском соборе в Киеве. При преемниках Ярослава средства к образованию еще более умножились. Сын Ярослава Святослав имел у себя "полны клети книг". Дочь Всеволода переяславского, Янка, завела при Андреевском монастыре в Киеве женское училище. Во Владимире-Волынском в конце XI в. были училища, над которыми для "смотрения" назначен был некто Василий; князь Галицкий Ярослав Осмомысл распорядился, чтобы школы и учителей содержали на свой счет монастыри. Кн. Константин Ростовский имел у себя библиотеку, в которой было до 1000 книг. Ревнителями просвещения были и многие другие князья. Но самые средоточия образования - школы и библиотеки - были при церквях и монастырях.
Монголы и РЦ.
Глухими остались князья и бояре-феодалы к "голосу земли", к стонам простых сердец людей, к голосу Церкви, которая устами своих святителей умоляла к прекращению междоусобиц, звала к единству. В 1236 г. через Уральский хребет перевалили татаро-монгольские орды хана (Батыя). Двигались они не спеша. Лишь летом 1237 г. Батый пересек Волгу и вторгся в пределы Рязанского княжества. Времени для организации отпора было достаточно, Русь могла бы выставить силы не меньшие, чем имел Батый. Но каждый удельный князь думал лишь о себе.В 1240 г. часть татарского войска пошла на запад, нанесла колоссальный урон Киеву, обратив его в ничтожное местечко, причем разрушена была и Десятинная церковь. Затем орда огнем и мечом прошла по южной части Галицко-Волынского княжества, перевалилась в Карпаты, вторглась в Венгрию, но оттуда, под встречным ударом закованных в латы чешских рыцарей, попятилась на Русь. Вся русская территория от среднего Днепра до Волги была под татарским ярмом. Новгородская земля сохранила свою независимость, хотя и должна была платить Орде откуп. Галицко-Волынское княжество должно было признать частичную, вассальную зависимость от хана.
Русские князья XIII-XIV вв. - защитники отечества от монголов и мученики за веру.На деле практика ханов мало считалась с ярлыками и своей "Ясой". В 1246 г. Батый вызвал в Орду черниговского князя Михаила Всеволодовича. Князь вместе со своим боярином Феодором отказался в Орде выполнять языческие обряды. После мучений и истязаний князя и боярина обезглавили и бросили на съедение псам. В 1270 г. хан Менгу-Темир вызвал в Орду рязанского кн. Романа Олеговича для объяснений по поводу обвинения его каким-то баскаком в поношении мусульманской веры. "Веротерпимый" Менгу-Темир предложил ему отречься от христианства. Вместо отречения князь стал исповедывать христианскую веру, тогда ему вырвали язык, выкололи глаза, содрали кожу и лишь тогда обезглавили + Кнн. Юрий, Феодор, Евпраксия, св. Роман Рязанские, епископ Рязанский Евфросин;
Отношение монголов к христианству в целом и к РЦ, в частности. Распространение Православия среди татар. Св. царевич Петр и другиеобратившиеся в православиевыходцы из Орды.Татары в войне вели себя свирепо, они не щадили ни беспомощного мирного населения, ни священнослужителей, ни святынь. Церкви был нанесен огромный ущерб. В Орде едва ли даже и была одна какая-нибудь господствующая религия. В состав орды входили воины различных вер (больше всего буддисты и мусульмане), и ханы не препятствовали совершению различных религиозных обрядов. В своей книге "Ясе" (книга запретов) Чингис-хан велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были. Но всё это не мешало ни Чингис-хану, ни его наследникам зверски расправляться со священнослужителями и жечь святыни. В частности, воины Батыя безжалостно сжигали все книги, находимые ими в храмах и монашеских кельях. Так, почти совсем были уничтожены все книжные богатства, накопленные Русью. Конечно, земли были обложены данью, взыскиваемой натурой, деньгами и людьми. Вначале дань собирали отряды ордынских послов - баскаки. Однако впоследствии дань стали собирать русские князья. Вступление князя в управление своим уделом могло последовать только с согласия хана, присяги на верность хану и получения ханской грамоты - ярлыка. Еще при первом обложении Руси данью духовенство было освобождено от ее платежа. Хан Менгу в своем ярлыке также освобождает все белое и черное духовенство от всех своих даней и пошлин. Церковные земли и угодья, церковные люди, вощи, книги, иконы и проч. объявлены неприкосновенными; по другому ярлыку хана Узбека митрополиту Потру духовенство освобождено было от всякого ханского суда; все церковные люди подчинены были суду митрополита и притом по всем делам, не исключая уголовных. Всех ярлыков духовенству известно доселе 7. При хане Узбеке в 1313 г. господствующей верой в Орде сделалось магометанство, известное своим фанатизмом. В местностях, подвластных Золотой Орде, миссионерская деятельность велась даже среди буддийцев и мусульман - поработителей Руси. Первый в монгольское время митрополит Кирилл в самой столице ханов Сарае учредил православную епископию, поставив в нее (в 1261 году) епископом Митрофана, а у хана Менгу-Темира выпросил ярлык духовенству. В 1276 г. сарайский епископ Феогност на Константинопольском соборе предлагал вопросы о крещении татар. Известны случаи обращения татар даже из ханского рода. На скрижалях церковной истории запечатлено имя Петра - царевича ордынского, племянника хана Берке, не только принявшего православие, но построившего в Ростове Петропавловский монастырь, где новообращенный царевич скончался в монашеском чине. Мурза Чет построил Костромской монастырь и стал родоначальником рода Годуновых. Родственницы ханов, выходившие замуж за русских князей, всегда принимали христианство