Виды государственного контроля
Общий Специальный
Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных объектов. Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретному вопросу или направлению деятельности подконтрольного объекта.
Контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда проверка осуществляется собственными силами министерства, ведомства, учреждения.
В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов выделяются следующие виды госконтроля:
- Контроль, осуществляемый Президентом Российской Федерации.
- Контроль, осуществляемый органами представительной власти.
- Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (общий, межотраслевой и отраслевой, т. е. внутриведомственной компетенции).
Сущностью контроляявляется:
— наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;
— получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;
- принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
- выявление причин и условий, способствующих правонарушению;
— принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
Административный надзор— суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах.
Существует большое число государственных структур, которые занимаются административным надзором. Среди них немало специализированных.
Органы, осуществляющие административный надзор, не имеют широких распорядительных полномочий в отношении внутренней (хозяйственно-производственной и организационной) деятельности поднадзорных.
В отличие от контроля административный надзор касается внешней деятельности организаций и учреждений.
Государственные инспекции и иные органы государственного управления, осуществляющие административный надзор, имеют право:
— фиксировать факты нарушений правил и норм;
— давать обязательные указания соответствующим органам и лицам об их устранении и совершении необходимых действий по предупреждению нарушений впредь;
— разрешать или запрещать отдельные действия;
— приостанавливать деятельность предприятий, учреждений и организаций;
— запрещать выполнение определенных работ, если нарушаются установленные правила их проведения;
— применять к виновным меры административного взыскания.
Виды административного надзора:
1. Надзор, осуществляемый специальными федеральными ведомствами:
— федеральный горный и промышленный надзор России;
— федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;
— комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;
— Государственный технический надзор, и др.
2. Государственные инспекции:
Инспекции, обладающие надведомственными полномочиями:
— государственная автомобильная инспекция;
— государственный пожарный надзор;
— государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
— государственный ветеринарный надзор, и др.
Инспекции, надзорные функции которых ограничиваются рамками одного ведомства.
3. Административный надзор милиции:
- Общий — за исполнением и соблюдением правовых актов по вопросам охраны общественного порядка;
— Специальный — надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за условно осужденными лицами.
Основные черты надзора и контроля в управлении:
— органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;
- в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц;
— в соответствии с действующим законодательством органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов.
Основными направлениями деятельности по обеспечению законности и дисциплины в государственном управлении являются:
1. Недопущение в деятельности органов исполнительной власти нарушений тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах.
2. Своевременное и оперативное выявление нарушений, их пресечение и устранение.
3. Устранение причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти.
4. Привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины.
5. Разработка и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины.
Рассмотрим более подробно виды контрольных полномочий различных субъектов государственного управления. Контрольные полномочия Президента Российской Федерациив сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным статусом как главы государства, гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому речь идет о его конституционных контрольных полномочиях.
Президентский контрольв сфере управления осуществляется в двух основных формах:
- непосредственный контроль Президента Российской
Федерации;
— президентский контроль через соответствующие президентские структуры.
Непосредственный контрольПрезидент Российской Федерации осуществляет прежде всего в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне. Например, по представлению Председателя Правительства Российской Федерации он назначает на должность министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб; назначает представителей в иностранных государствах, высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, и др.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Это позволяет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений Правительством Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
Осуществляя контроль за деятельностью Правительства Российской Федерации, Президент имеет право, в частности, отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции Российской Федерации, принимать решения об отставке Правительства РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти», ему подчинен и подотчетен ряд федеральных органов исполнительной власти, например, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел и др. Его контрольные полномочия в отношении этих органов закреплены в нормативных актах, регулирующих их деятельность.
Значительную роль в осуществлении президентского контроля играет Администрация Президента Российской Федерации. В соответствии с Положением об Администрации Президента РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 22 февраля 1993 г., важнейшей ее задачей является обеспечение контроля Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти Российской Федерации.
Важные функции и полномочия по обеспечению конституционных контрольных полномочий Президента РФ осуществляет Контрольное управление Президента РФ. Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 24 мая 1994г.
В соответствии с Положением Контрольное управление и его территориальные подразделения (окружные инспекции) являются единой системой обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации,
Контрольное управление и окружные инспекции от имени и по поручению Президента РФ осуществляют президентский контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) Конституции Российской Федерации;
2) законов Российской Федерации;
3) указов и распоряжений Президента Российской Федерации.
Контрольное управление, являясь структурным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, осуществляет свои функции и полномочия в соответствии с планами контрольных проверок, утверждаемыми непосредственно Президентом Российской Федерации. Проверки проводятся также на основании отдельных поручений Президента РФ и руководителя его Администрации.
При осуществлении своих функций и полномочий Контрольное управление тесно взаимодействует с органами законодательной власти, органами исполнительной и судебной власти, органами прокуратуры и другими органами Администрации Президента Российской Федерации. Полномочные представители Президента Российской Федерации назначаются на должность по представлению руководителя Администрации Президента РФ, Президентом Российской Федерации, подчиняются ему и представляют его на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Но необходимо помнить, что, осуществляя свою деятельность, в том числе и контрольную, полномочные представители Президента Российской Федерации не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций.
Контрольные полномочия органов законодательной (представительной) власти закреплены в Конституции Российской Федерации, конституциях республик, уставах иных субъектов Российской Федерации. •" Соответственно контроль органов представительной власти осуществляется на уровне Российской Федерации и ее субъектов.
Контроль органов представительной власти определяется с соблюдением ст. 10 Конституции Российской Федерации о самостоятельности органов всех трех ветвей власти, в частности органов исполнительной власти. Конституция Российской Федерации, конституции республик и уставы других субъектов Российской Федерации свидетельствуют о различном объеме контрольных полномочий Федерального Собрания Российской Федерации и органов представительной власти ее субъектов. На уровне Российской Федерации он значительно уже, чем в отдельных субъектах РФ. Объем контрольных полномочий палат Федерального Собрания по отношению к органам федеральной исполнительной власти невелик. При этом они принадлежат в основном Государственной Думе.
Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ; назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.
Государственная Дума осуществляет контроль за деятельностью Правительства Российской Федерации по разработке федерального бюджета, который оно представляет на рассмотрение Государственной Думы. Она заслушивает отчеты Правительства Российской Федерации о его исполнении.
Контроль за исполнением федерального бюджета относится к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания. Для регулярного контроля за его исполнением Федеральное Собрание имеет постоянно действующий орган финансового контроля — Счетную палату.
Для контроля за деятельностью органов исполнительной власти представительные органы образуют постоянные комиссии, которые осуществляют контроль в пределах своей компетенции.
Конституции закрепляют и такую форму контроля, как депутатский запрос Кабинетам Министров, премьер-министрам, министрам, руководителям иных органов.
В краях, областях законодательными (представительными) органами государственной власти являются Думы, Законодательные собрания либо иные по наименованию органы.
Уставы ряда краев, областей закрепляют за ними объем контрольных полномочий в отношении органов исполнительной власти. Некоторые представительные органы власти утверждают на должность отдельных руководителей администрации, контролируя тем самым работу главы администрации (правительства) по подбору и расстановке кадров.
Для осуществления контрольной деятельности представительные органы власти образуют постоянные комиссии. Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти,призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных ему участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций. Контроль органов исполнительной власти можно разделить на:
Общий — охватывает всю деятельность подконтрольных
объектов.
Ведомственный — осуществляющийся в рамках одного ведомства, министерства, организации и т. д. Например, Министерство путей сообщения Российской Федерации осуществляет контроль за правилами применения действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций.
Подведомственный — осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.
В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по отдельным (специальным) вопросам.
Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.
К числу органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.
Правительствоосуществляет систематический контроль за деятельностью подведомственных ему органов.
По результатам контроля Правительство может привлекать руководителей федеральных органов и служб к дисциплинарной ответственности.
Контрольные функции возложены на все федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти(Государственная налоговая служба; Департамент налоговой полиции, Государственный таможенный комитет РФ, Государственный комитет по антимонопольной политике, и др.).