Правовые основы государственного управления в области транспорта

Организационно-правовые основы государственного управления транспортом и связью

Транспорт является обслуживающей отраслью народного хо­зяйства и играет огромную роль в хозяйственном и социально-куль­турном строительстве. Его основной задачей является своевремен­ное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транс­портных предприятий зависит эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. К транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство и средства связи.

В организации управления транспортно-дорожным комплек­сом имеется ряд особенностей.

Главную роль играют федеральные органы исполнительной власти. Они подразделяются по видам транспорта: железнодорож­ным транспортом управляет Министерство путей сообщения РФ, морским, речным, воздушным, автомобильным — Министерство транспорта РФ.

Для большинства видов транспорта характерна высокая сте­пень централизации управления, что обусловлено значением и особенностями деятельности управляемых объектов. Кроме того, очевидна необходимость создания в этой сфере объединений, по­дотраслей для лучшего управления большим количеством обслу­живающих предприятий, приближенных к населению.

Транспорт — источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализиро­ванный контроль.

Специфика организации и деятельности предприятий транспортно-дорожного комплекса требует наличия особых нормативных правовых актов (уставов, кодексов, правил). В настоящей время действует, например, Транспортный устав железных дорог, принятый Федеральным законом от 8 января 1998 г., Воздушный кодекс РФ 1997 г. Кодекс торгового мореплавания 1999 г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001 г. Определенные группы работников транспорта, главным образом связанные с обслуживанием движения и пассажиров, несут повышенную дисциплинарную ответственность на основании этих и других нормативных правовых актов, действующих на соответствующих вид транспорта.

Особенностью транспортно-дорожного комплекса является и то, что масштаб приватизации в транспортно-дорожной сфере ограничен; это объясняется необходимостью сохранить государственное управление стратегически важными объектами. Речь, частности, идет об атомном флоте, средствах управления воздушным движением и взлетно-посадочных полосах аэродромов, о водных путях, автомобильных и железных дорогах, пассажирском городском транспорте.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состояние, обеспечивают развитие на своей территории сети авто­мобильных дорог общего пользования.

Основу транспортной системы РФ составляет железнодорожный транспорт. Федеральным законом «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г. определены экономи­ческие, правовые и организационные основы деятельности, место и роль в экономике и социальной сфере страны этого вида транспорта. Закон регулирует его отношения с органами государственной власти, другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железно-дорожного транспорта, а также пассажирами, отправителями и получателями грузов, грузобагажа и багажа. Железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, что определяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта.

Существующая ныне система управления включает четыре ступени: министерство, дорога, отделение, предприятие. В связи с резким снижением объема перевозок грузов и пассажиров пла­нируется сократить количество дорог и их отделений. Указом Пре­зидента «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 8 ноября 1997 г. было предусмотрено выведение из структуры железнодорожного транс­порта предприятий и подразделений, непосредственно не связан­ных с организацией движения и обеспечением безопасности же­лезнодорожного движения, с последующей приватизацией этих предприятий и подразделений. Эта идея отражена в Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, утверж­денной постановлением Правительства от 18 мая 2001 г. С целью повышения эффективности работы железнодорожного транспорта и удовлетворения растущего спроса на его услуги предусматрива­ется разделить функции государственного регулирования и орга­низации хозяйственного управления, а также осуществить до 2010 г. ряд других мероприятий, предусмотренных Программой. Судоходные водные пути имеют протяженность 93,8 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры госу­дарства. По этим путям осуществляются перевозки на всей терри­тории страны. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Правитель­ством планируется создание необходимых условий для сохране­ния существующей сети судоходных путей, безопасности судоход­ства и безаварийной эксплуатации некоторых гидротехнических сооружений, удовлетворения спроса на услуги речного транс­порта.

Основополагающее значение имеет Федеральный закон «О го­сударственном регулировании развития авиации» от 8 января 1998 г. В нем определены цели государственного регулирования, полномочия федеральных органов исполнительной власти в облас­ти развития авиации.

Воздушный транспорт имеет немало организационных и пра­вовых проблем. Сейчас из 269 российских авиакомпаний с прибы­лью работают только десятки. Несмотря на резкий спад объема авиаперевозок и интенсивности полетов, уровень безопасности воздушного движения остается ниже рекомендованного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). В связи с этим постановлением Правительства от 22 февраля 2000 г. утверждена Концепция модернизации и развития единой систем воздушного движения Российской Федерации. В настоящее время регулирование и организация использования воздушного пространства России возложены на Единую систему, состоящую из военной и гражданской подсистем. Указания военных органов Единой системы по вопросам разрешения (запрета) использований воздушного пространства являются обязательными для гражданских органов.

Острой остается проблема строительства и ремонта существующих автомобильных дорог, замены автомобилей на новые марки. Реализация Федеральной целевой программы «Дороги России XXI века» позволит обеспечить дальнейшее развитие дорожной сети, создать возможности подъезда ко всем крупнейшим портам, транспортным узлам и терминалам, интегрировать сеть российских дорог в систему международных дорог Европы и Азии. Приоритетными задачами развития транспортной инфраструктуры на ближайшие годы являются: обеспечение безопасности функционирования транспорта и снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду до уровня, соответствующего международным нормам; формирование на территории России конкурентоспособных международных транспортных ко­ридоров с максимальным использованием географического поло­жения страны.

Без нормального функционирования органов управления свя­зью и информатизацией невозможны решение государственных, политических и общественных задач, эффективный обмен данными в бюджетных и коммерческих структурах, работа промышлен­ности, учреждений науки, образования, медицины и культуры, удовлетворение потребностей населения в услугах связи.

Современный этап развития общества характеризуется возрас­тающей ролью информационной сферы, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Учитывая это, в сентябре 2000 г. Президент подписал документ — Док­трина информационной безопасности Российской Федерации. В развитие Доктрины принимаются соответствующие норматив­ные правовые акты в данной сфере. Приоритетными задачами являются: повышение уровня информатизации общества, создание возможности для полноценной интеграции. России в мировое ин­формационное сообщество путем совершенствования существую­щих информационных технологий и техники связи, а также освое­ния новых с учетом требований информационной безопасности. Не­обходимо расширить инфраструктуру сети Интернет на территории России, демонополизировать телекоммуникационный и информа­ционный рынки, создать соответствующую конкурентную среду.

Наши рекомендации