В. Проблема соотношения легальности и легитимности гос.власти
Следует различать термины «легальность» и «легитимность». Термин легальность в переводе означает законный. Он характеризует власть как установленную, признанную, поддерживаемую законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон. Однако нужно здесь учитывать следующие моменты:
Различен порядок принятия, изменения, отмены конституции. Главными доказательствами процедуры легализации гос. власти являются демократический способ подготовки и принятия конституции. Одним из наиболее демократических способов считается принятие ее специально избранным для этой цели Учредительным собранием. Однако Учредительное собрание не всегда формируется путем выборов, а иногда состоит из частично назначенных членов. Кроме того, в ряде случаев оно играет лишь роль консультативного органа, что снижает степень легальности гос. власти.
Все чаще конституции принимаются путем референдума. Теоретически прямое голосование избирателей обеспечивает наибольшую легальность гос.власти. Однако, без предварительного обсуждения ее в парламенте, населением, избирателям бывает трудно разобраться в таком сложном документе, как конституция. Нередкий случай использование референдумом для принятия реакционных конституций (например, в Греции при режиме «черных полковников»).
Иногда принятию конституции предшествует ее общенародное обсуждение. С точки зрения легализации гос. власти стадия обсуждения не имеет существенного значения (для легализации важно, чтобы конституцию принимал законно уполномоченный на то орган), но с точки зрения легитимации обсуждение может иметь огромное значение. Этот процесс рождает у людей чувство соучастности, сопричастности в подготовке основного закона, убеждение, что устанавливаемый порядок отражает его волю
2) Легализация гос.власти неразрывно связана с содержанием конституций.
Реакционные конституции, принятые даже с соблюдением необходимых процедур, на деле могут создать лишь лжелегализацию. Это объясняется не только тем, что принятие таких конституций иногда осуществляется в обстановке обмана и насилия, но тем, что определенным силам удается включить в конституцию положения, противоречащие общедемократическим принципам. Иногда конституции по своему содержанию легализовали открыто диктаторскую, антинародную власть, тоталитарную систему (например, конституция СССР).
В условиях авторитарных и тоталитарных режимах конституции могут приниматься внешне демократическими способами, могут содержать демократические положения, закреплять права граждан. Но сами выборы парламента, принимающего конституцию, не свободны, а положения, закрепляющие демократический режим, могут не соответствовать действительности.
Все это необходимо учитывать при оценке легальности гос. власти. Часто речь может идти о лжелегальности.
Более сложным является понятие легитимности власти. В переводе легитимность тоже означает «законный», но не в юридическом, а в фактическом смысле. Современное значение этого понятие связанно с исследованиями политолога Макса Вебера.
Легитимность означает признание и поддержку большинством населения данной власти, ее право управлять. Чтобы быть устойчивой, стабильной власть должна икать поддержки общества, определенных групп, СМИ и даже определенных влиятельных личностей.
Легитимность связана не с изданием закона, принятием конституции, а с представлениями различных слоев населения о соблюдении гос. властью, ее органами норм соц.справедливости, прав человека.
Нужно иметь ввиду, что легитимность гос.влати не может иметь всеобщего универсального характера, т.к. потребности и интересы людей различны, и не могут быть в полной мере удовлетворены в силу ограниченности ресурсов. Поэтому легитимность власти связана с неодобрением всего общества, а с принятием ее большинством населения при уважении и защите прав меньшинств.
Легитимность власти придает ей авторитет в обществе. Большинство населения добровольно и сознательно подчиняются ей, законным требованиям ее органов и представителей. Чем выше уровень легитимности власти, тем реже она прибегает к применению силы и принуждению.
Однако арифметическое большинство не всегда может служить основой подлинной легитимности (например, большинство немцев признавали политику правительства по «очищению рассы», но это привело к огромным бедствиям для немецкого народа). Главное – это соответствие ее общечеловеческим ценностям.
Соотношение:
Легитимность гос. власти может включать и, как правило, включает ее в легализацию.
Но легитимность может находиться в противоречии с легальностью, если законы не соответствуют нормам справедливости, общедемократическим ценностям.
Возможна и ложная легитимность, когда под воздействием пропаганды, использование личной харизмы население не имеет должной информации и поддерживает гос.власть, которая удовлетворяет его текущие интересы в ущерб коренным.
Вебер различал три типа легитимности:
Традиционная. Господство власти осуществляется на основе традиционного авторитета, основанного на увежении обычаев, вере в их преемственность (мусульманские страны, страны англо-саксонского права)
Харизматическая. Господство власти основано на вере в личные качества вождя.
Рациональная. Население поддерживает власть, исходя из собственной оценке ее действий, которые, как правило, соответствуют демократическим принципам. Это основной тип легитимности.
На практике эти типы применяются в комплексе.
На международной арене легитимность гос.влати может подтверждаться признанием гос-ва, принятием его в международные организации.
Если говорить о России, то в настоящее время власть в нашей стране переживает кризис легитимности. Это проявляется в нестабильности, утраты доверия к власти.