Понятие эффективности государственной службы
От степени эффективности государственной службы зависит благосостояние и душевное состояние нации.
Среди ученых нет единства в определении понятия "эффективность государственной службы" и ее критериев. Существует точка зрения, согласно которой "работу госаппарата можно признать действительно эффективной лишь в том случае, если он успешно решает проблему оптимальной защиты интересов государства и оптимальной защиты населения, социальных групп и каждого человека. В этой двуединой задаче - важнейшая сторона понятия эффективности государственного аппарата"90. Некоторые авторы считают, что "эффективность государственного управления есть понятие, обозначающее соотношение результатов и достигнутых общественных целей, результатов и использованных государственных ресурсов"91.Эффективность государственной службы всегда связана с своевременным и полным решением назревших национальных проблем при оптимальном использовании общественных ресурсов.Эффективная государственная служба возможна при наличии чиновников, которые действительно находятся на службе обществу. Они появляются тогда, когда государственная служба находится под реальным контролем общества, выражает интересы большинства общества, оптимальна по своим количественным и качественным параметрам.
Общая теория эффективности пришла к выводу, что эффективность развитых систем нельзя выразить одним показателем. Всегда требуется система показателей и критериев92. К критериям, характеризующим эффективность государственной службы, можно отнести:
- уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам;
- темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН;
- среднюю продолжительность жизни человека;
- средний уровень образования населения;
- уровень доходов на душу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран.
ООН оценивает развитие государств с помощью индекса развития человеческого потенциала. В основе методики расчета ИЧРП лежат данные о продолжительности жизни, уровне грамотности, доле ВВП на душу населения.
Общая оценка эффективности государственной службы России
Отрицательная динамика показателей социально-экономического развития страны за последнее десятилетие свидетельствует о неэффективности государственной службы Российской Федерации. Она говорит о том, что Россия на протяжении десяти лет под лозунги о движении по пути современной мировой цивилизации двигалась в противоположном направлении.
Национальное богатство России используется нерационально, отсюда и высокая дефицитность экономики, ее крайняя неэффективность и ограниченность возможностей экономического роста. Страна, занимающая одно из первых мест в мире по уровню национального богатства на душу населения, находится на 76 месте по производству ВВП на человека. Хотя недра, по Конституции, принадлежат всем гражданам, но природная рента достается в основном олигархам.
Ежегодно из России утекает по 20-25 млрд. долл. По самым скромным подсчетам, из России вывезено с 1988 г. порядка 250-300 миллиардов долларов93. К выведенному из России капиталу имеет непосредственное отношение около 5 тыс. конкретных лиц, из которых - 60% являются менеджерами действующих или обанкротившихся банков и компаний, а еще 40% - нынешние или бывшие чиновники федеральных или региональных органов государственной власти. Однако никаких мер в их отношении не принималось94.
Недостаток квалификации государственных служащих препятствует осуществлению эффективного контроля за действиями менеджеров приватизированных предприятий. В России не действует широко распространенная в западных странах привязка доходов мененджеров к финансовым результатам деятельности предприятия в виде опционных контрактов на акции предприятия, отчислений от прибыли. Если в странах с рыночной экономикой основная часть доходов менеджера формируется как отчисление от прибыли управляемого им предприятия (тантьема), то в России их доходы практически не зависят от финансовых результатов предприятия. Источником формирования доходов руководителей российских предприятий являются непомерно высоко установленные фиксированные оклады (почти на уровне западного менеджера, хотя среднедушевые доходы в России в 10-20 раз меньше западных), не зависящие от финансовых результатов деятельности предприятия. Например, годовой доход 46 директоров предприятий Тульской области превысил 1 млн. долл., что в 5 раз превышает оклад президента США и почти в 1000 раз - среднюю зарплату в Тульской области. Для сравнения отметим, что в Японии средний доход высшего менеджмента превышает оплату труда рядовых работников в 10 раз, в Германии - 11, во Франции - 15, а в США - в 24 р аза95.
О низком уровне эффективности государственной службы Российской Федерации свидетельствует и такой факт. В конце 1999года жители одного села Омской области направили письмо губернатору, депутату, представителю Президента РФ, ООН по поводу плохого водоснабжения. Через десять дней первым
33.Пути повышения эффективности государственной гражданской службы России•
-формирование эффективного механизма подбора кадрового состава государственных служащих и работы с ним;
-повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;
-совершенствование программ подготовки и профессионального развития государственных служащих.
-Реализация указанных приоритетных направлений предполагает решение ряда основных задач:
- управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;
- обновление и протация кадрового состава государственных служащих;
- формирование кадрового резерва и обеспечение его эффективного использования;
- объективная оценка результатов деятельности государственных служащих, в первую очередь при проведении аттестации или квалификационного экзамена.